Подготовка дошкольников к обучению решению задач
презентация

Ищенко Наталья Николаевна

Обучение решению задач является сложнейший методический проблемой.

Знакомить ребенка с арифметическими действиями и простейшими приемами вычислений следует раньше, чем начинать обучению решению задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon velichina.ppt659 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЕЛИЧИНАМИ

Слайд 2

Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики Длина - это характеристика линейных размеров предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением или наложением (совмещением ). При этом всегда можно либо приблизительно, либо точно определить, «на сколько одна длина больше (меньше) другой». Масса - это физическое свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания. Кроме взвешивания, массу можно приблизительно определить прикидкой на руке («барическое чувство»). Площадь - это количественная характеристика фигуры, указывающая на ее размеры на плоскости. Для измерения площади в качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру (без зазоров). В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя этот термин, с помощью наложения палеток. И, визуально, путем сопоставления занимаемого ими места на столе, земле.

Слайд 3

Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики Емкость - это характеристика мер жидкости. Время - это длительность протекания процессов. Время - это процесс, который не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно: в отличие от массы или длины, его нельзя потрогать или увидеть. Инструментом измерения времени являются календарь и часы.

Слайд 4

Этапы знакомства дошкольников с понятием величины 1этап. Выделение и распознавание свойств и качеств предметов . Сравнение их без измерения. Сравнивать без измерения можно: длину (на глаз, приложением и наложением), массу (прикидкой на руке), емкости (на глаз), площади (на глаз и наложением), время (ориентируясь на субъективное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса: времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток - по движению солнца).

Слайд 5

Этапы знакомства дошкольников с понятием величины 2-й этап. Сравнение величин с использованием промежуточной мерки . Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности (для емкости - стакан, для длины - кусочек шнурка, для площади - тетрадь). До изобретения общепринятой системы мер человечество активно пользовалось естественными мерами - шаг, ладонь, локоть. и т. п. От естественных мер произошли - дюйм, фут, аршин, сажень, пуд и т. д. При использовании промежуточных мер целесообразно познакомить ребенка со способом счета мер через посредство меток. В качестве метки может быть использован любой предмет - палочки, фигурки, пуговицы, кубики.

Слайд 6

Этапы знакомства дошкольников с понятием величины 3-й этап. Знакомство с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы и т. д.).

Слайд 7

Знакомство с календарем. Педагог организует беседу: -Мы с вами знакомились с единицами измерения времени и к нам в гости приходили зима, весна и лето. Что я забыла? (Осень.) - Какую единицу измерения времени образуют четыре сезона? (Год.) Затем педагог предлагает детям вспомнить, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом сезоне. Всего в году 12 месяцев, и для того, чтобы легче было определять месяц и число, люди придумали календарь. Календарь - это вот такая таблица, где выписаны все месяцы и обозначено, сколько в каждом месяце дней. - У кого дома на стене висит календарь? Кто где видел календари?Какие бывают календари? (надо принести на занятие отрывной и перекидной календари).

Слайд 8

представление о сутках и о неделе Упражнение Цель. Уточнять содержание понятия сутки. Способ выполнения. Беседа: - Назовем такую последовательность - утро, день, вечер, ночь... - Скажите, как это назвать одним словом? (Сутки.) Время, которое проходит от утра до утра следующего дня - это сутки. Примечание. Начало суток для детей этого возраста и уровня разви­тия лучше соотносить с утром. Психологически для них день начинается утром и заканчивается, когда они ложатся спать.

Слайд 9

представление о сутках и часах Упражнение Цель. Учить применять знания о частях суток, познакомить с часами. Способ выполнения. Педагог предлагает игровые ситуации: - Как вы думаете, для чего нужно помнить название частей суток? (Чтобы назвать, какое сейчас время суток.) А еще? Вот представьте себе, что однажды договорились Незнайка с Гунькой рыбу ловить: в пять часов решили встретиться. Гунька всю ночь не мог спать, боялся проспать! Прибегает к условленному месту, а Незнайки еще нет. Ждал Гунька, ждал, не дождался. Прибегает к Незнайке, а тот спит. Рассердился Гунька, а Незнайка удивляется: чего сердиться - до пяти часов еще сколько ждать: и выспаться успеешь, и погулять, и еще уйму дел сделать! Педагог выставляет на фланелеграфе модель часов со стрелками, поставленными на 5 часов. - Как выдумаете, уже время пить чай или еще можно спать? На дворе раннее утро или уже вечер? Как люди отличают показания часов? Вывод. Если не добавлять слова, указывающие на время суток, будет трудно договариваться между собой.

Слайд 10

Знакомство с названиями дней недели. Педагог предлагает послушать загадку: Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний, Появляется вновь первый. - О каких братцах идет речь? - Что такое неделя? (Неделя - семь дней.) Педагог помогает детям назвать дни недели. Побуждает прислушаться к слову и подсказывает, как объяснить его происхождение там, где это ясно по смыслу слова: Вторник - второй. Среда - средний, середина. Четверг - четвертый. Пятница - пятый. Затем педагог объясняет названия: понедельник - первый «по неделе», по ходу недели, суббота - «саббат», отдых в переводе с древнего еврейского, день отдыха в те времена.

Слайд 11

Календарь, неделя, месяц. Упражнение Цель. Научить выделять недели в структуре календаря и соотносить их со структурой «месяц». Способ выполнения. Работа с календарями. Внимание детей обращают на то, что все календари построены так, что сразу видна неделя (столбик) и сразу видно, сколько полных недель в месяце (4 столбика - 4 недели). - Что значит «полная неделя»? (От понедельника до воскресенья.) Задание. По календарю определить, сколько полных недель в этом месяце, в следующем. - Найдите месяц, в котором столько же полных недель. Месяц, в котором 4 понедельника, 5 понедельников. Месяц, в котором 5 воскресений. Может ли быть 6 воскресений? 6 суббот? 6 понедельников? Попробуйте определить, какой день был пятого числа этого месяца? Десятого числа? Какой день будет 8 Марта? 1 Мая? 1 сентября, когда вы все пойдете в школу?

Слайд 12

Знакомство с часами. Цель. Учить ориентироваться в показаниях часов со стрелками. Материалы. Модель часов со стрелками. Способ выполнения. Беседа, сопровождаемая предметными действиями. - Какие виды часов вы знаете? (Песочные, солнечные, механические, электронные.) Рассказ об истории возникновения часов. - Сегодня мы будем учиться определять время по механическим часам. Но сначала сделаем себе часы. Дети вырезают из заготовленного заранее печатного листа часовой круг и приклеивают его на картон. При выборе стрелок обращают внимание на их длины и их роль. Ориентируясь на настоящие часы (с арабским циферблатом), дети выбирают стрелки и подписывают цифры на своих моделях. Затем педагог показывает несколько основных положений стрелок (12 часов, 3 часа, 6 часов, 9 часов), дети воспроизводят их на своих моделях. Затем дети ставят время по указанию педагога: 5 часов, 7 часов и т. д. Обратное задание: Который час? (6 часов, 10 часов, 4 часа и т. п.) Работа проводится только с целыми часами, отмечается положение стрелок.

Слайд 13

БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Обучение решению задач"

В детском саду проводится подготовительная работа по усвоению детьми арифметических действие сложения и вычитания. Дошкольников учат составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие....

Конспект НОД (образовательная область: познание (ФЭМП) – коммуникация) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему: «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал». (Второе занятие).

Мной представлен конспект НОД (оразовательноая область - познание (ФЭМП)  - коммуникация) на тему "Обучение решению задач с опорой на наглядный материал". Это второе занятие по знакомству детей 6...

Игровые задания по обучению решения задач на вычетание

Игровые задания по обучению решения задач на вычетание...

Обучение решению задач детей дошкольного возраста

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.В процес...

Система работы по подготовке старших дошкольников к обучению решению задач

Для того  чтобы ребенок мог успешно решать арифметические задачи в школе, в детском саду необходимо сформировать у него целый комплекс умений: умение слушать и понимать тексты; умение правильно п...

НОД для детей подготовительной к школе группы «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал».

НОД для детей подготовительной к школе группы «Обучение решению задач с опорой на наглядный материал»....

Консультация для воспитателей на тему: «Подготовка дошкольников к вычислительной деятельности и обучение решению задач»

Консультация для педагогов о подготовке дошкольников к вычислительной деятельности и обучению решения задач...