Доклад к педсовету: «Экологическое воспитание в детском саду»
материал

Мохно Валерия Геннадьевна

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_ekologicheskoe_vospitanie.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56»

доклад к педсовету на тему:

«Экологическое воспитание в детском саду»

Подготовил воспитатель: Мохно В.Г.

2014 год

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя...

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор, не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств, следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче ‚поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо и не прилетит в него на другое лето птицы, 3 без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О р0дной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в депо вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки. Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, паучки, птицы, кошки, собаки все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, писал Ч. Дарвин, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе, представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе, должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика прир0ды как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить как науку о взаим0действиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно, решить по крайней мере три задачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знании о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствии своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в прир0де).

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Редину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?» Воспитательная работа была связана со всеми вицами детской деятельности.

Занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям, нравится метод «тычок». «Тычок» подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.

В старшей группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливали различные поделки. Показываю детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Также, знания, полученные на занятиях, закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «От какого растения семечко», «собери цветок», «назови части растения». На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена.

И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимания на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающем природы , но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого Труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке прир0ды. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживая. большой интерес вызвало знакомство с географией (где р0дина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

С самого начала г0да мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего и раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? спросила я Однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда мы организовали экскурсию по нашему селу .Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края. Чтобы полученные знания и выводы. не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д.

Наблюдение это важнейший источник знаний о прир0де. Они развивают в детях важное умение -смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время г0да и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Т. М . Бондаренко, «Мы» программа экологического образования детей; «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Добро пожаловать в экологию» 0. А. Воронкевич. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись прир0да.

Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары хорошо, комары плохо; крапива хорошо, крапива плоха и .т. д. Прир0дные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода).

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растении к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растении очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету. Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом насекомые, зимой семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм.

На занятиях «дикие животные» - к условиям жизни, о пищевых целях.

Очень важно, чтобы воспринимая материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: Одни лепят, другие рисуют красками. третьи карандашами.

Родители тоже не остаются в стороне ‚каждый год у нас проводятся выставки совместных работ .

Дети вместе с родителями мастерят поделки из овощей и других даров осени.

Последняя выставка называлась «Овощи шутят» где и дети и родители и воспитатели проявили необыкновенную фантазию и подошли к заданию с большим юмором.

Во время бесед с родителями ‚предлагаю во время совместных прогулок сходить с детьми в лес, к пруду или озеру, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучит. дано домашнее задание смастерить скворечники.

Подводя итоги работы‚ хочется отметить, что провалится она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы‚ я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы : Многие дети‚ я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы: возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом очные не подобающе.

А главное – наша земля и природа‚ стали им ближе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Публичный доклад "Экологическое воспитание в детском саду"

Данный доклад я озвучила при подведении итогов VIII Республиканской акции "Природа и мы" на территории Алданского района...

доклад на педсовете "Экологическое воспитание в детском саду"

Экологическое воспитание в детском саду...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....