Публичный доклад "Экологическое воспитание в детском саду"
статья по окружающему миру по теме

Федотова Татьяна Васильевна

Данный доклад я озвучила при подведении итогов VIII Республиканской акции "Природа и мы" на территории Алданского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Дюймовочка» МО «Алданский район» РС (Я)

678900 Республика Саха (Якутия),  г. Алдан, ул. Якутская, д. 5,

Телефон/Факс: 8 (411 45) 35-0-75,

e-mail: dyum_sakha@mail.ru

Представление инновационного  педагогического опыта

на тему: «Экологическое воспитание в детском саду»

( Подведение итогов VIII Республиканской акции «Природа  и мы» на территории Алданского района)

Место проведения: Администрация

                                        МО «Алданский район»

                                           Дата проведения:31.10.14г

                                                                       Педагог ДО: Федотова Т.В.

г. Алдан

Тема: Экологическое воспитание в детском саду.

        Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых  актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе - главные направления стратегии выживания человечества.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического в образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Любить, беречь природу, воспитывать бережное отношение нужно уже с младшего возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и конечно любовь к отечеству.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает следующие задачи:

-воспитание гуманного отношения к природе.

-формирование системы экологических знаний и представлений.

-развитие эстетических чувств.

-участие детей в поильной для них деятельности по охране и защите природы

В нашем саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В саду имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группах созданы уголки природы, здесь отмечается календарь погоды, календарь птиц, календарь растений, коллекции живой и не живой природы, лаборатория для исследовательской деятельности.

Каждый педагог вместе с детьми высаживает огород на окне и украшают их каждый по своему вместе с детьми.

В календаре природы фиксируют свои наблюдения за ростом растений.  Дети рисуют свои рисунки-наблюдения.

На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, мы старались использовать как можно  больше интересных объектов. В качестве видовых точек мы выбрали деревья, кустарники, старые пни, грибы, муравейники. Сделали лекарственную грядку: это крапива, ревень, костяника, лопух, земляника.  Клумбы с разными цветами: петунии, бархатцы, виола, маленькие подсолнухи. Они подобраны так, что в течении сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята заботятся о цветах, об овощах растущих в теплице: рыхлят, поливают, опрыскивают. Свою работу фиксируют в календаре природы.

Начиная с февраля месяца, вместе с детьми, садим рассаду на подоконнике. В теплице выращиваем овощи: огурцы, перцы, помидоры, кабачки, дыни, арбузы. На грядках выращиваем зелень, горох, сажаем картофель. Каждая группа,  воспитатели и дети ухаживают за посадками, рыхлят, поливают, пропалывают.

Проводятся занятия по экологии «Посади семечко», «Вырасти цветок ветерану»,  дети сами сажают семена овощных культур, цветов и ухаживают за ними. Также оформляется в группах мини огород, где мы помещаем нашу рассаду в горшочки украшенные по замыслу детей. Весной нашу рассаду высаживаем в теплицу, на грядки, клумбы.

Создана альпийская горка, где для наблюдений посажены разнообразные растения. Рядом находится водоем, где дети могут увидеть их обитателей и понаблюдать за ними. Хочется отдельно рассказать о создании мини-пруда в нашем саду.  Это совсем не большое углубление, заполненное водой. Вокруг воды высажены различные растения. Мы долго не могли придумать, как сделать прудик на территории детского сада, пока не увидели готовый прудик. Этот прудик решили разместить рядом с альпийской горкой. Водоем стал украшением и дополнением к «Альпийской горки». И теперь это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых, а наблюдение доставляют детям истинную радость.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

 - Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

 - Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

 - Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

 - Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

 - Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

 - Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

 - Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Экскурсии являются одним из видов занятий и особая форма организации по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными, насекомыми и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. А какую красоту на участках нашего сада сделали педагоги и родители. Каждый участок не похож друг на друга. Здесь можно увидеть и животных жарких стран,  животных и народ Севера. Не далеко разместилась настоящая ферма, хозяйский двор. Здесь можно увидеть  свиней, собак, кур, теленка, а рядом растут арбузы. Паровозик, который, может увезти вас куда вы захотите. Настоящая мельница, колодец.  А на крыше сидит аист в своем гнезде и дарит всем счастья, нужно только поднять голову и загадать желание.

А сколько цветов петуний разной разцветки и все они в цвету.

При входе в детский сад разместили  указатель  с названиями городов и поселков Алданского района и указатель с объектами экологической тропы. Территория детского сада преобразилась до неузнаваемости.

 В течении года проводится работа с детьми по экологическому воспитанию.

Труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.

Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

Сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);

Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

Видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

 Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

 Проводятся экскурсии. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. На прогулках знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование как: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулках дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются  разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растет», «Вершки-корешки». Загадки о животных, на узнавание деревьев, кустарников, птиц, насекомых и т.д. Игры с султанчиками на определение направления и силу ветра. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем, как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в  процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшем, среднем возрасте используются отдельные поисковые действия.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Рекомендации по организации работы с детьми на прогулке:

1.Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;

2.Сравнение их между собой;

3.Забота человека о деревьях;

4.Использование луп для наблюдений;

5.Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

6.Связь с животными.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

В саду проводим экологические праздники: День воды, День земли, День птиц, День биологического разнообразия, День окружающей среды.

Акции: «Берегите елочку», «Берегите воду», «Березкины слезки», «Вербное воскресенье», «Первоцветы». Оформляются выставки детских работ к экологическим праздникам и акциям. К акциям выпускаем листовки.

 В нашем детском саду открыт музей «Одного образа», где мы оформляем выставки к природоохранным акциям,  праздникам.

Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью,  только с совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому  воспитанию детей,  мы используем,  как традиционные формы:

 -родительские собрания;

-консультации;

-беседы;

-школа здоровья;

Так и нетрадиционные формы:

-деловые игры;

- круглый стол;

- дискуссии

Раз в квартал проводим «Школу для родителей». Проводятся беседы для родителей, дети проявляют жестокость к животным, цель- беседы не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать.

Совместно с детьми ставим экологические сказки и показываем их родителям и детям.

Ежегодно принимаем участие в научно-практической конференции «Шажок в будущее. Участвуем в сельскохозяйственной выставке, где показываем горожанам выращенный урожай, пускай урожай не так уж велик, зато выращенный с любовью.

Совместно с родителями, педагогами, детьми участвуем в традиционном проекте «Эко-мода».

Ведется работа по озеленению участка детского сада, вместе с выпускниками и родителями высаживаем деревья, кустарники на алее выпускников. Выпускникам детского сада выдаем удостоверение «Юный-эколог».

В 2013 году совместно с артелью  «Селегдар» были высажены деревья: ели и березы в уголок нетронутой природы на территории детского сада.

Активно принимаем участие в конкурсе  «Экология начинается со двора».

Наш детский сад сотрудничает тесно с охранной природы и принимаем участие в республиканец конкурсах «Природа и мы». Где мы делимся опытом работы по экологическому воспитанию нашего сада.

 В 2011 г награждены грамотой, первое место «Активный участник движения по благоустройству города».

В 2014г. награждены грамотой победитель в номинации «Творческий подход к оформлению территории ДОУ» за участие в районном конкурсе  на лучшее озеленение и благоустройство территорий образовательных учреждений Участие  в конкурсе «Экология начинается со двора» Грамота победитель районного конкурса «Экология  начинается со двора» в номинации «Трудовые коллективы» VIII Республиканской экологической акции «Природа и мы».

 Ежемесячно выпускаем газету «Дюймовочка», где рассказываем о работе детского сада, о успехах воспитанников, ведется рубрика «Это интересно».

Каждый год участвуем в слете «Юные туристята».

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

-сформировано начало экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети учатся практическим действиям по охране природы;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет МБДОУ КАйского детского сада "Ромашка" 2012-2013 гг

Публичный отчет общеобразовательного учреждения  – эффективное средство обеспечения информационной открытости и прозрачной оценки общеобразовательного учреждения...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"

laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...