статья Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья

Попова Татьяна Александровна

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

 на районном методическом объединении дошкольных образовательных организаций Болотнинского района

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила старший методист:

 Попова Татьяна Александровна

2019 г.

Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Овладение грамотной речью является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного развития личности ребёнка.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности занимались многие психологи. Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством.

В последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования.

Учитывая эти тенденции, мы в своей работе  используем игры - драматизации как важное средство развития читательского интереса у старших дошкольников.

Важно понимать, что полноценное участие детей в игре-драматизации требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Подготовленность к игре-драматизации можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

2. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что её воздействие зависит на ребенка, прежде всего, от его художественной ценности. Критерием художественности является: взаимодействие содержания произведения и его формы; доступность литературного произведения; соответствие возрастным и психологическим особенностям детей; при отборе книг учитываются возрастные особенности ребенка: внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; конкретные задачи.

3. Очень важно практиковать повторное чтение книг: знакомое произведение вызывает оживление, и дети начинают высказываться; со второго прочтения отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на понимание событий, изображенных в произведении: дети не только рассказывают о том, что им прочитали, но и как прочитали. Чтобы поднять интерес и настроение у детей при чтении литературы, речь педагога должна быть образной, выразительной.

4. Используем следующие компоненты ознакомления с литературой и последующей драматизации: восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними; воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения, участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.); воспроизведение авторского текста по-своему (интерпретация), с использованием средств художественной выразительности; создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений.

5. Перед показом любой сказки проходят репетиции. Это важный момент для развития интереса к чтению, речи и коммуникации, так как именно в ходе репетиций дети учатся обсуждать книгу, договариваться и обсуждать, как ее разыграть.

6. При разработке игр-драматизаций для развития интереса к чтению учитываем принципы :

- Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает такую организацию процесса взаимодействия, при которой то или иное мероприятие является логическим продолжением проводившихся ранее, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает развитие на более высокий уровень.

- Деятельностный принцип. Основным способом развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка. Базовым видом деятельности для работы с детьми у нас является игра-драматизация и личностно-ориентированное общение со взрослыми и сверстниками.

- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Необходимо учитывать особенности социальной ситуации развития, свойственные старшему дошкольному возрасту и особенности развития детей.

- Принцип комплексности методов воздействия. В рамках этого принципа в работу с детьми закладывается необходимость использования многообразных методов и приемов.

7. Деятельность реализуется по этапам. Первый этап работы - организационный - был направлен на пробуждение интереса к чтению и взаимодействию в драматизации у всех участников эксперимента. Второй этап - основной, предполагает решение взаимосвязанных задач на развитие интереса к чтению. Основными на этом этапе являются непосредственно игры-драматизации по произведениям из книг. Третий этап является заключительным и имеет своей целью закрепление интереса к чтению.

8. Интерес к драматизации пробуждается у детей за счет выразительного прочтения, выделения интонацией и голосом ситуаций взаимодействия в сказке. Для развития интереса к чтению также используется: совместная подготовка атрибутов, чтение и драматизация отдельных сценок произведения, проигрывание этюдов на выражение разных средств общения, организация совместной продуктивной деятельности по подготовке к драматизации и т.д.

В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге и театрализованная деятельность выступает тем самым инструментом по формированию будущего читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Педагогическая статья: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

Ранний возраст- уникальный период развития человека, обладающий своеобразной спецификой. Обучение родному языку это одна из важнейших задач развития детей. театрадизованная деятельность, реализуемая в...

СТАТЬЯ ДЛЯ ГАЗЕТЫ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

СТАТЬЯ ДЛЯ ГАЗЕТЫ "Театрализованная деятельность  как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...