Пальчиковые игры для детей раннего, младшего возраста
картотека (младшая группа)

Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_dlya_detey_rannego_mladshego_vozrasta.doc464.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей раннего, младшего возраста

  Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя  проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам  и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Содержание:

«ПРЯНИЧЕК»

«ПАЛЬЧИКИ»

«ПАЛЬЧИКИ»

«РЕПКА»

«ЕЖИК»

«РУКАВИЧКА»

«ПЕТУШОК»

«ПРОГУЛКА»

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

«КОЛОБОК»

«ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК В ЛЕСУ»

«ЛЫЖНИК»

«ТЕРЕМОК»

«СНЕГОВИК»

«КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»

«КТО ИГРУШКИ РАЗБРОСАЛ?»

«ОСЕНЬ»

«Я СЕБЕ ПОСТРОЮ ДОМ»

«НАШИ МАМЫ»

«КОЛОБОК» (вариант 2)

«КОТЕНОК»

«ПРЯНИЧЕК»

«Мы вот так, мы вот так, тесто разминали.

«мнут тесто» руками

Мы вот так, мы вот так, тесто раскатали.

пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Вот такой, вот такой, будет пряничек большой.

широко в стороны развести руки

Вот такой, вот такой, будет пряник золотой.

поглаживание ладошек по очереди

Пряничек, пряничек испекли ребятки.

Пряничек, пряничек очень, очень сладкий.

движение «пекут пирожки»

Кушайте, кушайте,  угощайтесь, гости!

руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Приходите к нам еще, очень, очень просим!»

манят к себе

 

«ПАЛЬЧИКИ»

«Этот пальчик мой танцует.

дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        

делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, будто легкий, легкий мячик.

стучат безымянным по бедру

А мизинчик, мой малышка, коготком скребет как мышка.

царапают мизинцем по ноге

А большой мой, толстячок, спать улегся на бочок.

прижимают большой палец к ладони

А теперь все по порядку пальцы делают зарядку.

сжимают и разжимают пальцы

Что, устали? Отдыхайте,  спите, пальцы, засыпайте!»

сжимают пальцы в кулачок

«ЕЖИК»

«ЕЖИК» (продолжение)

«ПЕТУШОК»

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

                                         

     

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,

имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!

хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,          

«крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!

хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,

одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!

      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…          

руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»

поглаживание рука об руку

«ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК В ЛЕСУ»

                                                                                                                                  

«Ах, как жутко на лесной лужайке

руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке

«ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза

руки в кулаки, выставив указательный и средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.

«большой и указательный пальчик соединить в колечко и подставить к глазам»

И пчела все уши прожужжала,

приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.

руки в кулак, выставление указательного пальца

И жуки рогатые ползут

руки на столе, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь

взяться за голову руками

Загрызут.

пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки

быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.»

«ушки зайчика»

                                                       

                                                     

                       

«ТЕРЕМОК»

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок.

прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили.

ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,

Поочередно загибать пальцы

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк.

подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них

Но набрел на теремок мишка косолапый

соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей; поворачивать его вправо-влево

Раздавил он теремок, своей огромной лапой

при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы

Звери очень испугались, поскорее разбежались

шевелить прямыми пальцами без напряжения

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый.

ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни

подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них

- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.

прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»

Жили котик с петушком у лесной опушки.

Но однажды лисонька подкралась к избушке.

подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору.

с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням; при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел.

подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них; ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка.

соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить, пальцы прямые и напряжены

Живут котик с Петушком у лесной опушки

подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке

прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак

«ОСЕНЬ»

Ветер северный подул,

подуть на пальцы

все листочки с липы сдул.

подуть на пальцы

Полетели, закружились и на землю опустились.

ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап, кап-кап-кап

постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

постучать кулачками по столу

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл.

плотно прижать ладони к столу



«НАШИ МАМЫ»

Много мам на белом свете,

разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,

поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

сжимают обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны!

разводят руки и поднимают ладошками вверх

 

«КОТЕНОК»

Шёл один я по дорожке,

показываем один пальчик

Шли со мной мои две ножки,

показывает два пальчика

Вдруг на встречу три мышонка,

показываем три пальчика

Ой, мы видели котенка!

хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову

У него четыре лапки, 

показываем четыре пальчика

На лапках - острые царапки,

царапаем ноготками поверхность того что под рукой

Один, два, три, четыре, пять, 

на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков

Нужно быстро убегать ! 

двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности

«ПАЛЬЧИКИ»

Палец Толстый и Большой
в сад за сливами пошел.

Загибать, разгибать большой пальчик

Указательный с порога
указал ему дорогу.

Загибать, разгибать указательный пальчик

Палец Средний - самый меткий,
он снимает сливы с ветки

Загибать, разгибать средний пальчик

Безымянный поедает,

Загибать, разгибать безымянный пальчик

А Мизинчик-господинчик
в землю косточки сажает. 

Загибать, разгибать мизинчик пальчик


«РЕПКА»

Репку мы сажали 

«роете» пальчиками в детской ладошке лунку

Репку поливали 

показываете пальчиками, как льется вода из лейки

Вырастала репка 

показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики

Хороша и крепка! 

оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки

Тянем-потянем 

руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону

Вытянуть не можем

потрясли кистями рук

Кто же нам поможет?

прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть

Тянем-потянем, тянем-потянем. Ух!

Вытянули репку!

расцепили руки, потрясли кистями

«РУКАВИЧКА»

Из-за леса, из-за гор                    

Топал дедушка Егор.

Дети шлепают ладошками по коленям.

Очень он домой спешил,

Показывают обратную сторону ладони.

Рукавичку обронил.  

Вытянуты большим пальцем веер – показать жест «Рукавичка»

Мышка по полю бежала.            

Бегают пальчиками одной руки по другой.

Рукавичку увидала

Жест  «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет?                  

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Мышку здесь никто не ждет?    

Грозят пальцем.

Стала жить – поживать, Звонки песни распевать.              

Хлопки.

Зайка по полю бежал,

Жест «Зайка»

Рукавичку увидал.                       

Жест  «Рукавичка»

Кто, кто здесь живет?  

Стучат правым кулачком по левой ладошке

Звонко песенку поет?                  

Хлопки. 

Мышка зайку пригласила,

Зовут, жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила.

Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек.                  

«Пекут» пирожки.

Шла по лесу лисичка,

Мягкие движения кистями рук. 

Увидала рукавичку.                            

Жест  «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?              

Стучат правым кулачком по левой ладошке

Звонко песенку поет?

Хлопки

И лисичку пригласили.

Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили.                  

«Пекут» пирожки.

Стала жить там, поживать,

Пол метелкой подметать.          

Движение руками вправо-влево.

Мишка по полю гулял.

Стучать по коленкам кулачками.

Рукавичку увидал.                      

Жест  «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?              

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет?                  

Хлопки 

Звери испугались.                         

Сжать пальцы в «замок».

В страхе разбежались.                

Развести руки в сторону.

                                          

 

«ПРОГУЛКА»

Крышки пальчики обули,                   Смело в них вперёд шагнули.          

И пошли по переулку,

На весёлую прогулку.                       Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. «Идём пальцами, как ножками, не отрывая  обувь» от поверхности стола.

«КОЛОБОК»

Колобок — румяный бок.

Убежал он за порог.

Левую руку положить на стол ладошкой кверху. Правую руку держать над ней ладошкой вниз и делать ею круговые движения, как будто катаете шар.

Скок – скок – скок, скок – скок – скок. Убежал он за порог.

Ладонь правой руки сжать в кулачок и ритмично постукивать им поочередно по подушечкам пальцев левой руки. Последний раз «стукнуть» в центр ладошки.

Покатился Колобок по тропе в густой лесок.

Поменять руки и делать левой рукой круговые движения, как будто катаете шар.

Скок – скок – скок, скок – скок – скок.

По тропе в густой лесок.

Постукивать кулачком левой руки по пальчикам правой руки. Закончить «ударом» в центр.

Повстречал он там Зайчонка.

Обеими руками показать зайчика  зажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибать  разгибать их.

И сердитого Волчонка.

Держать кисти перед собой, развернув ладошками вперед. Растопырить пальцы на обеих руках и слегка согнуть пальцы, имитируя когтистую лапу.

Медвежонка косолапого.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично «походить» ими по столу.

А Лисица Колобка провела и сцапала.

Соединить пальцы обеих рук в замок.

«ЛЫЖНИК»

Утром на лыжах кататься пошли,

Указательный и средний пальцы ставим на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими движениями по столу.

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

«СНЕГОВИК»

Тра-та-та! Тра-та-та!

хлопают в ладоши

Рада снегу детвора!

подняли руки вверх «фонарики»

Тра-та-та! Тра-та-та!

хлопают в ладоши

Лепим мы снеговика!

«лепят» снежки

Ком на ком поставим,

соединяют руки, поднимают вверх

Глазки подведем,

соединяют пальцы, приставляют к глазам

Нос-морковку вставим,

приставляют к носу кулачки

Шапочку найдем.

кладут ладони на голову

Вот какой снеговичок,

ставят руки на пояс

Снежный белый толстячок!

качают головой вправо-влево



 «КТО ИГРУШКИ РАЗБРОСАЛ?»

Кто с игрушками играл?

Грозят указательным пальцем.

Кто игрушки разбросал?

Куклу бросил под кровать

Сжимают и разжимают пальцы.  

И не хочет поднимать.

Мячик закатил под стол

Соединяют кончики пальцев, имитируя мяч.

–  Сам ко мне он не пришёл.  

«Шагают» пальцами по столу

Я игрушки собираю,

Сжимают и разжимают пальцы.

Больше их не разбросаю!

Хлопают в ладоши

«Я СЕБЕ ПОСТРОЮ ДОМ»

Я себе построю дом,

Сделать из ладошек крышу над головой.

Много места будет в нём!  

Руки опустить вниз, развести в стороны.

Будет в доме стол и печка.

Левой ладошкой накрыть кулачок правой руки.

Я пущу в свой дом овечку.

Загибают по одному пальцу на каждое название животных и птиц

Петушка пущу в свой дом,

Ну и курочку при нём.

И корову, и козляток,

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

И лошадок, поросяток.

Пса с котом, само собой,

Веселее им со мной.

«Фонарики»

Гусь мне нужен для порядка,

соединять пальцы с большим пальцем руки, как будто открывается, закрывается рот

Кто шалит – щипнёт за пятку.  

Будет филин с нами жить – ночью домик сторожить...

соединяют пальцы указательный с большим в колечки, приставляют к глазам

Но стал я что-то сомневаться: а мама с папой согласятся?

Повороты головы вправо-влево. Руки опустить, поднимать только плечи

Я себе построю дом,

Сделать из ладошек крышу над головой.

Много места будет в нём!  

Руки опустить вниз, развести в стороны.

Будет в доме стол и печка.

Левой ладошкой накрыть кулачок правой руки.

Я пущу в свой дом овечку.

Загибают по одному пальцу на каждое название животных и птиц

Петушка пущу в свой дом,

Ну и курочку при нём.

И корову, и козляток,

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

И лошадок, поросяток.

Пса с котом, само собой,

Веселее им со мной.

«Фонарики»

Гусь мне нужен для порядка,

соединять пальцы с большим пальцем руки, как будто открывается, закрывается рот

Кто шалит – щипнёт за пятку.  

Будет филин с нами жить – ночью домик сторожить...

соединяют пальцы указательный с большим в колечки, приставляют к глазам

Но стал я что-то сомневаться: а мама с папой согласятся?

Повороты головы вправо-влево. Руки опустить, поднимать только плечи

«КОЛОБОК» (вариант 2)

За горами, за лесами,

Поднять руки вверх, соединить над головой

За широкими морями

Развести руки в стороны

Жили дед и баба.

«Дед» — показать воображаемую бороду, «баба» — «надеть»

воображаемый платочек на голову и «завязать» его под подбородком

«Как же, как же, как нам быть? Где муки на хлеб добыть?

Положить ладони на щеки и покачать головой из стороны в сторону.

Надо нам совсем чуток —

Показать пальцами «чуть — чуть»

Испекли бы колобок!

Пальчиковое упражнение «Шарик»

По амбарам пометем,

Показать, как метут пол веником

По сусекам поскребем,

Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.

Небольшой у нас роток —

Указательные пальцы приставить к губам

Соберем на колобок.

Поднять руку вверх и махните ею вниз — «Эх!»

Наскребли и замесили,

«лепим» пирожки

Сахар в тесто положили,

Покажите, как сыплют сахар щепоткой

Потом в печку посадили.

присесть

Славный вышел колобок

Пальчиковое упражнение «Шарик»

Остывать на полку лег.

Руки сложите ладонями, положите их под щечку — «колобок» спит

А потом проснулся, сладко потянулся,

потянуться

Выпрыгнул в окошко прямо на дорожку.

Сделайте небольшой прыжок вперед

Перед колобком — лесочек, на поляночке — пенечек, почему — то он дрожит…

За ним заинька сидит!

Обхватите себя руками, и показать, как «дрожит» зайка

«Ой, приветик, колобок, дай — укушу за бок!»

Зажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибать — разгибать их.

«Ты не съешь, косой, меня-укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился, и в лесу он очутился.

Погрозить пальцем, легкий бег на месте.

(«шагают» пальчиками по столу)

Видит, что стоит за елкой

Пальчиковое упражнение «Елка»

Зверь с глазами злого волка. «Здравствуй, здравствуй, колобок, дай — ка укушу за бок!

Пальчиковое упражнение «Бинокль».

«Ты не съешь, волчок, меня-укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился, на полянке очутился.

Погрозить пальцем, легкий бег на месте.

(«шагают» пальчиками по столу)

Но споткнулся он и с ходу-бух в медвежью берлогу! «Эй, ты кто иди сюда! Буду, есть сейчас тебя!»

Упражнение «Медведь»

«Ты не съешь, медведь, меня-укачусь я от тебя!». Колобок дальше спешит, а кругом трава шуршит.

Погрозить пальцем, легкий бег на месте.

(«шагают» пальчиками по столу)

Вдруг встречает он в лесу очень хитрую лису. «Здравствуй, здравствуй, колобочек, откусить позволь кусочек!»

Упражнение «Лиса»

«Нет, меня ты не обманешь! Сесть на носик не заставишь!» Побежал он прочь быстрее,

своих ножек, не жалея. Через лес скорей к родному, дому, дому дорогому

Погрозить пальцем, легкий бег на месте.

(«шагают» пальчиками по столу)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Хорошо известный факт, что развитие мелкой моторики детей взаимосвязано с развитием речи. С целью развития мелкой моторики и координации движения рук у детей 2-3 лет мно...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста

Очень важно  в раннем дошкольном возрасте уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка.Развитию интеллекта и речи малыша способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков....

Пальчиковые игры для детей раннего возраста по ознакомлению со свойствами воды

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А. Сухомлинский...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Музыкальные пальчиковые игры для детей раннего возраста»

Консультация содержит материал в помощь воспитателям и музыкальным руководителям групп раннего возраста для развития детей с помощью пальчиковых игр для данного возраста....

Пальчиковые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста(2-3 года)...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста»...