Пальчиковые игры для детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

      Хорошо известный факт, что развитие мелкой моторики детей взаимосвязано с развитием речи. С целью развития мелкой моторики и координации движения рук у детей 2-3 лет мною были подобраны игры и игровые упражнения, которые объединены в комплексы по определенным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_dlya_malyshey.docx49.38 КБ
Файл minaeva_anna_aleksandrovna.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр и игровых упражнений,

 направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Воспитатель

МБДОУ ДС № 30 «Золотая рыбка» г. Туапсе,

Минаева А.А.

         Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 1-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина.

        По результатам проведенного мною исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 22 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

        Хорошо известный факт, что развитие мелкой моторики детей взаимосвязано с развитием речи.

       Из вышесказанного следует, что развитие мелкой моторики в младшем возрасте требует самого пристального внимания со стороны взрослых.

        С целью  развития мелкой моторики и координации движений рук у детей 2-3 лет мною были подобраны игры и игровые упражнения, которые объединены в комплексы по определённым темам.

Были поставлены следующие задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

        Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

- у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- в играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

        Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

         В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

        В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

- самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них, с использование бросового материала.

- пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек, кукольного и перчаточного театра.

- дидактические игры с использованием различных предметов.

        Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

       Данная работа проводилась в течение учебного года. В итоге 73% детей стали свободно выполнять пальчиковую гимнастику, проявлять интерес к игровым упражнениям, улучшилась координация рук. У 27% детей имеются некоторые затруднения при выполнении игровых упражнений. Планируется подобрать комплексы для II младшей группы и продолжить работу в следующем учебном году.

Комплексы игр используемые для развития мелкой моторики:

 Комплекс № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель

Название игры

Содержание игры, художественное слово.

Формировать умение разгибать пальцы по очереди из кулака. Обогащение представление о семье.

Самомассаж пальчиков

«Пальчики – братишки», поочередно загибая пальцы называть имена в семье.

Раз гостила у меня очень дружная семья,

Коля старший из братьев,

Саша рядом жить готов,

Средний умник- Константин,

Дальше шел за ним Аким,

Ну и маленький Кирилл.

 Учить сжимать  в кулак и разжимать все пальцы одновременно.

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

Учить работать двумя руками одновременно.

Прищипывать бумагу к веревочке.

Дидактическая игра

«Помощники»

Разглаживание ладошками скомканных листочков бумаги, и подвешивание их за прищепки.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Комплекс № 2 «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Нормализация мышеч-ного тонуса. Форми-ровать умения выпол-нять определенные дей-ствия пальцами с ре-чевым сопровождением.

Самомассаж шестигранным карандашом

Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

Ладошка правая,

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

Развить целенаправленность действий, расширять  представлений о домашних животных.

Пальчиковая гимнастика

«Наши уточки»

Наши уточки с утра —

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда —

Га-га, га-га.

Наши гуленьки вверху —

Гу-гу, гу-гу.

Наши курочки в окно —

Ко-ко, ко-ко

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку ка ре ку!»

Формировать произвольные координированные движения обеих рук.

Игра

«Коза – рогатая»

Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)

 Комплекс № 3 «ОСЕНЬ»

Нормализация мышечного тонуса кисти рук.

Самомассаж грецким орехом, сосновой шишкой.

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех

Упражнять в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

 

Ветер по лесу летал, 

Ветер листики считал: 

Вот дубовый,

Вот кленовый, 

Вот рябиновый резной, 

Вот с березки — золотой. 

Вот последний лист 

с осинки 

Ветер бросил на тропинку

Формировать произвольные координированные движения обеих рук; расширение представлений детей об осени и обитателях леса.

Игра с фасолью «Белочка»

Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам

Белочка на ёлочке скачет вверх и вниз.
Белочка, за ёлочку лапками держись,
Прыг-скок на сучок, лапками держись!

.

Комплекс № 4 « ЗИМА»

Нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением

Самомассаж:

«Варежки»

Таня варежку надела

Ой, куда я пальчик дела

(одевание и снимание перчаток, варежек)

Формировать произвольные координированные движения обеих рук; расширение представлений детей о зиме.

Пальчиковая гимнастика

«Рисование на снегу»

Рисование на манке, правой и левой рукой меняя поочередно пальцы.

Падал снег на порог

Кот лепил себе пирог

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек.

Развитие целенаправленности действий.

Игра с пластилином или  соленым тестом «Лепим, лепим, лепим мы»

Лепим мы из снега ком,  
Из комочков слепим дом.  
Звери будут в доме жить
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить.  

Комплекс № 5 «ШАЛУНИШКИ»

Нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением.

Самомассаж «Дружные пальчики», соединение пальцев по очереди правой и левой рук.

Лягушка

Лягушка-попрыгушка,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки!

Постукивать пальчиками о стол; поднять и показать две ладошки; сжать пальцы в кулачок.

Развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.

Игра «Шаловливый котёнок»

Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок

Развивать сенсорное восприятие и моторику пальцев.

Игра с пуговицами, разложить их по цвету и размеру

Пуговицы вредные 
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!

 Комплекс № 6 «БАБУШКИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Нормализация мышечного тонуса, упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением.

Самомассаж крупными бигуди с мелкими колючками

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Развитие соотносящих движений рук; формирование умений брать мелкие предметы щепотью.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью,

Положу туда крупу

И поставлю на плиту

Будет каша хороша!

Кушай, кукла, не спеша.

Развитие целенаправленности действий, памяти внимания, доброжелательное отношение в коллективе.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки»

Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился

Комплекс № 7 «ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ»

Нормализация мышечного тонуса пальцев.

Самомассаж

«Звонкие ладошки»

Ладошки вверх, Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

 И сжали в кулачок

Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

Выполнять вращательные движения руками, потирая кулачок о кулачок; разжать кулачки и показать ладошки.

Формировать  положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Пальчиковая игра

«Откроем замочки»

На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!

Пальцы сложить в «замочек», затем постучать о стол «замочком». Затем покрутить «замочком» в воздухе и показать ладошки.

Развивать целенаправленность действий, внимание, память.

Игра с фасолью, каштанами, шишками «Золушка»

Разложить по разным тарелочкам.

«Подарки от Золушки»
К корзинке подойдите,
И подарочки возьмите!
(В корзинке

– массажные шарики Су-Джок)

Комплекс № 8 «ИГРУШКИ»

Нормализация мышечного тонуса, упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением.

Самомассаж  «Пальчики здороваются»,  «Замочек»

Кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются: мизинец с мизинцем, безымянный  с безымянным и т.д

Формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.

Пальчиковая гимнастика

«Накорми колобка»

Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с изображением Колобка (отверстие на месте рта), и горошины.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине.

Развивать целенаправленность действий, развивать внимание, память, воображение 

Игра «Разрезные картинки»

Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные», «Игрушки» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком.

Литература:

1. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

2. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

3.. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вторая группа раннего возраста МБДОУ «Золотая рыбка» №30 г. Туапсе Минаева Анна Александровна воспитатель

Слайд 2

Проект «Пальчики-братишки» Коммуникация Среднесрочный фронтальный групповой исследовательский проект направленный на развитие мелкой моторики Речевое развитие детей раннего возраста Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Слайд 3

Задачи проекта Образовательные о богащать словарный запас р азвить память и связную речь Развивающие ф ормировать координацию движений пальцев и кистей рук т ренировать тонкие движения пальцев рук - развивать навыки ручной умелости Воспитательные - стимулировать зрительное и слуховое восприятие - формировать эмоциональное развитие детей - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми

Слайд 4

Реализация проекта Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песен и потешек

Слайд 5

2. Игры с песком и водой Формирование навыков песковой деятельности

Слайд 6

3. Ниткотерапия и работа с бумагой

Слайд 7

4 Пальчиковый театр

Слайд 9

5 Легкий массаж с растиранием пальчиком и массажёром для рук

Слайд 10

6.Развитие продуктивной деятельности Рисование, лепка и конструирование

Слайд 11

7.Подвижные игры Формировать умения свободно и не принужденно пользоваться движениями своих рук

Слайд 12

8.Народные игры с ладошками

Слайд 13

Предполагаемый результат -развивать мелкую моторику пальцев и рук -развивать связную речь -развивать память и внимание -закрепление игр в ладошки -формировать желание познавать мир через цвет, длину, форму

Слайд 14

Работа с родителями -Совместное создание предметно-развивающей среды -консультация для родителей «движение пальцев - связь с речевой функцией» -домашний театр, как дети играют дома «пальчики на отдыхе» Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Слайд 16

диагностика на начало в конце на начало в конце Созонов Слава 14.05. 2011г. 34 % 45 % 21 % 36 % хороший Кулясова Яна 31.01. 2011г. 54 % 59 % 70 % 75 % средний Ибрагинов Рустам 10. 12.2010 68 % 77 % 56 % 68 % хороший Яковенко Вика 17. 03. 2011 75 % 88 % 77 % 89 % отличный Абрамцов Янислав 14.01.2011 73 % 85 % 73% 93 % отличный Зинаков Максим 04.09 2010 53 % 67 % 43 % 48 % средний

Слайд 17

Кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение и помощь родителей помогли мне добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику. Привели в гармоничное отношение тело и речевую активность детей. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, сохранению физического и психологического здоровья ребенка. В заключении, хотелось отметить. Не следует забывать, что в быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование, вязание и т. д. поэтому от развития моторики зависит качество жизни нашего будущего поколения.

Слайд 18

Литература и источники: Чернова Е.И. Янушко Е.А. Кольцова М.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Пальчиковые игры для детей раннего возраста по ознакомлению со свойствами воды

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В.А. Сухомлинский...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Музыкальные пальчиковые игры для детей раннего возраста»

Консультация содержит материал в помощь воспитателям и музыкальным руководителям групп раннего возраста для развития детей с помощью пальчиковых игр для данного возраста....

Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пал...

пальчиковые игры для детей раннего возраста

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр. Игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Дети, повторяя движения...

Консультация для родителей Тема «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».

«Пальчиковые игры»для детей раннего возраста(для – «неговорящих» детей 1,5–2,5 лет)Игры направленные на развитие эмоционального общения со взрослым.Дай ручку!Цель: развитие эмоционального общения...