Проект "Пусть дети не знают войны"
проект (младшая группа)
Проект "Пусть дети не знают войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pust_deti_ne_znayut_voyny.docx | 549.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №23«Аленушка»
Познавательно - образовательный проект (краткосрочный)
к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
«Пусть дети не знают войны»
по приоритетному нравственно-патриотическому направлению
работы в разновозрастных группах ДОУ.
Разработали:
ст.воспитатель Чаганова Л.В.
Педагоги ДОУ
Специалисты
г.Клин-2015г.
Пояснительная записка.
Проект дает возможность реализовать образовательную программу с воспитанниками разновозрастных групп по познавательному развитию с приоритетным нравственно - патриотическим направлением. Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Актуальность проекта: Наиболее актуальный вопрос обучения и воспитания дошкольников на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, привитие дошкольникам любви к Родине, родной речи, воспитание уважительного отношения к традициям русского народа, к старшему поколению. В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…». Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования. Развитие образования требует активного применения инноваций, начиная с внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (для дошкольных образовательных учреждений) и заканчивая созданием систем индивидуализации образовательных траекторий, поддержки отдельных категорий обучающихся, воспитанников, модернизации инфраструктуры и кадрового потенциала детских садов. Для того чтобы обеспечить соответствие образовательной деятельности меняющимся требованиям общества к качеству образования, необходимо проводить работу по внедрению инноваций как в содержание образовательного процесса, так и в его организацию, кадровое и материально – техническое обеспечение. ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка. Но лишь при взаимодействии ДОУ, семьи и социальных партнеров могут быть решены все задачи воспитания и развития дошкольников. Одним из приоритетных направлений работы детского сада является создание условий для социально-коммуникативного, познавательного развития дошкольников. В соответствии с актуальностью решения вопросов современного дошкольного образование, нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОУ, в связи с 70-ти летием победы нашей страны в войне, были поставлены цель и задачи реализации проекта «Пусть дети не знают войны…», где главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в которых живёт и развивается ребёнок, взаимодействие с социальными партнерами. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию дошкольников важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу. Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны, но воспоминания об этих людях должны сохранится.
И хотелось бы закончить словами:
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир нужен всем, и взрослым, и детям!
Вид проекта: групповой, открытый (в контакте с семьями), информационный, творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1неделя: с 5.05. по 8.05.2015года.
Участники проекта: воспитанники разновозрастных групп,педагоги ДОУ, специалисты, родители воспитанников.
Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Труд».
Проблема: незнание детьми дошкольного возраста о событиях Великой Отечественной войны, о празднике - День Победы; как в доступной форме донести до сознания детей значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны; как скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада и семьи.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к празднику –День Победы.
2. Нет знаний у детей о ВОВ, о существовании праздника в России- Дня Победы.
3. Если использовать комплексный подход по ознакомлению детей дошкольного возраста с Великой Отечественной войной, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств.
Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей разновозрастной группы посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны.Формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
1. Расширять кругозор детей об историческом периоде Великой Отечественной войны.
2. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии.
3. Дать знания о героях - земляках Клинского района.
4. Раскрыть понятие «Город-герой».
5. Вызвать интерес к литературе патриотической тематики.
6.Воспитывать у детей уважение к ветеранам ВОВ ,чувство гордости за нашу Родину, армию и солдат.
7. Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия.
8. Закреплять навыки рисования и прикладного творчества на занятиях художественно – эстетического цикла.
9. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
Значимость работы: 1. Определяется разработкой и реализацией дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, цикла занятий по разным видам деятельности, включая педагогов – специалистов. 2. Проведение праздника посвященного Дню Победы, привлекая родителей. |
Ожидаемый результат: 1. Заинтересованность детей темой «День Победы», проявление их познавательной активности. 2. Сформированные знания у детей о значимости праздника 9 мая. 3. Осознанное отношение к людям, защищавшим нашу страну от захватчиков в годы Великой Отечественной войны; 4. Ценностное отношение к героям-землякам и памятным местам нашего города. 5. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, учавствуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчетсво и детальность в работе. 6. С удовольствием рисуют, играют, слушают чтение художественной литературы о ВОВ. |
7. Участие в совместной деятельности родителей и детей.
Продукт проектной деятельности:
1.Оформление групп и музыкального зала к 70-ти летнему юбилею победы нашей страны в войне.
2. Создание коллективной художественной работы с детьми «Праздничный салют» ; фотовыставка «День Победы в моей семье»( дети совместно с родителями).
3. Педагоги ДОУ: создание цикла бесед о ВОВ; приблизить семью к детскому саду.
Работа с педагогами.
Работа по внедрению проектной разработки реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно- развивающей среды в соответствии с задачами проекта. Внедрение в практику указанного проекта предъявляет к педагогам МДОУ определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма. Для педагогов МДОУ необходимо организовывать семинары, консультации, курсы повышения квалификации, коллективные просмотры занятий, методические выставки, мастер-классы, участие в конкурсах разного уровня. Методы и формы работы с детьми: беседы, экскурсии, праздники и развлечения, рассматривание иллюстраций, создание альбомов рисунков, фотоматериалов, и презентаций, экскурсии в образовательные учреждения Егорьевского муниципального района, осуществляющие деятельность в области воспитания у детей дошкольного возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, привлечение средств массовой информации. Методы и формы работы с родителями: консультации, беседы с родителями по теме проекта, привлечение родителей к участию в мероприятиях (праздниках, конкурсах, организации выставок).
Работа с педагогами | |||
Сбор методического материала о Великой Отечественно войне | В течение года | Ст.воспитатель Чаганова Л.В. Педагоги ДОУ | |
Консультации | с 5.05. по 8.05. 2015г. | Ст.воспитатель Чаганова Л.В. Педагоги ДОУ | |
Разработка конспектов занятий, мероприятий | до 5.05. 2015г. | Педагоги ДОУ Специалисты | |
Разработка педагогического проекта | до 5.05. 2015г. | Педагоги ДОУ | |
Подбор методической литературы о Великой Отечественно войне | до 5.05. 2015г. | Ст.воспитатель Чаганова Л.В. | |
Взаимодействие ДОУ и семьи: Консультации Анкетирование Смотр – конкурсы Посещение открытых мероприятий, праздников, выставок Буклеты о Великой Отечественно войне | с 5.05. по 8.05. 2015г. | Педагоги ДОУ |
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
1. Повышение эффективности взаимодействия МДОУ с родителями по вопросам расширения знаний дошкольников о героях Великой Отечественной войны, о празднике – День Победы, о 70-ти летнем юбилее победы нашей страны в войне.
2. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и родителей воспитанников.
3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
4. В процессе реализации проекта у дошкольников будут сформированы: - знания о Российской армии; о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы Великой Отечественной войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; о городах-героях, разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой технике; - гендерные представления у мальчиков (стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины) и девочек (уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины).
5. Повысится интерес к проектной деятельности у детей, педагогов и родителей.
Этапы проекта:
1 этап - предварительный:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта, создание мотивации.
2. Подбор и изучение учебно – методического комплекта по тематике проекта (методическая и художественная литература, иллюстрации, репродукции, открытки и пр.).
3. Разработка комплексно – тематического плана по нравственно - патриотическому воспитанию для детей разновозрастных групп.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, «Учитель», 2007г.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
3.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
4. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе! » - Москва, «Гном и Д», 2005 г.
5. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина? »- Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.
6.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
7. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -96. – (Программа развития) .
8. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
9. Новийкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003.
10. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДгОУ. Патриотическое воспитание» -Москва, «Айрис-пресс», 2007г.
Приложение 1.
Беседы с детьми о Великой Отечественной войне
Беседа «Была война».
Воспитатель: Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка!
Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутс два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии, это уже беда! Тогда гибнут люди – и мамы, и папы, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется война. Войн в миребыло много, да и сейчас они ведутся.
А сегодня мы с вами, ребята, вспомним Великую Отечественную войну. Вам кажется, что это было давно. А ведь ваши прабабушки и прадедушки жили в то время, они были такими же маленькими, как вы сейчас.
Началась эта война 22 июня 1941 г. И продлилась четыре года. Напали на нашу Родину фашистские войска, а возглавлял эти войска Гитлер. Много зла он сделал и своей родине – Германии. И сначала удалось фашистам много наших городов, сел уничтожить, убить много людей. И война эта потому и называется Великой Отечественной.
Очень много пап и мам не вернулись с той войны; многие дети остались сиротами. У многих ребят остались только воспоминания о папах, о том, как было здорово, хорошо им было до войны. Вот как это было у одного мальчика – героя книги В. Голявкина «Мой добрый папа»:
«… Папа мой украшает елку. Сначала мы украшали все вместе – я, мам, Боба и папа. Потом мы пошли спать, а папа остался. Он ходил вокруг елки на цыпочках и говорил сам с собой… «Вот этот заяц пойдет сюда, нет, пожалуй, сюда… А вот этот шар перевесим вот так… ».
Это было в прошлом году.
Больше я не увижу папу. Мой папа убит.
Мне казалось, война – это что-то такое, где палят пушки и мчатся танки, и падают бомбы, и ничего не случается. Просто пушки палят, танки мчатся, бомбы падают, и ничего не случается. Крича «Ура! » и побеждают.
Я стою на балконе. Гляжу сквозь ветви на улицу. Вижу снег, и людей, и машины, и мне кажется, я жду папу… Вот сейчас он выйдет из-за угла…
Но мой папа убит.
Папа мой похоронен… »
Было очень трудно – но народ наш победил. Так и должно быть – ведь если к тебе в дом пришел враг, начал ломать все в твоем доме, бить тебя и твоих близких, то защищаться от этого врага – твое правое дело, это справедливо. Так и в войне – справедливость победила. И была победа! Это было весной 9 мая 1945 года. И был праздник, был грандиозный парад. Вот как это было: «Фашистская Германия признала себя окончательно побежденной. А вскоре в Москве, в столице наше Родины, на Красной площади, состоялся грандиозный Парад Победы. Торжественным шагом проходили по площади воины-победители. Шли, шли войска, и вдруготделилась от общего строя колонна солдат, резко повернулась в сторону кремлевской стены и бросила к подножию Мавзолея знамена поврежденной фашистской Германии.
Долго не смолкало в этот день народное ликование. А когда наступил вечер, над праздничной Москвой прогремели торжественные залпы. И взлетали, взлетали над вечерней Москвой огни салюта, словно сама радость взлетала в небо». (Алексеев С. «Последний штурм».)
- Кто напал на нашу Родину?
- Что хотели отобрать у нас фашисты?
- Почему война называется Великая Отечественная?
-Сколько по времени длилась война?
- Кто победил в войне?
- Где состоялся Парад Победы?
Беседа «Знакомство с праздником»
Задачи: Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса. Воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Ход беседы.
Воспитатель: 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? что это за победа? Над кем? День Победы — самый великий и серьёзный праздник как для России, так и для многих других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы. А теперь послушайте стихотворение: Сегодня праздник - День Победы! Счастливый, светлый день весны! В цветы все улицы одеты И песни звонкие слышны. Воспитатель: Это была страшная и долгая война. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник. Майский праздник – День Победы Отмечает вся страна Надевают наши деды Боевые ордена. (Т.Белозеров) В этой войне, как я уже говорила, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации). Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.
Чтение стихотворения:
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор …
А другим, наверное, помнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина … Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Берегите свою Родину, растите честными и мужественными, смелыми.
Беседа: « Почему война называется Великой Отечественной?»
Цель: продолжать знакомить детей с событиями и подвигами героев ВОВ. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века! Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы! 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом! Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество! По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны. Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Беседа: « ДЕТИ И ВОЙНА».
Цель: дать знания о том, как защищали свою Родину советские люди в годы ВОВ, что не только армия, но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашизмом. Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев. Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война - не место для детей
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,А не сиротство и страданье!
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять. Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать? Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации. Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды». Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева. Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко. Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте». «Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера. Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек! Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера. Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский. Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома». Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Беседа: « ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Цель: закрепить знания детей о том, что 9 мая – День Победы. По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией). Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена. Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют. Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам. Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую. Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей. Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными. Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.
Никто не забыт, ничто не забыто!
Великая победа
Великой войны победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды
Священную Родину-мать.
Она посыла на битвы
Лучших своих сыновей.
Она помогала молитвой
И праведной верой своей.
В великой войне победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
И жизнь, и Родину-мать!
9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших. По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади. Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой. В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта. С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством! Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка. В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России! Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов! По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны. Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир. В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли. Враг был разбит! 9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий. Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.
Первый день мира
Душистая густая тишина,
Ни выстрел не звучит, ни взрыв.
Сегодня утром кончилась война,
И хоть кругом чужая сторона
Я чудом уцелел, я жив!
Друзей я вспомнил тех, кто никогда
Не выйдет в час рассветный на покосы
Кто не забросит в реку невода,
Кого не обдадут весною росы.
Я не хотел ни убивать, ни жечь,
Я ощущал лишь зов родной земли,
Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,
что на чужбине полегли!
Приложение 2.
Консультация для родителей
«Что рассказывать детям о Великой Отечественной войне»
Много было написано песен, стихов, рассказов, повестей и романов о Великой Отечественной войне. И основная задача родителей - формировать в своих детях чувство патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы России. Что будет с нашими детьми? Что будет означать для них понятие Второй мировой Войны? Как рассказать об этой Великой Войне, какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях молодых ребят, ставших в последствии героями? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Как рассказать ребенку о войне? Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Защитников Отечества или Дня Победы. Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда. Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях. Дети «живут по собственным часам», мыслят синкретично, то есть целостно, устанавливают сказочные, причудливые связи; существующие только в их сознании отношения. Поэтому рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном. Рассказывай суть, не путай, не перегружай, погоди с «диалогическим подходом». Чётко и точно, по существу. Зачин короткий – главная мысль, и несколько примеров – иллюстраций. Когда нарастёт «плоть мысли», накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. От частного – к общему. Несколько представлений под вашим руководством малыши пускай сравнивают, общее обнаруживают (обобщают), от пустяков абстрагируются и сами к правде прикасаются. Логика логикой, да не логикой единой жив человек. Сердцем он прежде всего жив! Умозрением! Очи тогда правду отыщут, коль не холодна она – горяча, с любовью, с чувством, с интуицией, с верой крепко-накрепко спаяна. Восхититься, возрадоваться, заплакать… Непосредственность… «Будьте как дети». Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз. Всё меньше ветеранов, участников войны, тружеников тыла. Невозможно переоценить «семейную память». Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никто лучше о войне не скажет. Слушайте же ветеранов, каждое слово ловите, каждую секунду цените. Свидетельское показание о войне. Глаза прозрачные, уже не здесь, почти, не с нами… А как 9 мая настанет, ордена наденут, мёда напёрсток отведают, взбодрятся, помолодеют, на грешную изверившуюся, сбесившуюся землю снизойдут. И сквозь боль, одиночество, непонимание; поверх крысиных расчетов, ссудных процентов, гламурных тусовок, фальшивых продажных «звёзд»… речь поведут. «Сначала было слово». О Серёжке с Малой Бронной. О Витьке с Моховой. О том, как страшно на войне. О бомбёжках и обстрелах. Бух. Бах. Тра-та-та- та. О «друзьях, товарищах». Всё вспомнят. Пехоту, «родную роту», отцов- командиров. Кашу из котла. Окружение. Плен. Госпиталь. Раны. Страдания. Подвиг. Победу. «Одна на всех, мы за ценой не постоим». Гнут нас, ломают – мы трещим, но несломлены. Это потому что ещё не покинул окоп последний ветеран. Обрушивают ушаты грязи, клеветы, да не пристаёт к нам грязь. Это потому что ветераны на передовой, по больницам и домам престарелых, с костылями наперевес учат молодых уму разуму. Вычёркивают нас из истории, нет, говорят энергии, энтропия, развал… Так то оно так… Но есть всё же есть ещё порох в пороховницах. Это потому что ветераны в проклятые годы развала зачерстветь нам окончательно не дозволили. Мудрые святые старики. Мудрость, она ведь наивной только кажется. Старый да малый. «Возвращайся, сделав круг». Старик и ребёнок завсегда найдут о чём поговорить, всегда услышат друг друга. И ребёнок запомнит… Навсегда. И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь. И старик усмехнётся в бороду: не зря жил. Сменяя друг друга, идут поколения, Но память о прошлом не знает забвенья. И грозные строки взывают с гранита: "Никто не забыт, ничто не забыто. Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне. В этот великий праздник – День Победы - мы вспоминаем всех тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Память о войне 1941-1945 года хранится в людских сердцах и передается из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны.
«Как родителям обьяснить детям, что за праздник
« День Победы»
Сегодня мы празднуем уже 70-ю годовщину Победы нашей страны над фашистской Германией. К сожалению, с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Уже редко они посещают классные часы в школах, общаются с детьми в детских садах, рассказывают о той страшной войне. И нынешнее поколение не совсем понимает, что за праздник 9 Мая! Ценой каких страданий, героических поступков, понесённых жертв досталась нашим прадедушкам и прабабушкам эта Победа! И сегодня хотелось бы поговорить о том, как рассказать нашим детям, нашему будущему поколению о той Великой Войне? Чтобы потомки помнили, и никогда не забывали тот героический подвиг всего народа.
Конечно, первым делом необходимо говорить с ребёнком, рассказывать исторические факты местности где живёт ребёнок. Попробовать восстановить эти факты в игре с солдатиками. Ведь мальчики очень любят играть в «войнушку».
Во-вторых, можно посмотреть с детьми тематические передачи. Только смотреть их необходимо обязательно вместе, чтобы объяснить ребёнку все непонятные для него слова и моменты. Посмотреть старые военные художественные фильмы. Например: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Журавли», «Максим Перепелица», «Офицеры». Эти фильмы очень хорошо передают характер людей, которые сражались за Родину, тот патриотизм, который помог выдержать четыре года тяжёлой битвы. Хочется сказать, что не стоит просматривать с детьми картины, где кроме «кровавого месива» ребёнок больше ничего не увидит. Такие фильмы могут только развить агрессию в еще не окрепшем детском сознании. Если вы хотите посмотреть с ребёнком современный фильм, то лучше сначала посмотрите его сами.
Следующим этапом может стать общение с ветеранами, которые остались в живых. Постарайтесь их найти среди знакомых, друзей, соседей. Организуйте встречу с ними. Научите ребёнка уважительно относиться к ним. Проведите предварительную беседу. Пожилые люди обязательно расскажут вашему ребёнку много интересного, подберут нужные слова.
Расскажите вашему ребёнку о его предках, воевавших на войне. Найдите старые фотографии, письма с фронта. Если это невозможно сделать, тогда расскажите о подвигах Героев войны. Например: Маресьев, Космьедемьянская, Карбышев и многие другие. Расскажите о героях вашего края. Покажите его фотографии, скачайте в интернете или найдите в литературе его биографию. Посетите памятник герою. Расскажите о подвигах юных героев. Обязательно оговаривайте возраст юных солдат. Вашему ребёнку будет очень интересно, потому как все дети мечтают совершить какой-нибудь подвиг.
Прочитайте ребёнку художественную литературу о героических подвигах и войне. Вот некоторые из них: «В списках не значился» Б. Васильева, «Живые и мёртвые» К. Симонова, повести и рассказы В. Быква, «Твои защитники» Л. Кассиль, «Мешок овсянки» А. Митяев и другие, стихотворение А. Барто «На заставе», Джек Алтаузен «Выбежала девочка из дома» и другие. Прочитайте ребёнку стихи поэтов военного времени и воевавших на войне. Также прекрасно раскрывает военную тему поэзия К. Симонова, Ю. Друниной, А. Ахматовой, В. Высоцкого, Р. Рождественского, Р. Гамзатова, Э. Асадова. Учите с ребёнком стихи наизусть.
Обязательно посещайте праздники посвященные Дню Победы в детских садах, школах. Посмотрите концерты военных песен, театральные постановки.
Посетите с ребёнком памятные места, Братские могилы, могилу Неизвестного солдата. Возложите цветы к Вечному огню. Внимательно рассмотрите фамилии увековеченные на каменных плитах. Попробуйте отыскать однофамильцев. Неоценим подвиг наших предков в той страшной войне, и мы должны быть благодарны им за это. Но в чем заключается наша благодарность? Чем мы можем отблагодарить их за мир, в котором живём? Сохранить память о них, о их подвигах и героизме. Вот единственное, что мы можем для них сделать. Воспитать будущее поколение, учить их помнить, чтить память погибших в той битве и вспоминать не только 9 мая!
Пусть будет мир
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда.
Приложение 3.
Стихи для детей о Великой Отечественной Войне.
Разговор с внуком
Позвал я внука со двора
К открытому окну.
– Во что идет у вас игра?
– В подводную войну!
– В войну?
К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав совет.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает:
– Дед, А как же в мир играть?..
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
(С. Маршак)
Чтобы солнце улыбалось
Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землёй
Людям всем И нам с тобой!
(М. Пляцковский)
Мир
Нет, слово "мир" останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.
(В. Берестов)
Слово очень нужное
Есть на свете слово
— нужное и важное,
словно солнце,
греет это слово каждого.
Написать без кляксы
очень хочет Света
это слово важное,
тёплое, как лето.
Мир для всех народов,
мир на всей планете!
Он нам очень нужен
— мне, тебе и Свете.
(М. Родина)
День Победы
Майский праздник
— День Победы
- Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Т. Белозеров)
Что за праздник?
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
Май встречает радостно
Наша вся страна.
По дорогам Родины
Вновь идет весна.
Здравствуй, здравствуй,
Теплый, ясный, День Победы,
День прекрасный.
Спасибо, наша Родина любимая,
За все твои заботы и дела,
За солнце ясное, за небо синее,
За все, что детям ты дала!
(Н. Иванова)
Победа
Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.
День Победы к нам пришел,
Лучший праздник на земле.
Очень весело сегодня
И большим и детворе!
(М. Познанская)
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны.
И солнце, и песню в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
(М. Геттуев)
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Стелются темные тучи,
Молнии с неба снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
(А. Сурков)
Летней ночью на рассвете,
Когда мирн6о спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит - против нас!
(С. Михалков)
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны.
(В. Губарец)
Приложение 4.
Конспект по аппликации для разновозростных групп «Георгиевская ленточка»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье».
Цель: Способствовать формированию военно-патриотического воспитания. Задачи: - познакомить детей с георгиевской ленточкой; - сделать праздничную открытку; - развивать мелкую моторику рук, расширять кругозор.
Методические приёмы: вводная беседа, пальчиковая гимнастика, физминутка.
Предварительная работа: беседа о войне, чтение стихотворений о войне. Активизация словаря: орден, георгиевская ленточка, Великая Отечественная война, ветераны, победа.
Материалы: клей ПВА, кисточки для клея, альбомные листы формата А5, на которых нарисована карандашом георгиевская лента, цветочки черного и оранжевого цветов, цветная бумага (красная, шаблон звезды, простые карандаши).
Ход занятия: (Приветствие. Дети сидят за столами. Перед детьми стенд с готовой открыткой, георгиевской ленточкой, иллюстрациями ордена Святого Георгия.)
Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами сделаем открытку для ветеранов Великой Отечественной войны. Ребята, вы знаете, что это за ленточка? Как она называется и для чего она нам нужна? (Нет). Сегодня мы с вами поговорим о Георгиевской ленточке. Предлагаю вам рассмотреть георгиевскую ленточку на иллюстрациях. Георгиевская лента – это лента от ордена св. Георгия, орден за доблесть, проявленную бою. Георгиевская лента и орден св. Георгия были утверждены как символы воинской чести и доблести. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата в бою. Орден предназначен исключительно для награждения за боевые заслуги. 9 мая - День Победы празднуют все жители России.
Физминутка «Самолёты»
Воспитатель: А теперь нам нужно немного размяться. Повторяйте все движения за мной.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны)
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели (повторить 2-3 раза)
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат альбомные листы бумаги и цветочки черного и оранжевого цветов. Сейчас мы с вами наносим клей на линию и приклеиваем черные цветочки, а затем оранжевые (1;3;5 ряды – черные цветочки; 2 и 4 ряды - оранжевые). Затем берём цветную бумагу (красную) и шаблоны звезды. Наносим клей на звезду и приклеиваем её в нижнем правом углу. Теперь мы берём цветочки золотистого (можно разноцветные) цвета и приклеиваем их в левом верхнем углу, имитируя салют. Наша открытка готова. - Молодцы ребята, правильно сделали (воспитатель помогает детям доделать).
Воспитатель: Ребята что сегодня мы с вами делали? Что нового вы узнали? Вам понравилось делать открытку? Молодцы, ребята. Вы всё правильно сделали и очень красиво получилось. Всем спасибо. Воспитатель вместе с детьми приводит в порядок рабочие места.
Приложение 5.
Игры с детеми.
Подвижная игра «Найди свой цвет».
Цели игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета, поднятие настроения. Что надо для игры: флажки разных цветов, жетоны таких же цветов, стулья по числу детей.
Ход игры.
Прикрепить флажки к стульям (или положить на стулья), которые расставлены в разных местах комнаты. Каждому игроку вручить по жетону такого же цвета, как флажки. После слов «Идите гулять» дети расходятся по всей комнате. Но как только прозвучат слова «Найди свой цвет», они должны собраться возле стула с флажком такого же цвета, который соответствует цвету их жетонов, и каждый должен назвать этот цвет.
Игра с платочками «Найди себе пару» (с сопровождением музыкой)
Цели игры: развитие координации движений, чувства ритма, формирование правильной осанки и тренировка вестибулярного аппарата, тренировка подвижности нервных процессов, умения различать цвета, поднятие настроения. Что надо для игры: платочки разных цветов по числу детей.
Ход игры.
Каждому игроку вручить по платочку разного цвета. Когда звучит музыка, дети свободно танцуют, выполняя разные движения. После слов «Найдите себе пару» дети расходятся по всей группе и подходят к тому ребенку, с которым у них совпадает цвет платочка. Каждый должен назвать этот цвет.
Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
Цель: Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: якорь, капитан, корабль, штурвал, рулевой, матрос. Предшествующая работа: чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий и видеороликов о море, моряках, кораблях. Оборудование: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, якорь, штурвал, бинокли, строительный материал.
Ход игры:
- Ребята, я предлагаю сегодня вместе отправиться в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие? (На самолёте, на поезде, на машине, на корабле) - Чтобы оправиться в путешествие на корабле, что для этого нужно сделать? (Построить корабль) - Из чего мы будем стоить корабль? (Из большого деревянного строителя и мягких модулей) Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров. - Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Воспитатель берет на себя роль капитана и помогает распределить роли, кто кем будет. Затем можно и кому-то из детей предложить быть капитаном). Дети: Капитану - бинокль, матросам - бескозырки, для врача - чемоданчик с инструментами, лекарством, коку – посуда и продукты. - Что делает капитан? Определяет курс корабля и отдаёт команды. Право руля, лево руля! Полный вперёд! Рулевой у штурвала. Матросы надраивают палубу. Радист сообщает о движения судна. Врач следит за здоровьем команды на корабле. Кок готовит еду для всей команды. Звучит музыка «Шум моря». Капитан даёт команду: «Всем приготовиться к отплытию, пройти медицинскую комиссию». Врач осматривает всю команду. Команда после допуска к плаванию заходит на судно. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места!». Занимают места на корабле. Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! ». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля!». Капитан просит кока приготовить обед для команды. Вот матросы увидали – Впереди земля. Капитан велит к причалу, Штурман - у руля (Дети приставляют ладонь ко лбу, вглядываются вдаль). Все возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.
Приложение 6.
Физкультминутки.
Физкультминутка «Салют»
Вокруг все было тихо. (Встать прямо, руки опустить)
И вдруг - салют! Салют! ( Поднять руки вверх)
Ракеты в небе вспыхнули (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо). и там, и тут!
Над площадью, над крышами, (Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками поднять вверх 2—Зраза)
Над праздничной Москвой
Взвивается все выше
Огней фонтан живой.
На улицу, на улицу (Легкий бег на месте).
Все радостно бегут, Кричат: «Ура! », (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»). Любуются (Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево- вправо)
На праздничный салют!
Приложение 7.
Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Приложение 8.
Дыхательная гимнастика «Флажок»
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.
Оборудование: красный флажок.
Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Ярко-ярко красный.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем. Повторить 4-6 раз.
Конспект занятия во 2 младшей группе:
"День Победы"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье».
Цель: Способствовать формированию военно-патриотического воспитания.
Задачи:
рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая;
рассказать о героях Великой Отечественной войны;
рассмотреть иллюстрации;
учить детей пересказу.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия:
Организационный момент.
– Сядет тот, кто подберет слово.
- Солдат (какой?) – смелый, храбрый, отважный. Подвиг (геройский), поступок (героический), ветеран (мужественный, старый), победа (долгожданная, радостная, выстраданная), праздник (весенний, радостный, счастливый) и др.
- Введение в тему. Беседа о празднике по вопросам.
- В Российской Армии много войск. Танкисты служат в танковых войсках, ракетчики – в ракетных войсках, летчики – в авиации, моряк– на флоте.
9 Мая на Красной площади в Москве проходит Парад Победы. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто воевал, кто погиб на войне, в бою или умер от ран после войны.
Дети и взрослые возлагают цветы к Вечному Огню, другим памятникам, на Мамаевом Кургане. А вечером бывает праздничный салют.
Во многих семьях хранятся награды, письма с фронта.
Все дети любят слушать рассказы о войне; мальчики играют в летчиков, моряков, пограничников, танкистов.
- Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
- Кто защищал нашу родину?
- Кто из ваших родственников участвовал в Великой Отечественной войне?
- Кто видел фильмы о войне?
• Словарная работа: подвиг, победа, героический поступок, защитник, ветеран.
- Физкультминутка-загадка (имитация движений)
Вдруг из черной темноты
в небе выросли кусты.
А на них – то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми.
Дети сидят, закрыв руками глаза.
Подняв вверх руки, встают.
Руки подняты над головой,
пальцы растопырены.
Снова садятся
и встают.
- Чтение рассказа Л. Кассиля «Сестра»:
Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперед ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно – пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, – медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану – осторожно, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла», – подумал Иван и спросил: – Умру?
– Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
– Спасибо, сестрица! – говорит Иван Котлов. – Дозвольте узнать, как вас зовут.
– Надя зовут, – отвечает, – Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
• Вопросы:
– Кто пошёл в бой?
– Что случилось с Иваном Котловым?
– Где лежал Иван?
– Как он был ранен?
– О чём думал солдат?
– Что он услышал?
– Почему он не смог открыть глаза?
– Кого он увидел?
– Что она делала?
– О чём подумал Иван?
– О чём он спросил?
– Что ответила девушка?
– Как её звали?
– Что она сделала потом?
- Повторное чтение рассказа.
- Пересказ рассказа детьми.
- Итог занятия:
- О чем мы беседовали сегодня на занятии? (о Дне Победы)
- Когда празднуют День победы? (9 мая)
- Куда возлагают цветы дети и взрослые 9 мая? (к Вечному Огню)
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочли? («Сестра»)
- О ком этот рассказ? (о солдате Иване Котлове и медсестру Надю Балашову)
- Что произошло с Иваном? (его ранило на поле боя, Надя его спасла).
Конспект НОД по аппликации для детей второй младшей группы
Тема: «Салют в честь победы».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель:Способствовать формированию военно-патриотическому воспитанию.
Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к общественным событиям –Дню победы.
Материал: компьютер, барабан (игрушка) бумага фиолетового цвета (1/2 альбомного листа), , звездочки, вырезанные из цветной бумаги ,фольга, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций с изображением военных, военной техники.
Ход: 1) Организационный момент. Воспитатель берет барабан, бьет в него, читает стихотворение А. Барто «Барабан».Дети маршируют за воспитателем по комнате и отбивают такт в барабан.
2) Художественное слово. А. Барто «Барабан».
Левый, правый!
Левый, правый!
На парад
Идет отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левый, правый!
Левый, правый!
Барабан
Уже дырявый!
3) Презентация салюта на компьютере.
- Молодцы! Шагали как солдаты. Дети, скоро будет праздник 9мая. А в праздники в небо пускают салют. Посмотрим какой красивый салют. (Воспитатель подводит детей к компьютеру, открывает страничку, где идет изображение реального салюта)
-Это салют. Салют! Как красиво зажигаются огоньки! (дети любуются). Покажите, как взлетают огни салюта (дети 2-3 раза поднимают руки вверх и опускают). Повторите: «Салют! »
4) Сообщение темы.
Посмотрите. У меня нарисованы белые полоски, а огни салюта приклеины.Сейчас мы с вами сначала приклеем тонкие полоски,затем украсим их цветными звёздочками. (Предложить каждому взять фиолетовый лист бумаги и разложить на нём звёздочки).
-Лола, какого цвета твоя звёздочка? А у тебя, Сонечка? (повторить цвета) .
Далее показываю и напоминаю последовательность приклеивания звёздочек.
5) Совместная деятельность детей со взрослым. Воспитатель помогает младшим намазывать звёздочки, повторяя действия: намазываем, переворачиваем и наклеиваем.
Конспект занятия по изобразительной деятельности
(нетрадиционная техника рисования)
«Ласковое солнышко»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель:
Развивать у детей воображение, интерес к рисованию, развивать навыки рисования пальчиком, развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- Вызвать интерес к изображению весёлого весеннего солнышка.
- Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей - прямых линий.
- Упражнять в рисовании пальчиком.
- Формировать умение замыкать линию в кольцо.
- Развивать чувство формы и цвета.
- Вызвать сочувствие и желание помочь персонажу
Предварительная работа.
Рассматривание изображений солнца в детских книжках. Наблюдение за солнцем во время прогулки. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Солнышко»:
Солнце улыбается –
Золотые лучики.
Солнышко качается
На кудрявой тучке.
Солнышко бросает
Золотые мячики.
В лужицах ныряют
Солнечные зайчики.
Материалы, оборудование.
Плоскостное изображение солнышка (аппликация из цветного картона), прищепки, гуашевые краски, листы бумаги белые формата А3, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Кто, лучистым, ярким светом
Пробежался по предметам?
Луч горячий выпускает,
Землю нашу освещает?
Если к нам в окно заглянет,
Все, как в сказке засияет!
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Сегодня ласковое солнышко пришло к нам в гости, посмотрите какое оно красивое, только с ним случилась беда. Оно растеряло все свои лучики. Нужно ему помочь.
Воспитатель показывает прищепки и предлагает детям заменить ими лучики. Дети прицепляют прищепки к плоскостному изображению солнышка.
Пока дети выполняют это задание, воспитатель рассказывает детям потешку о солнышке:
Солнышко, Колоколышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Воспитатель: Ребята, а хотите нарисовать своё солнышко? Давайте вместе подумаем как мы будем его рисовать.
Воспитатель на мольберте показывает как интересно и необычным способом при помощи пальчика, можно нарисовать красивое солнышко.
- Мы макаем пальчик в жёлтую краску и рисуем кружок. Макаем опять пальчик и рассуем прямые линии – лучики. Лучиков можно нарисовать столько, сколько вам захочется. Чем больше лучиков, тем ярче будет светить наше солнышко. Затем мы вытираем наш пальчик салфеткой. Чтобы наше солнышко нам улыбалось, нарисуем красной краской ему улыбку. Макаем пальчик в краску и рисуем ротик. Не забываем потом вытирать пальчик салфеткой. Осталось нарисовать глазки и носик. Берём краску синего цвета ставим пальчиком точки – это глазки. И краску чёрного цвета – изображаем точкой носик. Не забываем вытирать наш пальчик. Вот какое красивое и доброе солнышко у меня получилось. Сейчас на ваших листочках у каждого из вас появится такое же ласковое солнышко, нужно только постараться.
Дети садятся за столы и приступают к работе.
По окончании работы:
Воспитатель предлагает ребятам пройти по студии и рассмотреть рисунки солнышек, какие они получились разные: яркие, красивые, румяные.
Воспитатель: Вам понравилось рисовать солнышко? Давайте возьмем наши рисунки, подойдём к окну и покажем нашему солнышку на небе, какие красивые солнышки получились у вас. А сейчас пусть наши рисунки путём высохнут, а мы с вами пойдём мыть ручки.
2 младшая группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий недели «Пусть дети не знают войны» в средней группе.
План мероприятий недели «Пусть дети не знают войны» в средней группе....
Спортивно- патриотическая игра «Пусть дети не знают войны, а только играют в неё»
Игра построена в форме спортивной эстафеты, где команды, продвигаются по детскому саду, на этапах отвечают на вопросы, решают логические задачи, маршрут движения указан в маршрутных листах. На м...
Проект посвященный 70-летию Победы подготовительной группы «Пусть дети не знают войны …»
Актуальность Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но...
Педагогический проект "Пусть дети не знают войны"
Проект направлен на воспитание гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста....
Сценарий литературно – музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Пусть дети не знают войны…»
Оформление зала: с одной стороны декорации групповой комнаты,с другой стороны – декорации бомбоубежища. Звучит песня «Наша Родина сильна» (муз. А. Филиппенко), дети входят в зал. Сад...
Познавательно - образовательный проект (краткосрочный) к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Пусть дети не знают войны» по приоритетному нравственно-патриотическому направлению работы в разновозрастных группах ДОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида №23«Аленушка» Познавательно - образовательный проект (краткосрочный)к 70-летию П...
Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны « Пусть дети не знают войны»
Актуальность создания проекта 78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет...