«Волшебный пластилин»
методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Волшебный пластилин»

Уровень реализации: базовый

 

Возраст обучающихся: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minina.docx80.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 «Колокольчик» общеразвивающего вида

Рассмотрена  на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 03.09.2018

Утверждаю:

заведующая МБДОУ детский сад №23 «Колокольчик» общеразвивающего вида

___________Т.В.Заболотникова

Приказ № __   от 03.09.2018

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Волшебный пластилин»

Уровень реализации: базовый

Возраст обучающихся: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Автор программы:

Минина Валентина Владимировна,

 воспитатель

с.Устье, 2018

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Устав МБДОУ №23 «Колокольчик»

Направленность программы

Направленность программы «Волшебный пластилин» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению - прикладной;  по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной. 

Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н.

Уровень образования - дополнительное образование.

 Уровень освоения программы: ознакомительный (краткосрочный)

Актуальность программы

Создание программы дополнительного образования «Волшебный пластилин» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобразительной деятельности лепкой из мягкого пластилина, так как она, как и другие виды изобразительной деятельности, развивает мелкую моторику рук, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. 

Новизна и отличительные особенности программы 

 Новизна программы состоит в том, что в процесс обучения лепке детей 3-4 лет впервые введено новое направление детского творчества.  

В отличие от других существующих программ ребенок в этом возрасте приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса через пластинографию.  Данное направление представляет собой сочетание аппликации и лепки – полуобъемный рисунок.

Данная  программа предусматривает построение процесса обучения с усовершенствованием на каждом этапе по спирали, получение качественно нового уровня знаний.

Педагогическая целесообразность

Реализация содержания  данной программы способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Кроме того, программа развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Ребенок  учится планировать свою работу и доводить её до конца. У  него развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Содержание общеразвивающей программы «Волшебный пластилин» интегрирует различные образовательные сферы: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, математика, художественная литература.

Адресат программы

Данная программа адресована детям от 3 до 4 лет (младший дошкольный возраст).

Возраст от 3 до 4 лет - время наиболее бурного развития ребенка.         У детей этого возраста происходит развитие мелкой моторики. Ребенок способен активно и осознанно усваивать различные движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать жизненный опыт уже освоенных основных движений более сложными. В младшем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 3–4 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских
противопоказаний).

Количество учащихся

Количество учащихся – 12 человек.

Численный состав учащихся определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН в объединении и может быть уменьшен при включении в него детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусмотрена для 3-4 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» предусматривает занятия во второй половине дня.

Объём и сроки освоения программы

Срок реализации программы - 1учебный год (36 час).

Форма и режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия - 15  минут. В год  - 36 занятий.  

Продолжительность программы определяется:

- возрастными особенностями ребенка и процессами психического развития;

-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;

-объёмом материалов;

-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.

        Форма обучения

Состав группы – постоянный.

Форма обучения очная с учетом возрастных особенностей детей.

На занятиях используются формы работы: групповая, индивидуальная.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех
необходимых для работы материалов и дидактических материалов. Теоретическая часть занятий при работе максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания или теория дается одновременно с проведением практической работы.

Цель программы

        Цель: развитие творческих способностей детей на занятиях лепкой посредством обучения пластинографии.     

Задачи  программы

Обучающие:

-Знакомить со свойствами пластилина.

-Научить основным приёмам работы из целого куска, из отдельных частей: раскатывание пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней; вдавливание- выдавливание; прищипывание, ощипывание маленького кусочка пластилина; соединение частей пластилина с помощью воды и кисти;

-Научить пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.

-Научить работать на ограниченном пространстве.

- Учить использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый).

-Научить восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Расширить знания детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира. 

Развивающие:

        - Развивать сенсорные способности  восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук.

- Развивать память, внимание, глазомер. 

Воспитывающие:

         -Формировать познавательный интерес к лепке.  

         -Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность в работе.

         -Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

-Воспитывать желание участвовать в выполнении коллективной работы.

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

«Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)

1

0,15

0,85

Опрос

«Украсим кукле платье»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Воздушные шары»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Овощи для засолки»

1

0,15

0,85

Выставка

"Бусы для Люси"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Гроздь винограда"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Яблоки поспели"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Астры и хризантемы"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Солнышко на тарелке"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Божья коровка, 
улети на небо"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Ежик»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Мечта сладкоежки»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Снежинка"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

Панно «Овечки»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

Коллективная работа

" Снеговик»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

" Елка новогодняя огоньками светится "

2

0,30

1,70

Готовое изделие Выставка

"Игрушка новогодняя"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Зайчик»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Украсим Кате чашку»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

Черепашка

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Мы делили апельсин"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Кружка для папы»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"За окошком снегири"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Вазочка»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Тюльпаны»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Пирамидка»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Разноцветные зонты» 

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Пасхальное  яичко"

1

0,15

0,85

Готовое изделие

"Цветные карандаши»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

1

0,15

0,85

Опрос

Готовое изделие

«Бабочки – красавицы»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Жучки – паучки»

1

0,15

0,85

Готовое изделие

«Что умеют наши ручки?»

1

0,15

0,85

Опрос

«Оформление коллективной композиции»

1

0,15

0,85

Выставка

Итого

36

5,4

30,6

Содержание программы

Тема 1.  «Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)

Теория. Что такое пластилин. Свойства пластилина. Игрушки из пластилина. Мультфильм «Пластилиновая ворона».

Практика. Свойства пластилина – свободная лепка.

Тема 2. «Украсим кукле платье»

Теория. Украшение силуэта платья для куклы. Показ техники лепки из пластилина. Рассматривание образцов. Чтение стихотворения Н. Рябовой «Кукла Катя в новом платье».

Практика. Практические действия с пластилином (приёмы-смешивание трёх цветов,  раскатывание. скатывание. сплющивание).  

Тема 3. «Воздушные шары»

Теория. Создание картинки из воздушных шаров. Закрепление знаний о геометрической форме. Связка воздушных шаров. Стихотворение Я. Акима «Сегодня всё ликует! В руках у детворы, от радости танцуют воздушные шары»...                                                                                Практика. Лепим шар круглой формы. Приёмы – отщипывание, раскатывание, размазывание.

Тема 4. «Овощи для засолки» 

Теория. Создание картины с выпуклым изображением. Чтение стихотворения А. Прокофьева «В огороде много гряд, есть и репа и салат… Рассматривание овощей. Уточнение формы и цвета, места произрастания овощей. Показ способов лепки.

Практика. Лепка из пластилина нужного цвета овощей .Приёмы: раскатывание, скатывание, сплющивание. Выставка.

Тема 5. "Бусы для Люси"

Теория. Создание картины  с помощью пластилина. Чтение стихотворения Н. Снежной  «Бусинка за бусинкой соберу на нитку, мой подарок знаю вызовет улыбку….Рассматривание бус, нанизанных на нитку. Закрепление знаний цвета и формы, способов лепки.  

Практика. Лепка бус, чередующихся по цвету. Приёмы: отщипывание, скатывание, прижимание.

Тема 6. "Гроздь винограда"

Теория. Создание картины с помощью пластилина. Рассматривание грозди винограда. Чтение стихотворения А. Чугунникова  «Я и жёлтый ,я и белый, я и чёрный, если спелый…. Знакомство с рельефной лепкой. Закрепление способов лепки. Физкультминутка: «Мы сегодня в сад пойдём, фрукты разные найдём…

Практика.Лепка виноградинок. Приёмы: Приёмы отщипывания, раскатывания, сплющивания, надавливания.

Тема 7. "Яблоки поспели"

Теория. Создание картины с помощью пластилина. Рассматривание яблока. Загадывание загадки: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети». Закрепление цвета, формы, свойств. Физкультминутка «Солнце яблоку слегка подрумянило бока»…

Практика. Лепка яблока. Приёмы: приёмы отщипывания, раскатывания, прижимание.

Тема 8. "Астры и хризантемы"

Теория. Создание картины с помощью пластилина. Беседа о цветах. Рассматривание цветов. Чтение стихотворения С. Джус. « Астру, наверное, каждый узнает…»Показ способов лепки.

Практика. Лепка цветов. Приёмы: отщипывания,  раскатывание прямыми движениями рук, прижимание.

Тема 9. "Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Теория. Рисование пластилином. Свойства пластилина. Беседа об осени. Рассматривание грибов, их классификация. Чтение стихотворения В. Шульжик «По тропинке шла, белый гриб нашла». Способы лепки. Физкультминутка: «Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки.

Практика.Лепка грибов. Приёмы: отщипывание, размазывание, сплющивание, скатывание, прижимание.

Тема 10. "Солнышко на тарелке"

Теория. Создание картины с помощью пластилина. Беседа о солнце. Характеристика солнца. Загадка – «Оно весь мир обогревает и усталости не знает. Улыбается в оконце, а зовут его  все солнце. Способы лепки.  

Практика. Лепка солнышка. Приёмы: отщипывание, придавливание, намазывание, украшение.

Тема 11. "Божья коровка, улети на небо"

Теория. Создание картины. Загадка «Красный, маленький комочек, на спине немного точек…» Рассматривание божьей коровки и называние частей тела, её поведения в природе. Физкультминутка «Мы божьи коровки- быстрые и ловкие…» Способы лепки.

Практика. Лепка божьей коровки. Приёмы: скатывание, придавливание, сплющивание, намазывание, отщипывание.

Тема 12. "Ежик»

Теория. Создание картины с помощью пластилина. Игрушка – ёжик.  Чтение стихотворения Н. Туровой «Ёжики колючие сладко спят зимой! Им тепло и сказочно в норке под сосной..» Беседа об образе жизни ежей. Показ способов лепки. Физкультминутка «Мы погреемся немножко..»

Практика. Лепка ёжика. Приёмы: отщипывание, намазывание, катание, примазывание, скатывание, украшение.

Тема 13. «Мечта сладкоежки»

Теория. Украшение силуэта мороженого. Загадка «Я в стаканчике ,  рожке, вкусное и нежное..» Беседа – образование прилагательных от существительных по аналогии. Знание цветов. Способы лепки.

Практика. Лепка мороженого. Приёмы: отщипывание, размазывание, придавливание, украшение.

Тема 14. "Снежинка"

Теория. Рисование картины пластилином. Чтение стихотворения Е. Моисеева «Вот зима снежинки кружит, так и студит, так и вьюжит…» Беседа и рассматривание снежинок. Признаки предмета. Способы лепки.

Практика. Лепка снежинок. Приёмы: катание, прижимание, украшение.

Тема 15. Панно «Овечки «

Теория. Создание картины с помощью пластилина. Чтение стихотворения С. Комлевой «За лесом, у речки гуляют овечки. И шерсть у овечек в забавных колечках». Беседа. Рассматривание овечек. Способы лепки.

Практика. Лепка овечек. Приёмы: размазывание, отщипывание, раскатывание, сплющивание, сдавливание, прищипывание.

Тема 16. Коллективная работа " Снеговик»

Теория. Создание картины. Чтение стихотворения Т. Гусаровой «На дворе полно снежка, я слепил снеговика». Беседа по вопросам. Образование прилагательных от существительных. Способы лепки. Физкультминутка «Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок…»

Практика. Лепка Снеговика. Приёмы: отщипывание, размазывание, скатывание, сплющивание, прижимание.

Тема 17. " Елка новогодняя огоньками светится "

Теория. Создание картины с помощью пластилина. Искуственная ёлочка. Чтение стихотворения Я. Акима «Ёлка наряжается – праздник приближается…» Игровая ситуация с Дедом Морозом. Рассматривание ёлки. Способы лепки. Физкультминутка «Наша ёлка велика..»

Практика. Лепка ёлки. Приёмы: отщипывание, размазывание, прижимание. Выставка.

Тема 18. "Игрушка новогодняя"

Теория. Создание картины в технике пластилинографии. Ёлочный шар. Чтение стихотворения Т. Лило «Пышную ёлку собой украшал синий большой разрисованный шар…» Беседа, как можно украсить ёлку. Рассматривание шаров. Физкультминутка «Наступает Новый год! Дети водят хоровод». Способы лепки.

Практика. Лепка новогоднего шара. Приёмы: отщипывание, скатывание, прикладывание, размазывание.

Тема 19. «Зайчик»

Теория. Создание картины. Игрушка – заяц. Загадывание загадки «Любит красную морковку, грызёт капусту очень ловко..» Игра «Вспомним сказку». Физкультминутка «Зайка беленький сидит..». Способы лепки.

Практика.Лепка зайца. Приёмы: отщипывание, размазывание, примазывание.

Тема 20. «Украсим Кате чашку»

Теория. Силуэт чашки. Чайная чашка. Рассказ «Н. Дражиной «Котёнок и молоко». Физкультминутка «А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз – два! Способы лепки.

Практика. Лепка чашки. Приёмы: отщипывание, размазывание, украшение.

Тема 21. Черепашка.

Теория. Рисование картины пластилином. Игрушка – черепашка. Загадывание загадки «Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит..» Способы лепки. Физкультминутка «Девочки и мальчикир=прыгают, как мячики..»  

Практика. Лепка «черепашка». Приёмы – размазывание, сплющивание, придавление, украшение.

Тема 22. «Мы делили апельсин»

Теория. Рисование пластилином. Фрукт – апельсин. Загадывание загадки «Он с оранжевою кожей, что на солнышко похоже..» Рассматривание апельсина. Способы лепки. Физкультминутка «Лучшие качели – гибкие лианы..»

Практика. Лепка апельсина. Приёмы – отщипывание , раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание, придавливание.

Тема 23. «Кружка для папы»

Теория. Силуэт кружки. Кружка. Загадывание загадки «Пьём из них мы круглый год: кофе, чай, кефир, компот..» Рассматривание кружки. Уточнение способов лепки. Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик большой, это папа дорогой..»  

Практика. Лепка кружки. Приёмы: отщипывание, скатывание, примазывание, украшение.

Тема 24. «За окошком снегири»

Теория. Рисование пластилином. Игрушки – снегири. Чтение стихотворения Т. Шорыгина «Стынут лапы на морозе у сосны и ели..» Беседа о снегирях. Показ способов лепки. Физкультминутка: «Птички прыгают, летают, крошки птички собирают..»

Практика. Лепка снегирей. Техника: отщипывание, скатывание, размазывание на основе, разглаживание.

Тема 25. «Вазочка»

Теория. Рисование пластилином. Керамическая ваза. Чтение стихотворения «Подарю я мамочке сказочный букет. Простоит он в вазочке много – много лет.» Беседа о празднике. Физкультминутка « На лугу растут цветы небывалой красоты..» Показ способов лепки.

Практика. Лепка вазочки. Техника: отщипывание, размазывание на основе, разглаживание, украшение.

Тема 26. « Тюльпаны».

Теория. Создание картины. Цветы – тюльпаны. Чтение стихотворения «Цветов так много на Земле, но сердцу милы мне тюльпаны..» Беседа. Рассматривание тюльпанов. Физкультминутка «Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли..» Способы и этапы лепки.

Практика. Лепка тюльпанов. Техника: отщипывание, размазывание, скатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание.

Тема 27. « Пирамидка»

Теория. Создание картины. Игрушка – пирамидка. Сюрпризный момент. Чтение стихотворения З. Петрова «Хороши у нас игрушки..» Рассматривание пирамидки: цвет, форма, размер. Физкультминутка: «Вот большая пирамидка и весёлый мячик звонкий..» Способы лепки.

Практика. Лепка пирамидки. Техника: отщипывание, катание, придавливание, примазывание, приглаживание.

Тема 28. «Разноцветные зонты»

Теория. Создание картины из пластилина. Зонт. Чтение стихотворения Г. Верда «В небе тучки набежали , но с собой мы зонтик взяли..»Беседа и рассматривание зонтика. Физкультминутка «В небе тучка, ой – ой – ой! Все бегут, спешат домой..» Способы лепки.

Практика. Лепка зонтика. Техника: отщипывание, размазывание на основе, примазывание, украшение.

Тема 29. «Пасхальное яичко»

Теория. Рисование пластилином. Яйцо – образец. Загадка «Домик круглый, домик белый. Домик был сначала целый, а как треснул наконец, так и выскочил жилец». Рассматривание яйца. Способы лепки. Физкультминутка « Мы погреемся немножко..»

Практика. Лепка яичка. Техника: отщипывание, надавливание, размазывание, вдавливание.

Тема 30. «Цветные карандаши»

Теория. Рисование пластилином. Цветные карандаши». Чтение стихотворения С. Устабекова «Я люблю карандаши и рисую от души..» Беседа. Физкультминутка «А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз – два!».  Способы лепки.

Практика. Лепка цветных карандашей. Техника: отщипывание, раскатывание, размазывание. намазывание, вдавливание.

Тема 31. «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Теория.Рисование картины пластилином. Картина «Луг». Пение «В траве сидел кузнечик». Беседа. Способы лепки. Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Практика.Лепка лужка. Техника: отщипывание, раскатывание, размазывание, намазывание, придавливание.

Тема 32. «Бабочки – красавицы».

Теория. Рисование пластилином. Образцы бабочек. Чтение стихотворения С. Богдана «Бабочка – красавица в ярком, цветном платьице..» Рассматривание выставки бабочек. Беседа. Физкультминутка «Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. Способы лепки.

Практика. Лепка бабочек. Приёмы: отщипывание, примазывание, разглаживание, работа с накладными деталями.

Тема 33. «Жучки – паучки».

Теория. Рисование картины пластилином. Образцы жуков. Чтение стихотворения Т. Гусаровой «Про жучка и паучка». Беседа о насекомых. Физкультминутка «Мы жучки и паучки – быстрые и ловкие». Способы лепки.

Практика. «Лепка жучков – паучков». Приёмы: отщипывание, скатывание, расплющивания, вдавливания.

Тема 34. «Что умеют наши ручки?»

Теория.Создание картин из пластилина. Образцы картин. Чтение стихотворения «Наши ручки столько могут. Бросать, держать и трогать..» Рассматривание. Беседа. Уточнение способов лепки.

Практика. Свободная лепка. Разные способы лепки. Рефлексия.

Тема 35. «Оформление коллективной композиции»

Теория. Выставка готовых изделий. Рассматривание. Составление рассказа по картинам из пластилина. Чтение стихотворения А. Бриклина «Лепим мы из пластилина: вот ракета, вот машина. Это заяц, это кот –всё, что в голову придёт..»

Практика. Расстановка готовых изделий.

Планируемые результаты

Должны знать:

Свойства пластилина,

Основные приемы работы из целого куска, из отдельных частей,

Последовательность выполняемых действий,

Знать о разнообразии форм и пространственное положение предметов окружающего мира.

Должны уметь:

Раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями ладоней,

Применять основные приемы: вдавливание- выдавливание; прищипывание, отщипывание маленького кусочка пластилина;

Уметь соединять части пластилина с помощью воды и кисти;

Уметь пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.

Уметь  работать на ограниченном пространстве.

Уметь работать в коллективе.

Календарный учебный график

Количество  учебных недель – 36.
         Количество  учебных дней – 36.

Продолжительность  каникул – с 1 июня по 31 августа.

Дата начала и окончания учебных периодов/этапов – с 1 сентября по 31 мая.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение оборудование:

Оборудование

В расчете на 12 чел.

Столы

8

Стулья

12

Магнитная  доска

1

Шкаф

1

Шкафы -кубы для выставки работ

3

Мягкий пластилин

24

Клеёнки, досточки для лепки

12

Картон разного цвета и текстуры

12

Стеки разной формы, тычки

24

Формы для выдавливания

12

Салфетки для рук

12

Стаканчики для воды

12

Цветная гуашь

12

Также на занятиях используется дополнительный материал для украшения (крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна и т.п.), бросовый и природный материал, материал для рукоделия (пуговицы, бусинки, бисер и т.п.).

Дидактические материалы – различные схемы поэтапной лепки, рисунки, фотографии, мягкие игрушки и др.

Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и видеоматериалы.

Формы аттестации

- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, опрос,  готовое изделие.

- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка.

Оценочные материалы

В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.

Диагностика развития умений обучающихся

Ф.И.            ребенка

Шар

Колбаска

Сплющивание формы

Цилиндр

Размазывание на силуэте

Отщипывание части от целого куска

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

  1. Низкий уровень - ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
  2. Средний уровень - ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.
  3. Высокий уровень - ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью к педагогу.

Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстрированный метод:

  • рассматривание и обсуждение,
  • использование сюрпризных моментов,
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности

Репродуктивный метод: 

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • показ технических приемов;

Методы воспитания:

  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение, мотивация, стимулирование;

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.

Формы организации занятия: учебное занятие (практическое занятие), творческая мастерская, выставка, занятие-игра.

Педагогические технологии:

  • Технология развивающего обучения.
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Технология игровой деятельности.
  • Коммуникативная технология обучения.
  • Коллективная творческая деятельность.
  • Здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

- Организационная часть.                                                                                                                   - Основная часть:                                                                                                        - объяснение темы - введение в игру (беседа, презентация, отрывок из мультфильма, загадки или стихи) ;                                                                             - показ готового лепного изделия отдельно и в композиции;                                   - разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм;                                                                                                                           - самомассаж кистей рук, пальчиковая гимнастика.                                                    - Практическая часть:                                                                                                       - поэтапная лепка изделия по нотации;                                                                     - самостоятельная лепка по образцу или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью.                                                                                                   - Подведение итогов (готовое изделие – анализ, выставка).                                                                                                    

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах и способах лепки, общие сведения об используемых материалах. Теоретическая часть компактна.  Практические работы включают изготовление и оформление поделок.                                                                                                                  

Список литературы

Для педагогов:

  1. Грибовская А.А, Холезова – Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей  2- 7 лет. – М.: Сфера, 2012.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.
  3.   Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Библиотека воспитателя». Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: «Мозаика- Синтез», 2013.
  4. Шкицкая И.О. Аппликации из пластилина - Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.

Для родителей:

  1. Морозова О.А., Волшебный пластилин. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008г.
  2. Янушко Е.А., Пластилиновые дорожки. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009г. 
  3. Багрянцева А.И. «Зоопарк из пластилина». – М. :Эксмо,2014.
  4. Левсовская С. «Герои сказок из пластилина».  – М. :Эксмо,2014.

Для детей:

  1. Левсовская С. «Зверушки из пластилина».  – М. :Эксмо,2014.

Интернет – ресурсы

https://www.syl.ru/article/330717/risovanie-plastilinom-plastilinografiya-osnovnyie-priemyi

https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-netradicionaja-tehnika-risovanija.html

https://myintelligentkids.com/plastilinografiya-dlya-razvitiya-tvorcheskix-sposobnostej-detej-i-ee-vidy

https://stranamasterov.ru/node/41388

 Приложение 1

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Учебное   занятие

1

«Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)

группа

опрос

2

сентябрь

Учебное   занятие

1

«Украсим кукле платье»

группа

Готовое изделие

3

сентябрь

Учебное занятие

1

«Воздушные шары»

группа

Готовое изделие

4

сентябрь

Творческая мастерская

1

«Овощи для засолки»

группа

Выставка

5

Октябрь

Учебное занятие

1

"Бусы для Люси"

группа

Готовое изделие

6

Октябрь

Учебное занятие

1

"Гроздь винограда"

группа

Готовое изделие

7

Октябрь

Учебное занятие

1

"Яблоки поспели"

группа

Готовое изделие

8

Октябрь

Учебное занятие

1

"Астры и хризантемы"

группа

Готовое изделие

9

ноябрь

Занятие-игра

1

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

группа

Готовое изделие

10

ноябрь

Учебное занятие

1

"Солнышко на тарелке"

группа

Готовое изделие

11

ноябрь

Учебное занятие

1

"Божья коровка, 
улети на небо"

группа

Готовое изделие

12

ноябрь

Учебное занятие

1

"Ежик»

группа

Готовое изделие

13

декабрь

Творческая мастерская

1

«Мечта сладкоежки»

группа

Готовое изделие

14

декабрь

Учебное занятие

1

"Снежинка"

группа

Готовое изделие

15

декабрь

Учебное занятие

1

Панно «Овечки»

группа

Готовое изделие

16

декабрь

Учебное занятие

1

Коллективная работа

" Снеговик»

группа

Готовое изделие

17

январь

Занятие-игра

1

" Елка новогодняя огоньками светится "

группа

Готовое изделие

18

январь

Учебное занятие

1

" Елка новогодняя огоньками светится "

группа

Выставка

19

январь

Творческая мастерская

1

"Игрушка новогодняя"

группа

Готовое изделие

20

январь

Учебное занятие

1

«Зайчик»

группа

Опрос

21

февраль

Учебное занятие

1

«Украсим Кате чашку»

группа

Готовое изделие

22

февраль

Учебное занятие

1

Черепашка

группа

Готовое изделие

23

февраль

Учебное занятие

1

"Мы делили апельсин"

группа

Готовое изделие

24

февраль

Учебное занятие

1

«Кружка для папы»

группа

Готовое изделие

25

март

Учебное занятие

1

"За окошком снегири"

группа

Готовое изделие

26

март

Учебное занятие

1

«Вазочка»

группа

Готовое изделие

27

март

Учебное занятие

1

«Тюльпаны»

группа

Готовое изделие

28

март

Учебное занятие

1

«Пирамидка»

группа

Готовое изделие

29

апрель

Учебное занятие

1

"Разноцветные зонты»

группа

Готовое изделие

30

апрель

Учебное занятие

1

"Пасхальное  яичко"

группа

Готовое изделие

31

апрель

Учебное занятие

1

"Цветные карандаши»

группа

Готовое изделие

32

апрель

Учебное   занятие

1

«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

группа

Опрос

Готовое изделие

33

май

Занятие-игра

1

«Бабочки – красавицы»

группа

Готовое изделие

34

май

Учебное занятие

1

«Жучки – паучки»

группа

Готовое изделие

35

май

Занятие-выставка

1

«Что умеют наши ручки?»

группа

Опрос

36

май

Творческая мастерская

1

«Оформление коллективной композиции»

группа

Выставка

Протокол  экспертной оценки

дополнительной общеобразовательной программы

Название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  детский сад № 23 «Колокольчик»

Ф.И.О.  составителя: Минина  Валентина Владимировна

Название программы: Волшебный пластилин»

Направленность программы: Художественный

Уровень освоения:Стартовый

Наименование и содержание

 структурных компонентов

Степень соответствия требованиям

соответствует

частично соответствует

не соответствует

Структурные компоненты программы

1. Титульный лист

1.1. Соответствие оформления требованиям к программным документам

+

2. Пояснительная записка

2.1. Соответствие структуры и содержания программы требованиям нормативных актов и государственных программных документов

+

2.2. Обоснованность актуальности, необходимости разработки  программы в рамках данной направленности

+

2.3.Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)

+

2.4. Учёт поло - возрастных, индивидуально - психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп

+

2. 5. Уровень обоснованности цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации учебного процесса, методов и технологий обучения

+

2.6.Соответствие формулировки цели и задач программы общепринятым стилистическим нормам

+

2.7. Согласованность цели, задач, содержания программы с предполагаемыми результатами

+

2.8. Наличие описания и оправданность форм организации и содержания методов (инструментария) оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения

+

3. Учебный план

3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем

+

3. Разбивка учебного плана по разделам, темам, с указанием количества теоретических и практических часов

+

3.3. Наличие форм контроля по разделам (темам)

+

4. Содержание программы

4.1. Наличие содержания теории и практики по каждой теме учебного плана.

+

4.2.Соответствие стиля изложения принятым требованиям

+

5. Условия реализации программы

5.1. Наличие необходимых (реальных) условий для реализации программы (материально-технических, дидактико-методических)

+

5.2. Наличие информационно-методических условий реализации программы (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних  сетевых ресурсов)

+

6. Список литературы

6.1. Соответствие ГОСТУ (наличие списка литературы для педагога и учащихся)

+

7. Культура оформления программы

7.1.Соответствие стиля изложения и оформления требованиям к программно-методической документации

+

7.2. Соответствие и обоснованность используемой терминологии

+

7.3 Оптимальность объёма (страниц) программы

+

8. Наличие заключений, рецензий

+

9.  Итоговое  заключение:            программа рекомендована к реализации.

Ф.И.О. должность эксперта:

Устинская Любовь Анатольевна. Старший воспитатель________________________

Горбунова Ирина Михайловна. Педагог – психолог__________________________

Тявина Елена Викторовна. Педагог – организатор__________________________

Дата экспертизы: 03.09. 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

Исследовательский проект«Волшебный пластилин».

Исследовательская работа по пластилину. Из чего лучше лепить....

Проект по пластилинографии «Волшебный пластилин»

комплект материала по пластилинографии, тематический план. ...

Кружок по лепке "Волшебный пластилин"

1.Пояснительная записка....

Перспективное планирование кружка по лепке "Волшебный пластилин"

Из наблюдений за детьми 4-5 лет стало ясно, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Дети не умеют правильно держать ложку, карандаш, подолгу собирают конструктор и другие мелкие и...

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...