Консультация: "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка"
консультация

Косинова Наталья Николаевна

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_rebyonka.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

  • уважение к старшим,
  • дружеские отношения со сверстниками,
  • умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
  • добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
  • воспитание начал ответственности.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо»...

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Традиционными источниками нравственности являются:

 -          патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

 -          социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

-          гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

-          семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

-          труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

-          наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); -          традиционные российские религии.

Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:

1)        для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2)      воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3)  в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4)          чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

 -        активно «слушать» его переживания и потребности,

 -        безусловно принимать ребёнка,

-        проводить время вместе (читать, играть, заниматься),

 -        не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

-        помогать, когда просит,

 -        поддерживать успехи,

-        делиться своими чувствами (значит доверять),

 -        конструктивно разрешать конфликты,

-        использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», -        обнимать ребёнка как можно чаще;

5)        немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

Список литературы.

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
  2. Островская, Л.Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987.
  3. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в ко...

Консультация "Роль художественного слова в духовно-нравственном воспитании детей"

В современном мире мы все  чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием мультфильмов, компьютерных игр у детей ис...

Консультация: "Роль классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения"

laquo;Назначение первичного воспитания в том, чтобы вовремя разжечь божественные огоньки, таящиеся под телесной оболочкой» Я.А. Каменский. В наше время в вопросе духовности подрастающего п...

Консультация.Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация Роль народной игры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста....