Консультация для воспитателей:«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через интеллектуальные, сенсомоторные и игровые тренинги»
консультация

Мосейчук Галина Юльевна

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

 Лев Семёнович Выгодский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через интеллектуальные, сенсомоторные и игровые тренинги»

Познание начинается с удивления

Аристотель

Сущность понятия «познавательная активность»

  Понятие «познавательная активность» включает две составляющих активность и познавательность. Активность – всеобщее свойство живых существ, проявляемое в физиологических или психических процессах, в действиях. Активность предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности.

  Познавательная активность  -  важнейшая область общего феномена активности  предметом которой является самое значительное свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру, в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Как сложное и очень значимое для человека образование, познавательная активность имеет множество трактовок в своих психологических определениях: 

  • познавательная активность определяется как избирательная     направленность активного внимания человека Н. Ф. Добрынин,Т. Рибо; 
  • проявление умственных способностей субъекта познания С. Л. Рубинштейн ;
  • особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и деятельности человека Л. А. Гордон;
  • готовность т. е. способность и стремление к энергичному овладению знаниями Н. А. Половникова;
  • качество деятельности, в котором выявляется личность воспитанника с его отношением к содержанию, характеру обучения и стремлением мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение целей познания Т. И. Шамова.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания.

Она выражается:

  •  в увлеченном принятии информации
  • в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы
  • в проявлении творческого начала.

Активная деятельность ребенка направлена:

  • на ознакомление его с предметом или явлением
  • на преодолении трудностей
  • на появлении волевого усилия для достижения цели.

Знания, которые усваивает ребенок, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности, а приобретённый опыт используется им в дальнейшем.

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.  

   Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях  и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

всем многообразии стран и народов мира.

 Возраст от 3 до 7 лет считается  сензитивным периодом развития познавательной активности личности детей в контексте функциональной готовности в период подготовки к школьному обучению.

 Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

 Основным условием для развития познавательной активности детей является:

  • использование разнообразных форм организации познавательной деятельности;
  • обогащение игрового общения;
  • разнообразие повседневной жизни;
  • обеспечение партнерской деятельности;
  • стимулирование самостоятельности каждого ребенка;

включение детей в активный поиск знаний.

Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

  • личность педагога;
  • характер его взаимоотношений с ребенком;
  • закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

 Познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

 Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от педагога самоотдачи, творчества и  собственных решений. Поэтому задача, которую педагог ставит перед детьми  состоит в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное – легким, легкое  - приятным.

 Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Одним из эффективных методов  развития      познавательной активности у старших дошкольников является тренинг.

Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельности.

 Это новый подход к обучению, основанный на творческой природе ребенка.

Занятия с детьми с использованием игротренинга – это комплекс игр и упражнений, которые стимулируют познавательные процессы. Они построены таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать познавательные задачи. Снимается информационная, дидактическая функция педагога. Активная роль в достижении результатов принадлежит детям.

 При составлении  игрового тренинга необходимо учитывать следующие условия:
1.    Доступность выполнения упражнений. Подбор (разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников;
2.    Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д);
3.    Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый – консультант.
4.    Соблюдение правил участниками группы.

Виды тренингов:

 Интеллектуальный тренинг — это игровой комплекс, включающий логически структурированные игровые упражнения и задания. Основной его целью является стимулирование познавательной активности, развитие мыслительных действий и операций у детей с различным уровнем умственных способностей.

Интеллектуальные игры следует использовать в порядке возрастания сложности. Они должны быть тематически связаны друг с другом; количество игр в тренинге колеблется от 5 до 8 . 

         Пример интеллектуального тренинга

 Общая  дидактическая цель: развитие произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления, творческого воображения .

1. «Будь внимательным»

Цель: активизация внимания детей.

2. «Найди отличия»

Цель: развитие образных представлений, внимания, умения находить сходство и различие.

3. «Не ошибись»

Цель: развитие понятийного мышления, быстроты реакции на сигнал.

4. «Четвертый лишний»

Цель: развитие логического мышления, умения классифицировать понятия по определенному признаку,  находить сходство и различие

5. «Выложи фигуру»

Цель: формирование сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности, развитие творческого воображения.

6. «На что это похоже»

Цель: развитие творческого воображения, речи, образных представлений.

 Сенсомоторный тренинг способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение. Благодаря ему повышается уровень сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности, развивается творческое воображение. Комплекс игр во время такого занятия стимулирует основные виды чувствительности (зрительную, слуховую, осязательную, кинестетическую, тактильную), помогает ребенку овладеть системой перцептивных действий в процессе восприятия таких понятий, как пространство, время, движение. У детей формируются навыки восприятия формы, величины, взаимного расположения предметов, обобщенные ориентировочные действия, глазомер.

Например:

1. «Внимание, флажок»

2. «Что перепутал художник»

3. «Сложи картинку»

4. «Лабиринт»

5. «Кто пришел в гости»

 6. «Обведи и раскрась»

Мнемонический тренинг — это комплекс игровых упражнений, которые в большей степени ориентированы на развитие у детей различных видов памяти, а также процессов запоминания и воспроизведения на основе мыслительных действий и операций.

Например:

  1. «Запомни звуки»
  2.  «Посмотри, запомни»
  3.  «Группировка»
  4.  «Запомни на ощупь»
  5. « Игра-шутка»

 Проблемно-поисковый тренинг — это интегрированный комплекс игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Тренинг построен так, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать, моделировать индивидуально или коллективно, выдвигать гипотезы, предлагать способы выполнения игровых заданий, высказываться, обсуждать, оценивать результаты индивидуальной и совместной деятельности.

 Дети учатся планировать мыслительные и практические действия, корректировать ошибки, согласовывать свои действия с партнером по игре.  Педагог ненавязчиво и корректно, направляя познавательную деятельность ребенка, группы детей, выступает в роли ведущего.

 Алгоритм построения таких тренингов может быть следующим: сначала детям предлагают игры, рассчитанные на развитие произвольности внимания, затем используются игры сенсомоторного характера, стимулирующие перцептивные действия; наибольшая нагрузка приходится на игры, активизирующие мыслительные операции в сочетании с мнемоническими действиями, развивающих процессы памяти. Завершающим компонентом таких тренингов являются игровые упражнения на развитие и формирование преобразовательных действий, способствующих развитию творческого воображения.

Например:

 1. «Зеркало»

 2. «Найди такое же колечко»

3. «Найди отличия»

4. «Кто здесь прячется»

 5. «Чем или кем это может быть»

 6. «Игра-шутка»

Рекомендации к проведению игровых тренингов:

  1. Педагог должен подготовиться к тренингу, мысленно “проиграв” все упражнения, определив методы стимулирования познавательной активности детей.
  2. Нужно принимать детей такими, какие они есть, независимо от их положительных и отрицательных качеств. Доброжелательность, равенство, деловое сотрудничество, эмоциональная поддержка — вот основные принципы, на которых должны строиться отношения с детьми
  3.  Если в процессе игры возникли трудности, которые нельзя устранить сразу, следует продолжить занятие и вести себя так, будто ничего не произошло. При сложностях в выполнении упражнения нужно переключиться на следующее. У многих детей не все получается с первого раза. Педагог должен отметить для себя, какие упражнения даются им с трудом.

Следует проанализировать причины неудач. Это могут быть некомпетентность в управлении познавательной деятельностью детей, неправильно поданная инструкция, либо задания по своей сложности не соответствуют уровню развития детей.

Литература:

  1. Венгер А.А. Воспитатние сенсорной культуры ребенка/А.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Н Венгер. М., 1998.
  2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М ., 1989.
  3. Гиппиус С.В.  Гимнастика чувств. М.: Искусство, 1967.
  4. Дьяченко О.М. Чего на свете не хватает/ О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева. М., 1991.
  5. О.В. Дыбина. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М., 2008.
  1. Кушнир Н.Я. Игровые комплексы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Минск., 2003
  2. Мицкевич Ж.И. Сборник методических материалов по психолого-педагогической разгрузке учащихся. Минск., 1995.
  3. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2008
  4. ФГОС ДО,  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

На успешность обучения математике влияет не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Процесс обр...

Консультация для родителей: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры".

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.Развитие личности в старшем ...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Не следует забывать, что основной закондетского творчества заключается в том,что ценность его следует видеть не врезультате, не в продукте творчества,важно то, что они создают, творят,упр...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Без игры нет и не может бытьПолноценного умственногоразвития. Игра – это огромное светлоеокно, через которое вдуховный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений,понятий. ...

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»    Консультац...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике....