Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО
методическая разработка

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_doshkolnikov.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.;

- о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Задачи младшего дошкольного возраста:

- поддерживать детское любопытство;

- развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

Задачи среднего дошкольного возраста:

- развивать целенаправленное восприятие;

- поощрять самостоятельное обследование окружающих предметов.

Задачи старшего дошкольного возраста:

- развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических игр;

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти.

Образовательная деятельность направлена на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

- интеллектуальные процессы – логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

- эмоциональные процессы – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

- регулятивные процессы – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

- творческие процессы – воображение, создание новых моделей, образов.

Для формирования и развития познавательного интереса следует: развивать творческие способности детей, создавать для этого условия, укреплять в каждом ребёнке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.

Современные образовательные технологии, раскрывающие познавательные способности и интересы дошкольников:

Технологию исследовательской деятельности следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений;
  • путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
  • путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Технология развивающего обучения – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое.

Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность с определённой целью, по определённому плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательной деятельности, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

ИКТ в работе современного педагога:

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);

- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;

- оформление групповой документации, отчётов.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Создание презентаций в программе Рower Рoint повышает эффективность образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть образовательной деятельности и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В неё включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно-обоснованную модель мира в сознании ребёнка. Целью использования ТРИЗ-технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ даёт возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить.

Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры удовлетворяют стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является метод детского исследования. Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс  обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Формы работы по познавательной деятельности с детьми:

- игры сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

- дидактические игры;

- исследование и экспериментирование;

- конструирование;

- образовательная деятельность;

- трудовая деятельность;

- чтение познавательной литературы;

- экскурсии;

- коллективное дело;

- изостудии;

- подвижные игры;

- досуги и развлечения;

- совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательной деятельности. Конечно, если ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Целевые ориентиры позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников. К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Результат познавательной деятельности – это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

Таким образом, развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое развитие дошкольников в контексте ФГОС» консультация для молодых педагогов ДОУ

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области  «Физическое развитие»  на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного от...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС"

Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС...

«Физическое развитие дошкольников в контексте ФГОС»

Организованная образовательнаядеятельность по физическомуразвитию является основной формой физического воспитания дошкольников,обязательной для всех детей,проводимой круглый год....

«Технологии познавательно - речевого развития дошкольников в контексте ФГОС»

МАТЕРИАЛЫ ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования

Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования...