Семинар-практикум для воспитателей «Обучение основам игры в шахматы»
материал

Жукович Светлана Анатольевна

Знакомство  воспитателей с основами игры в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Обучение основам игры в шахматы»

Семинар-практикум подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Жукович Светлана Анатольевна

Цель: познакомить  воспитателей с основами игры в шахматы.

Задачи:

-  познакомить педагогов  с нормативной базой, регулирующей развитие шахматного образования в образовательных учреждениях;  

- познакомить с методической литературой по обучению детей игре в шахматы;

- познакомить с играми для ознакомления детей с  шахматной доской, фигурами, правилами хода и взятия;

- познакомить с особенностями работы с родителями.

Материалы и оборудование: презентация, анкеты и памятки для воспитателей (по количеству участников занятия), дидактические игры, магнитная шахматная доска, компьютер, проектор,  экран.

Структура семинара

  1. Нормативная база по регулированию  развития шахматного  образования ДОУ.

Приказ №1445/210 от 14.07.2016 года  ДО и МП ХМАО - Югры «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры».

  1. Анкетирование.
  2. Теоретическая часть:  Методика И.Г. Сухина.  Изучение методической литературы:

  а) методика И.Г. Сухина;

  б) изучение методической литературы игра.

  1. Практическая часть: Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов образовательных учреждений:

а)    знакомство с шахматными фигурами, правилами хода и взятия.

  1. Рефлексия (обсуждение результатов семинара).

Ход  семинара

1. Нормативные документы, регулирующие развитие шахматного образования в образовательных учреждениях

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2004 года №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации».

- Приказ №1445/210 от 14.07.2016 года  ДО и МП ХМАО - Югры «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры».

Развитие шахматного образования отражается в нормативных документах Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Утверждена дорожная карта по развитию шахматного образования в образовательных организациях округа.

В контексте изменений в нормативной базе, регулирующей дополнительное образование детей, деятельность образовательных учреждений  разного уровня, одной из актуальных проблем развития шахматного образования в дошкольном учреждении является подготовка педагогических кадров. 

Четвёртый чемпион мира по шахматам Александр Алёхин говорил:

«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни».

Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом.

«Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду…»

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа  образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста.

С точки зрения современной концепции обучения очень важнымдля подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления. Специальные занятия на коррекцию и развитие мышления дошкольника становятся все более популярными в практике работы детских садов.

Как указывает д.п.н. А. Савенков, в современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем  обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать. 

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников. Доказано, что в шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста.

Однако на практике используется незначительная часть этих возможностей. Тема обучения старших дошкольников игре в шахматы в педагогике мало изучена. «Тем не менее, актуальность данной проблемы очевидна, - считает Ю.Авербах. - Это развитие ума ребенка, формирование познавательных  процессов, развитие мыслительных операций с помощью шахматных комбинаций.

Труды Н.Н. Подъякова, В.А. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. ученых обосновывают возможность и педагогическую целесообразность формирования навыков логического мышления детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Анализ теории П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной и др. психологов позволяет сделать вывод, что технике и технологии умственных действий надо учить.

Задача педагога - найти формы и методы, способствующие развитию логического мышления детей. По исследованиям Я.Н. Пономарева, В.Г. Зака, З.А. Михайловой, В.Г. Гришина важным средством развития логического мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

2. Анкетирование педагогов

1. Знаете ли вы историю возникновения шахмат?

2. Назовите линии на шахматной доске.

3. Шахматное поле больше шахматной доски?

4. Сколько белых полей в любой чёрной диагонали?

5. Сколько полей в центре?

6. Назовите шахматные фигуры.

7. На шахматной доске больше всего коней?

8. Сколько белых пешек на доске?

9. Сколько ходов может сделать ладья из углового поля?

10. Сколько ходов может сделать слон из углового поля?

11. Сколько ходов может сделать ферзь из углового поля?

12. Сколько ходов может сделать пешка из центрального поля?

13. Короля можно ставить под бой?

14. Что такое шах? Что такое мат?

3. Методика И.Г. Сухина. Изучение методической литературы

Практика. Рекомендуемая литература для изучения: И.Г.Сухин  «Шахматы для самых маленьких»; И.Г. Сухин «Шахматы. Первый год обучения»; В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы»; В.А. Москалёв «Шахматная тетрадь для дошкольников. Рисуем ходы, осваиваем правила игры».

Предложенный  опыт составлен на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
 - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр; 
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; 
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение» (фигура против фигуры);
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально-организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. 

4. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов образовательных учреждений

Теория. Легенда о мудреце. Шахматная доска, правило расположения доски. Шахматное поле. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. «Адрес» фигуры  на шахматной доске. Шахматные правила: рукопожатие - знак дружбы, «Шахматы любят тишину», «Тронул фигуру - ходи», «Сделал ход - назад не вернёшь», «Сначала думай - потом ходи».

Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами, правилами хода и взятия

Теория: Шахматная доска, центр, горизонталь, вертикаль, диагональ.

Практика: Игры для знакомства с шахматной доской («Улицы, дороги, переулки»,  «Центр – не центр»,  «Назови адрес», «Кто быстрее?»)

Теория: Пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король.

Практика:Игры для знакомства с шахматными фигурами(«Волшебный мешочек», «Назови фигуру», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Взятие штаба», «Адрес»).

  1. Рефлексия

 Викторина

Ответьте на вопросы

1.Найди и назови номер,  правильно расположенной шахматной доски.

2. Назовите правильно часть шахматной доски.

3. Назовите шахматную фигуру.

4. Как ходит пешка?

5. Как ходит ладья?

6. Как ходят слон и конь?

7. Как ходят ферзь и король?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Превратим обучение в игру или развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Обучающий семинар по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики руки с использованием диагностических тестов по определению уровня развития мелкой моторики   детей старшего дошкол...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум для педагогов «Обучение дошкольников игре в шахматы»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....

семинар - практикум для молодых воспитателей на тему: «Играем вместе»

Цель: Расширение компетентности педагогов по организации совместной деятельности в образовательной области «Физическое развитие»...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Основы обучения грамоте»

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников   «Основы обучения грамоте»  Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамо...