Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей «Превратим обучение в игру или развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Адарченко Наталья Анатольевна

    Обучающий семинар по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики руки с использованием диагностических тестов по определению уровня развития мелкой моторики   детей старшего дошкольного возраста . Авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum.docx36.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Тацинский д/сад «Колокольчик»

    Семинар-практикум для родителей

    «Превратим обучение в игру  или  развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

    Подготовил старший воспитатель Адарченко Н.А.

    Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

    Уважаемые родители!

     Ребенок постоянно изучает  окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Доказано, что речь ребенка и его сенсорный «трогательный») опыт взаимосвязаны. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Помимо этого уровень развития мелкой моторики рук служит одним из показателей интеллектуального развития. 
    Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста

    • Грудной  младенец -  массаж  пальчиков, руки
    • Ранний  и младший  дошкольный возраст -  выполнение  простых упражнений, сопровождаемых  стихотворным текстом;  навыки самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д

    Заинтересуйте  ребенка и помогите  ему овладеть новой информацией, превратив обучение в игру, не отступайте, если задания покажутся трудными, не забывайте хвалить ребенка.

    Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

    Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

    1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

                                     Осенние листья. 
    Тишина в лесу стоит , 
    Плавные движения руками.
    Еле слышно лес шуршит 
    Поднести палец к губам. 
    Ш-Ш-Ш…
    Тихо.
    Ветер дунет посильней 
    Движения руками влев-вправо
    Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче. 
    Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит: 
    Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти 
    Потанцует,напопоет
    И на землю упадет. 
    Опустить руки на стол.
                                         Здравствуй!
    Здравствуй, солнце золотое! 
    Хлопки. 
    Здравствуй, небо голубое! 
    Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.
    Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
    Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую. 
    Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.

                                       Умывалочка.
    Кран открыли: чик-чик, 
    Вращательные движения кистью. 
    Руки мыли: шик-шик. 
    Потереть ладошки друг о друга.
    Пусть бежит водичка, 
    Плавные движения ладонями. 
    Мы умоем личико. 
    ,,Умыться’’. 
    Мылом мы ладошки трем, 
    Имитировать мытье рук. 
    Полотенцем промокнем. 
    Легкие похлопывания ладоней друг друга. 
    Вот и чистые ладошки, 
    Показать ладони. 
    Мы похлопаем немножко! 
    Хлопки.
                                                 Мышки. 
    Вышли мышки как-то раз 
    ,,Ходьба’’ пальцами по столу. 
    Посмотреть, который час. 
    Постукивание указательным 
    пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.
    Раз, два, три, четыре 
    Загибать поочередно пальцы на правой руке. 
    Мышки дернули за гири. 
    Сжать обе руки в кулак, и опустить. 
    Тут раздался страшный звон - 
    Хлопки.
    Разбегайтесь мышки вон! 
                                                Мастера. 
    Если только захотим 
    Сжимать и разжимать кулачки. 
    Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок, ,,Лепить’’пирожки. 
    Лепит Таня теремок, 
    Сложить ладошки домиком. 
    Лепит Света разных рыб, 
    Прижать ладони друг к другу,
    делать волнообразные движения.

    Лепит Саша белый гриб. 
    Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки.
                                           
    Гроза.
    Капли первые упали, 
    Постукивать пальцами одной по ладони другой.
    Пауков перепугали. 
    Пальцы ,,убегают’’. 
    Дождик застучал сильней, 
    Легкие хлопки.
    Птички скрылись средь ветвей. 
    Взмахи руками. 
    Дождь полил, как из ведра, 
    Громкие хлопки. 
    Разбежалась детвора.
    В небе молния сверкает, 
    Показать рукой молнию.
    Гром все небо разрывает, 
    Постучать кулаками по столу. 
    А потом из тучки солнце 
    Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.
    Вновь посмотрит к нам в оконце.
                             
    Волшебные ладошки. 
    Подними ладошки выше 
    Поднять руки вверх и сомкнуть
    домиком над головой.

    И сомкни над головой.
    Что же вышло? Вышла крыша,
    А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше 
    Поставить руки перед грудью,
    сжать пальчики.

    И сомкни-ка их дугой.
    Что же вышло? Вышли гуси:
    Вот один, а вот другой. 
    Сжимать и разжимать пальцы. 
    Подними ладошки выше 
    Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга. 
    И сомкни перед собой.
    Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.
                                  Царапки. 
    Вот какой коташка 
    Поставить руки перед грудью,
    опустив кисти вниз,качать головой.
     
    Круглая мордашка.
    И на каждой лапке 
    Обвести ладонью вокруг лица.
    Коготки-царапки. 
    Сжимать и разжимать кулачки. 
    Котик точит коготки, 
    Скрести пальцами по столу. 
    Очень острые они.
    А потом играет - 
    Пальцы ,,бегут’’ по столу. 
    Мячик догоняет.

    2. ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ


    Игры с пуговицами.

    Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

    Упражнение с дыроколом.

    Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь можно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия. Работа с дыроколом развивает силу нажатия.

    Игры с сыпучими материалами.

    1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

    «Мы тесто месили,

    Мы тесто месили,

    Нас тщательно все промесить попросили,

    Но сколько не месим

    И сколько не мнем,

    Комочки опять и опять достаем.

    Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Тем самым развиваем тактильные ощущения.

    2.Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, развиваем пинцетный захват.

    3.Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

    4.Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук, оставляя отпечатки подушечками пальцев и т.д.

    Игры с пробками от бутылок.

    Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

    «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы».

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

    Игры с прищепками.

    1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    «Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

    2.Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.

    3.Ну и, конечно, развешивание  носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

    Игры с пинцетом и пипеткой.

    Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.

    Игры с бусинами, макаронами.

    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

    Игры – шнуровки.

    Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

    ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ  И   РИСОВАНИЕ

    Работа с ножницами хорошо развивает координацию и силу пальцев. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты.

    В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений пальцев, мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, можно использовать пластилинографию, то есть «рисование пластилином», в процессе которого детали рисунка покрываются тонким слоем пластилина. Размазывание пластилина требует определённых усилий и ручной умелости.

    Рисование  - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

    Использование зубочистки.

    Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет

    4. МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ.

    КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ:

     ДИАГНОСТИКА. ТРИ ПРОСТЫХ ТЕСТА.

    (Диагностики уровня развития мелкой моторики   детей старшего дошкольного возраста . Авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

    Тест 1.

    Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

    Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

    Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

    А теперь главное – зачем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

    Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

    В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

    Как узнать результаты теста:

    1)    Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество  лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

    Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой  руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

    2)   Складываем получившиеся цифры. 3 ( на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

    Что нам скажут эти результаты:

    • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
    • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет -  6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

    Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

    ТЕСТ 2.

    Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

    Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

    • Рисует овал.
    • Рисует круг, но намного меньшего размера, чем в образце. Это показатель скованности кисти.
    • Рисует с отрывом руки, передвигая ее. 

    ТЕСТ 3.

    Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

    Типичные ошибки в раскрашивании:

    • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
    • Ребенок не может менять направление линий .
    • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
    • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

    Уважаемые, родители!

    К сожалению, с проблемами ребёнка в координации движений и мелкой моторике большинство родителей сталкивается только школе. Это оборачивается усиленной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш.

    Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

    В данном материале представлены практические рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях, используя сподручные материалы....

    Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».

    «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  дошкольного возраста»....

    «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»

    Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деяте...

    «Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

    laquo;Семинар-практикум для родителей  «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»...

    Консультация для родителей.Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

    Знакомство родителей с понятием "Мелкая моторика руки" значение её развития для ребёнка ,предложить игры и методики развития мелкой моторики ребёнка в домашних условиях....