Особенности выбора и отношения старших дошкольников к современной игрушке
статья (подготовительная группа)

Большинство детских игр связано с использованием игрушек. Многие игры стимулируются игрушкой, но она не только стимул к игре, а ее организующие начало, опорный материал, помогающий развитию ее сюжета и на выборе игрушек также сказывается половая принадлежность детей. На четвертом году жизни происходит дифференциация в предпочтении игрушек. Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности. Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние не его личность.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры. В игрушке представлены свойства предмета (люди, животные и т. д.), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий связанных с ними. Кукла – обобщенный образ человека, ребенка. Действия с куклой: посадить, уложить, искупать, переодеть и т. д. В игрушке изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует и сам ребенок, и взрослые.

От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Знакомят ребенка с окружающим миром, через игрушку, он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активном общении. Отсюда следует, что игрушку можно рассматривать, как одно из важных средств воспитания.

Значение игрушки в воспитании детей широко. «Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр. В руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания. Игрушка учувствует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние не его личность» (А. С Макаренко).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности выбора и отношения старших дошкольников к современной игрушке

Развитие дошкольников осуществляется в разных видах деятельности; основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Д. Б. Эльконин, С. А. Марутян, П. Г. Саморукова, М. М. Стрекаловская, О.В. Солнцева, В. А. Деркунская, З. А. Михайлова, и др.).

 Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. «Игра – необходимая форма деятельности ребенка, отвечающая его природе и склонностям: игра серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь, в совместных играх ребенок сближается со сверстниками» (Я. А. Коменский.)

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Она развивает ряд психических процессов. Ребенок воспроизводит действия взрослых и отношения между ними, усваивает эти действия путем наблюдения за взрослыми. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Через игру ребенок усваивает общественный опыт. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике. Игра подготавливает ребенка к новой, более высокой стадии развития. Дошкольники воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка и являются важным средством воспитания. 

Игра - школа морали в действии (А.Н. Леонтьев). Можно сколь угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

Большинство детских игр связано с использованием игрушек. Многие игры стимулируются игрушкой, но она не только стимул к игре, а ее организующие начало, опорный материал, помогающий развитию ее сюжета и на выборе игрушек также сказывается половая принадлежность детей. На четвертом году жизни происходит дифференциация в предпочтении игрушек. Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» деятельности. Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние не его личность.

Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры. В игрушке представлены свойства предмета (люди, животные и т. д.), которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий связанных с ними. Кукла – обобщенный образ человека, ребенка. Действия с куклой: посадить, уложить, искупать, переодеть и т. д. В игрушке изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует и сам ребенок, и взрослые.

От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Знакомят ребенка с окружающим миром, через игрушку, он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активном общении. Отсюда следует, что игрушку можно рассматривать, как одно из важных средств воспитания.

Значение игрушки в воспитании детей широко. «Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр. В руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания. Игрушка учувствует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние не его личность» (А. С Макаренко).

 Ребенок любит свои игрушки, привязывается к ним, чувствует себя полноценным участником окружающей жизни. С помощью игрушки ребенок осваивается в мире взрослых, знакомится со свойствами и качествами разнообразных предметов, их значением в быту и трудовой деятельности людей. Игрушка развивает любознательность и творчество. Образные и дидактические игрушки побуждают ребенка к речевой активности, обогащают словарь. Разнообразные конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Кукла имеет особое значение в формировании нравственных чувств. Игра с ней пробуждает у детей заботливость, бережное отношение, внимательность и нежность, помогает накопить опыт положительных нравственных переживаний. Кукла вызывает живой интерес к жизни людей. Игрушка вызывает у ребенка эстетические чувства и переживания, способствует накоплению эстетического опыта и формирует художественный вкус. Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении.

Существуют разнообразные классификации игрушек в педагогической литературе.  Одна из наиболее жизненных и обоснованных – классификация А. С. Макаренко. Он выделил три типа игрушек: готовые, полуготовые и материалы для игр. Первые знакомят детей с разнообразием вещей и предметов, развивает воображение. Вторые – требуют активной деятельности, содействуют развитию логики, дисциплины ума. Третие – обеспечивают товорческую деятельность ребенка.

 В современной педагогической литературе есть классификация игрушек С. Л. Новоселовой, Г.Г. Локуциевской, Е. В. Зворыгиной, Н. А. Реуцкой. Они выделяют 6 типов игрушек: 1. Игрушек по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми развлечениями, 2 - игрушки по степени готовности, 3 - игрушки по виду применяемого сырья, 4 - игрушки по величине, 5 - по функциональным свойствам, 6 - игрушки по художественно-образному решению.

Игрушка должна соответствовать определенным требованиям.

Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жизненном назначении. Одно из важных ее свойств – динамичность,  чтобы ребенок мог многопланово использовать ее в игре. В хорошей игрушке должны гармонически сочетаться конструкция, пластическая форма, цвет, окраска, т. к. цвет и форма усиливают художественную выразительность игрушки. Оформление и конструкция игрушки должны соответствовать особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах. Для старших дошкольников характерна реалистичная игрушка, с декоративной окраской. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовляется, должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям Министерство образования России направило в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой настольных, компьютерных и иных игр и игрушек. Как подчеркивается в документах министерства, подобного метода проведения экспертиз нет ни в России, ни за рубежом.

Игрушка претерпела эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, охоты, домашнего обихода в древности — через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX — первой половины XX вв.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия). Любая игрушка наделяется ребенком определенным смысловым содержанием, не всегда совпадающим с культурным назначением и с образами взрослого. Это хорошо видно на примере предметов, превращенных ребенком в игрушки, прежде всего бытовых – ножах, стеклянных стаканах, горячих утюгах – тех, что несут опасность. Опасность может содержаться в самой игрушке как знаке. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека.

На сегодняшний день появляется огромное число разнообразных современных игрушек. Это кукла Барии, трансформеры, Тамагочи, пупсы  «Baby born», которыми очень увлечены дети. Все эти игрушки имеют что-то положительное, но и что-то отрицательное.

  • Кукла Барби. Когда ребенок стремится подражать взрослым, ему необходимы игрушки, похожие на взрослых! Причина суперпопулярности той же Барби - что это кукла, с которой можно играть не только в дочки-матери, а проигрывать какие-то ролевые ситуации из взрослой жизни. Эта кукла стала для девочек не дочкой, а подружкой и даже где-то мамой. Создатели указывают на то, что Барби, отвечает вкусовым предпочтениям современного поколения девочек (эффектная внешность, ультрамодная одежда, неординарные характеры и прогрессивные взгляды, свобода самовыражения и артистизма). Играя с этими куклами девочки могут мечтать и фантазировать, развивая свой неповторимый стиль, раскрывают свою индивидуальность и творческие способности. Новая коллекция, не просто куклы, а символ активности, здорового образа жизни и яркой неординарной личности. Барби изысканна и элегантна, блестяще ориентируется в мире модных дизайнеров и одежды, ведет свой журнал.  Кроме того, к куклам прилагаются различные атрибуты для игр: мебель, машины, техника, посуда, одежда и т. д., что позволяет ребенку  играть с одной и той же игрушкой, продумывая разные сюжеты для игр. Куклы Барби, по мнению специалистов, меняют психологию девочек - у них проявляется несвойственная детям манерность, холодность и ранняя сексуальность. У данной куклы есть огромный минус, кукла Барби – это шаблон. Стремление всех подогнать под одни параметры. Посмотрим хотя бы на строение тела Барби: длинные ноги, узкая талия, и чаще всего светлые волосы – навязанный обществом стандарт женской красоты. Все девочки рано или поздно превратятся в девушек и как быть если она не обладательница длинных ног, голубых глаз, тонкой талии и т. д.
  • Мягкие игрушки — дарят нежность ребенку, в ней воплощены очень глубинные потребности. Однако, сейчас продают существ неизвестных видов и

пород, странной окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить.

  • Конструктору «Лего», предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин, развивают конструктивное мышление, учат различать цвета, тренируют мелкую моторику руки.  В комплектах присутствуют фигурками лошадей и наездников.
  • Комплект - наручники и резиновая дубинка -  как считает Абраменкова В.В., ориентир ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие — самый короткий путь решения проблем. Игрушечный меч может оказаться грозным оружием мальчика против страха темноты или злых сил (средством овладения собственным поведением)надо воспитывать в мальчиках смелость, отвагу и мужественность. Но для воспитательных целей лучше сделать игрушечных воинов вместе с ребенком купить солдатиков.(25).
  • Тамагочи  - виртуальный зверек, за которым ребенок ухаживает: кормит, укладывает спать, гуляет, т.д. Т Электронная игрушка способна проектировать жизненные установки ребенка в будущем, формировать моральные стереотипы поведения, нравственные образцы негативного свойства Тамагочи, вызывало у детей что-то вроде «электронной болезни». Ребенок настолько привыкал и привязывался к электронному питомцу, что готов был ради «железки» на все. В Китае зарегистрировано около 2 тысяч случаев суицида. Игрушка наносит физический вред  (электронная игрушка с черным маленьким экраном мелкими изображениями, способная  развить близорукость и косоглазие).

Явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка - зримое воплощение картины мира. В ней окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка организует конкурентные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Она отчуждает ребенка от другого человека, снижает творческий потенциал игры. Соответствует идее глобализации, т. к. лишена индивидуальности и часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца), чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе. Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Именно с ней чаще всего имеет дело современный ребенок. Серийная игрушка, по сути своей, является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке.

Максимальной креативности достигает «игрушка изначальная», поскольку она не требует однозначного способа обращения с ней, напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки – конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка, веревочка и пр..

По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную, «отшлифованную» и осмысленную десятками или сотнями поколений.

Ребенок активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя Творцом, и игрушка — необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Самые лучшие игрушки — природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки — предметы заместители. Так же можно не покупать игрушки, которые продается в обычных детских магазинах, а игрушки, которые изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, небольшим тиражом. Для мальчиков можно найти наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок, столярные, слесарные инструменты (мальчик может изготовить для куклы сестры мебель). Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам.

Вместе с тем, в исследованиях делаются попытки изучения особенностей выбора и предпочтений детьми игрушек. «Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, издевательства над животных, а то и людьми, бессмысленное разрушительство и т.п. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа». (В.М. Григорьева – педагог, собиратель, организатор и «реставратор» народных игр). Проведенные им недавние  психологические исследования в детских садах показали, что на вопрос: «Во что ты любишь играть?», 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Коренные различия в игрушках мальчиков и девочек состоят в том, что мальчики больше предпочитают машинки, конструкторы, строители, модели и др. они формируют у мальчиков зрительно-пространственную память и мышление. Игрушки девочек-куклы, для них кухонная одежда, посуда, мебель и т. д. игрушки, готовящие девочек к ведению домашнего хозяйства, а не к развитию памяти и мышления. Каменская В.Г считает, что данные игрушки для девочек преследуют противоположные цели (например, новая модель куклы Барби умела говорить следующую фразу: «Урок математики -это сложно!». Так как кукла Барби является своего рода авторитетом для современной девочки, будет очень сложно доказать, что урок математики не сложнее урока русского языка. Игрушка успела сделать дело - сформировать установку. Отсюда можно сделать вывод, что в основе психологических различий между полами лежат объективные биологические различия, а вот степень выраженности их во многом определяется спецификой и направленностью воздействия социального фактора, влияющего на этот процесс через социальный заказ общества.

По исследованиям О. В. Акуловой в старшем дошкольном возрасте у детей появляются совместные интересы, определенная избирательность в общении. Исходя из этого для детей данного возраста необходим дифференцированный подход к созданию игровой среды и в подборе материалов для игр с учетом полоролевых особенностей мальчиков и девочек. Это создание разнообразных центров развития, где материалы подбираются так, чтобы позволить старшим дошкольникам проявлять свою самостоятельность и творчество. Для активизации творческих игр необходимы абстрактные игрушки, «бросовый» материал, для изготовления атрибутов игры и игрушек самоделок. В старшем дошкольном возрасте игровая среда должна «подыгрывать» ребенку, а не навязывать готовые темы и сюжеты, т. е. она должна быть гибкой, модульной, менее организованной с тематической точки зрения. Игровой мир должен соответствовать социальной действительности (тому, что ребенок видит, что ему интересно и эмоционально привлекает (игры в «Супермаркет», Мак-Дональдс», «Космические путешествия», «Салон красоты» и др.)).

В исследованиях О. В.Солнцевой отмечено, что содержание игр современных детей часто разворачивается вокруг трудностей, присущих современному периоду (например: необходимость зарабатывать денег, жестокое обращение взрослых с детьми в семье, элементы насилия, заимствованные с телеэкрана). Существует неоднозначное отношение мира взрослых к играм современных детей, которые проявляются в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее. Изменение тематики и содержания игр дошкольников требует дальнейшего изучения.

Основное содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста составляют бытовые и прфессиональные взаимоотношения между людьми («Магазин», «Больница», а также темы игр отражают содержание зарубежных мультфильмов («Диджет», «Клад», «Человек-паук» и т. д. ).

Большинство девочек с радостью играют  в сюжетные игры с хорошо знакомым сюжетом, который является отражением опыта повседневной жизни детей («больница», «магазин», «семья», «гости», во время игр преобладает общий эмоционально-положительный настрой, дети заинтересованы и активны. Мальчики играют «Робаты-трансформеры», «Корабль», «Клад», «Полиция». Сюжеты для игр берутся из мультфильмов, компьютерных игр и являются привлекательными для детей. Мальчики в качестве любимых игр называют «войнушки», игры с машинками, пистолетами и трансформирами. Также большой популярностью у мальчиков пользуются игры с конструктором и строительными материалами. В старшем дошкольном возрасте девочек и мальчиков привлекают игры в «театр» с игрушками бибабо. Дети любят мягкие игрушки, которые приносят из дома. Девочек на протяжении всего дошкольного возраста привлекают роли: «мама», «сестра», «подруга», «маленькая доченька», «врач», «парикмахер», «воспитатель», «учитель», «телеведущая», «принцесса». «Девочки любят играть с куклой Барби, которая, как правило, включает элементы режиссерской игры. В таких играх находят отражения прочитанные сказки, фильмы. Барби является олицетворением принцесс, и одновременно воинственных и красивых героинь (Зена, Сейлормун)». Мальчики в качестве любимых семейно-бытовых ролей называют: «папа», «сын», «брат» В старшем дошкольно возрасте предпочтение отдается ролям: «полицейский», «бандит», «вор», «охотник за приведениями», «приведение», «Человек-паук». Часто в этом возрасте мальчики воображают себя героями из боевиков – (Джеки Чан, Брюс ли) и современных фильмов («Бригада», «Бумер» и т. д.). У детей того и другого пола на протяжении дошкольного детства сохраняются роли животных (например: герои сказки «Маугли»).

На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние все происходящее в окружающей действительности. Дети старшего дошкольного возраста играют в «заложников», и «спасателей», в шоу «Народный артист», «Танцы со звездами», «Танцы на льду» Игры детей отражают новые ценности в том числе и материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых (бизнесмен, «новый русский», телезвезда).

В современных исследованиях представлены возможности использования  преимущественно «классических» игрушек в педагогическом процессе, выделены требования к их выбору, использованию. Однако, современные реалии требуют переосмысления данных вопросов, оценки современных игрушек и разработки рекомендаций к их использованию в современном детском саду, учет интересов и субкультуры современных детей.

Особый интерес представляют современные игрушки в аспекте полоролевого поведения детей: игрушка – как носитель эталонного поведения, символической информации, атрибут развертывания игры.

В практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков. Важно учитывать уровень развития детей, познавательные интересы, способности, особенности нервной системы, все это является основанием для дифференцированного подхода (Т. И. Бабаева, Т. С. Грядкина, А. В. Бурма, в. М. Крулехт, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова и др.). Одним из компонентов индивидуально-дифференцированного подхода является создание условий для освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности (О. В. Солнцева, Онищенко, М. В. Крулехт), т. к. это является одним из важнейших условий его развития. Позиция субъекта способствует углубленному пониманию половой принадлежности, развитию представления об отличительных признаках поведения женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе игровой деятельности, соответствующей полу ребенка и самостоятельном его осуществлении, эмоционально-положительной направленности общения со сверстниками своего и противоположного пола. Условия освоения ребенком позиции субъекта предусматривают организацию общения взрослого и детей на гуманистической основе, отбор содержания игр с учетом половых предпочтений девочек и мальчиков, гибкое изменение предметно-игровой среды ДОУ.

Необходимо использовать специальные методы и приемы: беседы, обыгрывание, игры, упражнения для преодоления негативных черт (жадности, агрессии и т. д.). Продолжать использовать современные игрушки и играть в игры, которые основаны на современных сюжетах, взятые из мультфильмов, фильмов, компьютерных игр, но достраивать и углублять сюжет, переориентировать детей с агрессии на позитивные моменты данных игр. Необходимо обсуждать с детьми эти нюансы. Важна позиция педагога: на первых порах - участник игры (на своем примере демонстрирует детям положительных героев, показывает, как можно сделать игру с игрушкой более интересной, богатой), вводит дополнительные сюжеты, нестандартных героев. Позже педагог принимает участие в играх детей в роли помощника, а лишь потом координатора, когда педагог только отвечает на интересующие вопросы детей, которые возникают в процессе игры.

В современных исследованиях игра рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте; развивает социально-нравственную, познавательную, эмоциональную, эстетическую сферу личности человека.

Большинство игр стимулируется игрушкой. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Игрушка знакомит ребенка с окружающим миром, через нее, он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активном общении.

Отсюда следует, что игрушку можно рассматривать, как одно из важных средств воспитания.

Многие игрушки – носители эталонов полоролевого поведения и являются средством полоролевого развития.

Мальчики и девочки играют и выбирают разные игрушки, соответствующие своему полу, посредством которых формируются необходимые эталоны мужского и женского поведения, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины и т. д.

На сегодняшний день важно дифференцированно подходить к процессу воспитании девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в игровой и других видах деятельности, т. е. учитывать полоролевые предпочтения и интересы детей.

Список литературы:

1.Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

3. Бейлькин М. Достоинства и недостатки учения о гендерном поле // Конференция .Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии. Москва. 29-30 мая 2003.

4. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении, Москва, Апрель Пресс, издательство Эксмо-пресс, 2001.

5.Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Игра и дошкольник, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре, Москва, Просвещение, 1983.

7.Деркунская В. А.,Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре, Педагогическое общество России, Москва, 2006.

8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

9. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира, Санкт-Петербург, 2006.

10.Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре, АПН, Москва, 1963

11.Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника, Москва, Просвещение, 1966.

12.Исаев Д. Н. и Кагин В. Е. Половое воспитание ребенка, Карелия, 1991

13. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов, СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

14.Касвин Г. А., Роговский Е. Р., Игры в детском саду, Москва, Просвещение, 1966.

15.Кон И. С. Психология половых различий, Вопросы психологии. 1989. №2.

16.Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. М. Academia 2003

17. Крулехт М. В., Крулехт А. А., Самоделкино, СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.

18. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. Москва, 1983.

19. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика, Москва, Просвещение, 1988.

20. Маленькие граждане большого города. Под редакцией А. Г. Гогоберидзе, СПб, СОЮЗ, 2007.

21.Михайленко Н. Я., Короткова Н. Я., Как играть с ребенком, Москва, Педагогика, 1990.

22.Мухина В. С. Детская психология, Москва, Просвещение, 1985.

23.Немов Р. С. Психология, Москва, Владос, 2002.

24.Новоселова С. Л., Игра дошкольника, Москва, 1989.

25.Осторожно антиигрушка. Родителям об играх и игрушках, Абраменкова В.В. Дошкольное воспитание, №4, 2005, Стр.98-108

26.Петрище И. П. О пловом воспитании детей, Минск, Нар., АСВЕТА, 1990.

27.А. Г. Гогоберидзе, М. Н. Поляковой, Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения, Под редакцией, РГПУ им А. И. Герцена, 2006.

28.Психологический словарь, Москва, 1997.

29.Солнцева О. В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста. Автореферат. Диссертации на соискание ученой степени канд. пед. н., СПб, 1998.

30.Созинова М. В. Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников, автореферат, Диссертации на соискание ученой степени канд. пед. н., СПб, 2004.

31.Тельнюк И. В. Индивидуано-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду.

32.Фрадкина Ф. И. Психология игры, Москва, Педагогика, 1978.

Минск, Асвета, 1990.

33.Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Алма-Ата, 1990.

Ссылки Интернета:
34.В современные детские игрушки производители встраивают MP3-плееры - Компьюлента gadgets.compulenta.ru/308153/  · 37 КБ
35. Говорящая кукла научила четырехлетнюю британскую девочку скверно ругаться http://www.newsru.com/world/13mar2006/doll.html
36.Дитя / Игра / Современные игрушки    www.ditya.ru/index.php?module=static&page=14  · 27 КБ
37.Минобразования предлагает создать орган контроля за игрушками для детей  http://www.newsru.com/russia/30oct2002/minobrazovan.html
38.Минобразования: куклы Барби вызывают у детей раннюю сексуальность http://www.newsru.com/russia/05nov2002/child.html
39.Новости NEWSru.com.:Современные игрушки вызывают у детей расстройства ... www.newsru.com/russia/27oct2006/gaim.html  · 37 КБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования межличностных отношений ребенка дошкольника

Формирование межличностных отношений старших дошкольников Проблема развития межличностных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научны...

Особенности формирования межличностных отношений ребенка дошкольника

Формирование межличностных отношений старших дошкольников Проблема развития межличностных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научны...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.К. Маркс, у...

Особенности формирования положительного эмоционального отношения старших дошкольников к природе в изобразительной деятельности в ДОУ

Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться....

Консультация для родителей " Особенности формирования доброжелательных отношений у дошкольников"

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» др...

"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Ее значимость заключается в нескольких моментах:- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориент...