Главные вкладки

    Сказкотерапия как метод помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
    статья

    Лудина Вера Михайловна

    В статье описан опыт работы педагога-психолога с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации, оказания им помощи, используя метод сказкотерапии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_myasnikova_ludina.docx26.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сказкотерапия как метод помощи семьям,

    находящимся в трудной жизненной ситуации

    Мясникова Елена Вячеславвовна, педагог-психолог

    Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары

    В настоящее время  отмечается повышение  интереса  к  проблемам,  связанным  с  семьей.  Интерес  к профилактической  работе  и  изучению  процесса  эволюции  семьи  многими  авторами объясняется  теми  трудностями,  которые  в  современном  обществе  испытывает  огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, всё возрастающим числом семей с одним родителем и семей с приёмными детьми.

    Прошло время, когда считалось, что главная обязанность родителей состоит только в материальном содержании ребёнка, а его воспитанием должны заниматься воспитательные и образовательные  учреждения.  Такая  позиция  родителей  давно  показала  свою несостоятельность. В такой семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на безразличии и равнодушии, ребёнок оказывается предоставленным самому себе и идёт на улицу к своим «единомышленникам».

    В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой, вниманием, лаской. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. Поэтому нам нужно защищать детей,защита ребёнка, забота о его жизни, развитии, воспитании и образовании, сегодня стала  общечеловеческой, планетарной.

    Несмотря на предпринимаемые государством меры, проблемы воспитания детей и профилактики неблагополучия детей остаются актуальными. Особенно важно защитить ребенка – дошкольника, который является самым беззащитным.

    Семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата.

    Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска - это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. Эти семьи требуют большого внимания со стороны дошкольного учреждения. И наша задача, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.

    Перед  началом учебного года педагоги знакомятся  с новыми  семьями будущих воспитанников, изучают  статус семьи, посещают их на дому с целью изучения условий жизни. Посещение семей и  доверительная беседа помогает  выявить положительные и отрицательные стороны семейной жизни, дает реальную картину семейного воспитания детей. При выборе тематики бесед мы стараемся избежать категоричности советов, соблюдаем сдержанность, такт и в этом нам помогает игра-сказка. В процесс игры   вовлечены не только дети и педагог-психолог, но и родители, воспитатели. Все они начинают жить по законам сказочного мира, и это позволяет им лучше узнать, почувствовать друг друга. Ребенок, принимая правила игры, ощущает себя полноправным участником сказочного действа, и взрослые, выступающие в необычной для себя роли, становятся для него ближе, интереснее. Между всеми участниками игры возникают все более доверительные, теплые взаимоотношения.

    Сказкотерапия  предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем проводится анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы... И, заметьте, всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума – играючи.

    Метафоричность сказочного языка позволяет зашифровать ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни ребёнок. Отсутствие в Сказке дидактики и нравоучений позволяет ребёнку самому анализировать ситуации, в которые попадают герои. На примере судеб сказочных героев он может проследить последствия того или иного жизненного выбора и получить новый опыт взаимодействия с окружающим миром.

    В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

    Таким образом, используя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

    Список литературы:

    1. Бретт, Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А.Павлова. - М.: Класс, 2009. – 224 с. 

    2.  Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2010. – 233 с. 

    3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Тренинг по сказкотерапии/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2010. – 169 с.

    4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии: книга для заботливых ищущих родителей, психологов, дефектологов и методистов/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 1998. - 349 с.

    5.  Франц, М. Л.  Избавление от колдовства в волшебных сказках /Пер. с англ. Валерия Мершавки.– М.: Класс, 2007. - 123 с. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"

    Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....

    "Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации"

    Представлена презентация для социальных педагогов и воспитателей ДОУ, проходившая в рамках городского семинара " Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусл...

    Доклад на заседании методического объединения социальных педагогов «За и против» - обсуждение наиболее эффективных моделей взаимодействия с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»

    В докладе мною представлена модель взаимодействия социально-педагогической службы ДОУ с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Также вынесены на обсуждение все возможные минусы в ра...

    Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

    Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая г...

    ПЛАН по профилактической работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

    ПЛАН по профилактической работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации создан в нашем ДОУ для формирование комплексной  системы социально-психолого-педагогической  по...

    Оказание психологической помощи родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

    Оказание психологической помощи родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции...