Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatishagovaya_programma.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пятишаговая программа


« Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию»


Пояснительная записка.

         Ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию, становится совершенно беспомощным и уязвимым, именно в этот момент его судьба может сложиться самым неблагоприятным образом, если он не получит необходимой помощи и поддержки.

        Общество бесспорно проигрывает, так как теряет полноценного гражданина, получив человека со сломленной волей, озлобленного, не нашедшего своего места в обществе (алкоголик, наркоман, преступник). Вот почему так важен этот момент. Как трудная жизненная ситуация рассматривается:

  1. Потеря одного из родителей (например, в результате развода, смерти)
  2. Алкоголизм родителей.
  3. Жестокое обращение в семье.

Важно, чтобы такой ребенок не был одинок в этот жизненный момент, получив поддержку и помощь, которая реально облегчит его положение.

Пятишаговая  программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. В рамках программы действуют специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи, педагоги, юристы. Главная задача психолога: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса, повышение психологической устойчивости не только ребенка, но и каждого члена этой семьи, обучение навыкам по созданию атмосферы взаимопонимания, взаимного уважения, благоприятного микроклимата в семье – это предусматривает работа с причиной. Юрист защитит права  и интересы ребенка в конкретной ситуации. Иногда к этой работе необходимо подключить и муниципальные органы.

Реализацию программы берет на себя социально-психологический кризисный центр.

Цель: обеспечение помощи и социально-психологической поддержки ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

Задачи: 

  1. Социально-психологическое сопровождение ребенка в период адаптации, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Работа по формированию и укреплению его Я-концепции, расширение адаптивных возможностей.
  2. Оказание материальной и медицинской помощи.
  3. Работа с причиной тяжелой жизненной ситуации.
  4. Реализация законных прав и интересов ребенка.

Содержание программы.

Шаги программы

Мероприятия

Задействованные специалисты и способ выполнения

  1. Детальное изучение и анализ проблемной ситуации.

Диагностическое интервью с ребенком.

Изучение  условий проживания, взаимоотношений в семье.

Анализ учебной деятельности (изучение результатов учебных достижений, поведенческих особенностей).

Изучение круга общения ребенка.

Педагог-психолог. Социальный педагог школы.

Изучение классных журналов, посещение уроков, беседы с учителями, родственниками  –социальный педагог.

Беседа с ребенком, педагогами, родственниками.

Применение проэктивных методик – психолог, социальный педагог.

  1. Изучение личности проблемного ребенка для определения вида и характера необходимой психологической помощи, а также для привлечения необходимых специалистов.

Диагностика интеллектуального развития (если необходимо).

Исследование эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы.

Изучение особенностей характера.

Выводы и заключения.

Мышление, внимание, восприятие, память, навыки произвольного поведения.

Коммуникативность, положение в классном или групповом коллективе (социограмма), умственная активность, социальная адаптация, работоспособность, мотивация.

Акцентуация характера, темперамент.

  1. Привлечение необходимых специалистов для обследования и оказания помощи.

Осмотр узких специалистов: врачей, психиатра, нарколога, полиции, педагогов, юриста.

Выводы и заключения.

  1. Планирование конкретной помощи на основе изучения ситуации и анализа результатов диагностики психолога, заключения специалистов и врачей.

Сбор выводов и заключений. Их анализ.

Составление конкретного плана помощи.

Распределение профессиональных обязанностей между специалистами.

Составляет социальный работник, сопровождающий ребенка.

Консилиум.

  1. Реализация индивидуального плана «Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию».

      Осуществляется контроль за внутренним состоянием ребенка через максимально возможную обратную связь.

Оказываемую помощь можно представить следующей схемой:

Помощь.

Материальная

Медицинская

Психологическая

Педагогическая

Юридическая

Бесплатное питание, оплата секций, лагерь отдыха, оплата учебников, одежды, оплата учебы.

Лечение у специалистов, Постановка на медицинский учет, санаторное лечение.

Переориентация на другие ценности, тренинги, телефон доверия, включение в коррекционную группу.

Индивидуальные занятия, помощь в освоении знаний и умений, помощь в организации

досуга.

Решение правовых вопросов.

Составители: Макарова Е.И.

                        Зорич Е.М.

                        Дмитренко Т.Д.

                        Сидорова С.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сопровождения семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию

С чего начинается работа воспитателя с семьями в детском саду?Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информацион...

Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...

Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

С каждым годом  увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным услов...

"Работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации"

Представлена презентация для социальных педагогов и воспитателей ДОУ, проходившая в рамках городского семинара " Социально-педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении дошкольников, обусл...

Дополнительная программа по театрализованной деятельности для работы с воспитанниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию "В гостях у сказки"

Дополнительная программа по театрализованной деятельности составлена с учетом запросов родителей и интересов ребенка, ориентирована на воспитанников и может быть реализована в работе педагога как с от...