Консультация для воспитателей "Сказкотерапия"
консультация

Наталья Александровна Егорова 75

Предмет «сказкотерапии».

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались.

Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыко и арттерапии, куклотерапии, всё это входит в элементы сказкотерапии.

Так что же такое «сказкотерапия»?

По Т. Зинкевич-Евстигнеевой «сказкотерапия» - это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребёнка, развития творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучения, диагностики и коррекции.

«Сказкотерапия» это ещё и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми просто необходимо, особенно на занятиях по развитию речи (тем более в тех группах, где могут находиться дети, имеющие проблемы в развитии речи). Комбинируя различные формы сказкотерапии можно помочь каждому ребёнку, в независимости от того логопат он или нет, прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы воздействия с миром и другими людьми.

«Сказкотерапия» и развитие речи дошкольника.

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык – умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передаёт собеседнику при помощи жестов и мимики. Но львиная доля её приходится на, то уникальное умение, которое доступно только человеку. Это умение – речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врождённым умением, и осваивать её малышу приходится самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребёнком стоит большая, важная задача – овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить всё богатство и многообразие русского языка. И ребёнок, как правило, успешно справляется с её выполнением. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (в частности Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом речевого развития и творчества детей.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи. Вместе с тем, на

занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре).

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

* диалоговые взаимоотношения логопеда (если таковой имеется в дошкольном учреждении), воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

* взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

* насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия

направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде НОД, так и в режимных моментах для развития речи.

Литература.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 400 с.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками. СПБ.: Речь, 2008 г. 233 с.: ил.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 310 с.

Е.И. Тихеева. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1981 г. 157 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное   образовательное  учреждение

 « Детский сад общеразвивающего вида №31»

Консультация для воспитателей

«Сказкотерапия»

подготовила

  воспитатель первой

квалификационной категории

Егорова Н.А.

г. Сергиев Посад

2019 г.

Предмет «сказкотерапии».

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о  мире передавались из уст в уста или переписывались.

Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.

Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыко и арттерапии, куклотерапии, всё это входит в элементы сказкотерапии.

Так что же такое «сказкотерапия»?

По Т. Зинкевич-Евстигнеевой «сказкотерапия»  - это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребёнка, развития творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучения, диагностики и коррекции.

 «Сказкотерапия» это ещё и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми просто необходимо, особенно на занятиях по развитию речи (тем более в тех группах, где могут находиться дети, имеющие проблемы в развитии речи). Комбинируя различные формы сказкотерапии можно помочь каждому ребёнку, в независимости от того логопат он или нет, прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни и значительно расширить его мировосприятие и способы воздействия с миром и другими людьми.

«Сказкотерапия» и развитие речи дошкольника.

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык – умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передаёт собеседнику при помощи жестов и мимики. Но львиная доля её приходится на, то уникальное умение, которое доступно только человеку. Это умение – речь. Нормальное развитие  детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врождённым умением, и осваивать её малышу приходится самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребёнком стоит большая, важная задача – овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить всё богатство и многообразие русского языка. И ребёнок, как правило, успешно справляется с её выполнением. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (в частности Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является самым благоприятным  периодом речевого развития и творчества детей.

 При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование  звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре).

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

* диалоговые взаимоотношения логопеда (если таковой имеется в дошкольном учреждении), воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

* взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

* насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде НОД, так и в режимных моментах для развития речи.

Литература.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 400 с.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками. СПБ.: Речь, 2008 г. 233 с.: ил.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по  сказкотерапии. СПБ.: Речь, 2010 г. 310 с.

Е.И. Тихеева. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1981 г.  157 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...