Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (возраст детей от 1 года до 2-х лет)
рабочая программа
При создании условий для развития и воспитания в Доме ребенка учитывается не столько возраст, столько состояния здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных корригирующих мероприятиях, в воспитании и обучении, соответствующем более раннему возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_gruppy_rannego_vozrasta.docx | 85.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское Государственное Казенное Учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 7»
Согласовано на заседании Педагогического Совета СПБ ГКУ «Специализированного психоневрологического дома ребёнка № 7» г. Санкт-Петербурга |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(с 1г. до 2-х лет)
Составила воспитатель:
Иванова Светлана Евгеньевна
Срок реализации программы:
2018 –2019 г.
Санкт-Петербург
Рабочая программа группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования СПБ ГКУ «Специализированного психоневрологического дома ребёнка № 7» Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Вариативная часть составлена на основе программы В.С. Коваленко «К здоровой семье через детский сад»
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Рабочая программа учитывает опыт практической работы, трансформированного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Содержание
1 | Целевой раздел | 4 | |
1.1 | Пояснительная записка | 4 | |
1.1.1. | Нормативные документы для разработки рабочей программы | 4 | |
1.1.2. | Цель и задачи программы | 4 | |
1.1.3. | Принципы и подходы к реализации рабочей программы | 5 | |
1.1.4. | Нормативный срок освоения рабочей программы | 7 | |
1.1.5. | Возрастные особенности детей раннего возраста | 8 | |
1.1.6. | Планируемые результаты | 9 | |
1.1.7. | Вариативная часть, формируемая участниками непрерывного образовательного процесса | 10 | |
2 | Содержательный раздел | 10 | |
2.1 | Содержание образовательных областей | 10 | |
2.1.1 | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 10 | |
2.1.2 | Образовательная область «Познавательное развитие» | 11 | |
2.1.3 | Образовательная область «Речевое развитие» | 12 | |
2.1.4 | Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | 12 | |
2.1.5 | Образовательная область «Физическое развитие» | 13 | |
2.2 | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. | 13 | |
2.3 | Содержание образовательной деятельности | 14 | |
2.3.1 | Воспитание при проведении режимных процессов | 14 | |
2.3.2 | Образование в играх-занятиях | 15 | |
2.3.3 | Ознакомление с предметным окружением | 16 | |
2.3.4 | Развитие речи | 17 | |
2.3.5 | Игры – занятия с дидактическим материалом | 19 | |
2.3.6 | Игры-занятия со строительным материалом | 19 | |
2.3.7 | Чтение художественной литературы | 19 | |
2.4 | Комплексно – тематическое планирование | 20 | |
3 | Организационный раздел | 20 | |
3.1. | Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде | 20 | |
3.2 | Организация режима дня | 24 | |
3.3 | Тематическое планирование событий, праздников, мероприятий | 26 | |
3.4 | Методическое обеспечение образовательной деятельности | 27 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка.
Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования СПб ГКУЗ «Специализированный психо – неврологический дом ребёнка № 7» Красносельского района, утверждена приказом главного врача от 31.08.2017 №
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 1-2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа характеризует специфику и особенности организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста.
Рабочая программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса и включает в себя учебный план, календарный график, календарное тематическое планирование образовательной деятельности.
Рабочая программа ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава содержания образовательной деятельности с учётом достижений современной науки.
1.1.1 Нормативные документы для разработки рабочей программы.
Нормативно-правовую основу разработки рабочей программы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 года N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге"
- Устав СПб ГКУЗ «Специализированный психо – неврологический дом ребёнка № 7» Красносельского района
- Положение о порядке разработки утверждения и структуре рабочих программ СПб ГКУЗ «Специализированный психо – неврологический дом ребёнка № 7» Красносельского района
1.1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социализация и всестороннее развитие ребенка раннего возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.3 Принципы и подходы к реализации рабочей программы:
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
1.1.4 Нормативный срок освоения рабочей программы
Нормативные сроки освоения рабочей программы – 1 год.
1.1.5 Возрастные особенности детей от 1 года до 2-х лет
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры.
Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.
Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч маленький синий мяч, большой белый мишка маленький черный мишка и т. д.). При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2- 3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать. Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.
Второй год жизни период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6- 10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2- 3 действий) поручения взрослых.
Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
1.1.6 Планируемые результаты
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
- понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание), с интересом участвует в подвижных играх.
1.1.7 Вариативная часть, формируемая участниками непрерывного образовательного процесса.
Реализация образовательных областей осуществляется через следующее программно-методическое обеспечение:
- Смирнова Е. О. Программа воспитания и развития детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова./ 2014 год.
- Григорьева Г. Г. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др./
- Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
2.Содержательный раздел
2.1 Содержание непрерывных образовательных областей
2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для
- дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;
- дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;
- дальнейшего развития игры
- дальнейшего развития навыков самообслуживания
В области развития общения со взрослым:
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи.
Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу малыша в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия. Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимания малыша на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, обращает внимание на достижения ребенка, высказывая радость и поощряя их.
Взрослые способствуют развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и про-социальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процесс взаимодействия: радость, злость, огорчение, боль и т.п., которые возникают в социальных ситуациях.
Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания. Взрослые создают условия для развития у ребенка представления о себе, положительного отношения к себе: знакомят с названиями частей тела и лица, учат узнавать себя в зеркале, на фотографиях; хвалят, поддерживают инициативность и настойчивость малыша в разных видах деятельности.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками:
Взрослый наблюдает за спонтанно возникающим взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые возникают у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и комментирует, что определенные действия могут вызывать обиду.
В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т.п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их воздействия на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.
В сфере развития игры:
Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы- заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми. В сфере социального и эмоционального развития:
Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к дошкольной организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей или родных для участия и содействия в период адаптации.
Ребенок знакомится с другими детьми, взрослый же, при необходимости, оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой. Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами.
Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дают возможность самим одеваться, умываться и пр., помогают им), поощряет участие малышей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.
2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;
- развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.
В сфере ознакомления с окружающим миром:
Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).
В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей:
Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, насыщая ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, грецкие орехи, каштаны, песок и воду.
Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.
2.1.3 Образовательная область «Речевое развитие»
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития речи у детей в повседневной жизни;
- развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.
В сфере развития речи в повседневной жизни:
Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей.
Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.
Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.
В сфере развития разных сторон речи:
Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стишков; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.
2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- приобщения к изобразительным видам деятельности;
-приобщение к музыкальной культуре;
- приобщения к театрализованной деятельности.
В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру: Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.
В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности:
Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами
- красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.;
- знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности;
- поощряют воображение и творчество детей.
В сфере приобщения к музыкальной культуре:
Взрослые организуют в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь Организации.
Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе, детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песенки, побуждает ритмично двигаться под музыку; поощряет проявления эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку.
В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности:
Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стишки, организуют просмотры театрализованных представлений, кукольного театра.
Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.
2.1.5 Образовательная область «Физическое развитие»
В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;
- развития различных видов двигательной активности;
- формирования навыков безопасного поведения.
В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни:
Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и вредно для здоровья.
В сфере развития различных видов двигательной активности:
Взрослые организую пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений Организации, так внешней ее территории (горки, качели и т.п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, развития ловкости, силы, координации и т.п..
Проводят подвижные игры, способствуя радости детей от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.
В сфере формирования навыков безопасного поведения:
Взрослые создают в Организации безопасную среду, а также разъясняют и предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и деятельного исследования мира.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Различные образовательные области программы интегрируются с другими направлениями развития по формам взаимодействия с детьми. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей в образовательной деятельности используются следующие формы реализации программы:
Формы. |
Индивидуальная форма. |
Подгрупповая форма. |
Малые формы (в парах). |
Самостоятельная деятельность. |
Во всех образовательных областях широко используются различные методы.
Социально-коммуникативное развитие. | Познавательное развитие. | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие. | Физическое развитие. |
- развивающие практические и игровые ситуации; -чтение художественной литературы; - игры – экспериментирования; сюжетно- отобразительные игры; - дидактические; - игры- драматизации; -праздники; -выставки; - развлечения; - наблюдения конкретных трудовых процессов; - целевые прогулки; | - игровые образовательные ситуации; - наблюдения; - экспериментиро- вание; - дидактические игры; - опыты; -рассматривание картин и иллюстраций; | -чтение; - рассматривание иллюстраций; -игра, ванная деятельность; - рассказ; - использование различных видов театра; | - музыкальные занятия; - игровые приёмы; - рассматривание; - настольные игры; - слушание; - музыкально- дидактические игры; - чтение; - праздники, развлечения; - сюжетные-отобразительные игры; | - подвижные игры; физкультурные занятие; - закаливание; -двигательная деятельность; - утренняя гимнастика;-спортивные развлечения |
2.3 Содержание образовательной деятельности
2.3.1 Воспитание при проведении режимных процессов
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности
включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2–3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть.)
Учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул.
Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. Приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.
Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить
бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе. Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические
отправления (к 2 годам).
Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы. Формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и на участке; в домашних условиях — членам семьи, соседям.
Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.
Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.
Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.
Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне). Знакомить с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребенка за столом. Знакомить с дорогой от дома до детской площадки.
Развивать понимание речи. Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).
Развивать активную речь. Побуждать детей к замене облегченных слов полными; напоминать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними. Содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями, состоящими из трех и более слов (к 2 годам).
2.3.2 Образование в играх-занятиях
В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры-занятия. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания. С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся индивидуально и по подгруппам (по 2–4 человека). Длительность игры-занятия 3–6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4–6 человек в зависимости от вида игры-занятия. Продолжительность игры-занятия 6–10 минут.
Расписание игр – занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев
День недели | Вид игр-занятий | |||
1 период бодрствования | 2 период бодрствования | |||
1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие | |
понедельник | ЛФК | Занятие по развитию речи (картинки) | Ориентировка в величине | Выполнение поручений |
вторник | Музыкальное занятие | Занятие – показ (действие с предметами) | Показ «Чудесный мешочек» | Подражание звукам |
среда | ЛФК | Развитие речи (с картинками) | Занятие со строительным материалом | Развлечение с музыкальными инструментами |
четверг | Музыкальное занятие | Экскурсия по группе | Ориентировка в величине | Показ – инсценировка |
пятница | ЛФК | Занятие по развитию речи и ориентировке в окружающем | Занятие со строительным материалом | Подражание звукам |
суббота | Показ (действия с предметами) | Занятие по развитию речи (картинки) | Ориентировка в величине | Развлечение |
воскресенье | Экскурсия по группе | Занятие по развитию активной речи (показ) | Развлечение | Занятие со строительным материалом |
Расписание игр – занятий на неделю с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет
День недели | Вид игр-занятий | |||
1 период бодрствования | 2 период бодрствования | |||
1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие | |
понедельник | ЛФК | Занятие по ориентировке в окружающем (с природным материалом) | Показ («Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт») | Ориентировка в цвете |
вторник | Музыкальное занятие | Наблюдение за окружающим | Развитие речи Рассказ без показа | Ориентировка в форме |
среда | ЛФК | Прогулка по территории | Показ - инсценировка | Наблюдение за окружающим |
четверг | Музыкальное занятие | Занятие по ориентировке в окружающем (с природным материалом) | Занятие по развитию речи (с книгой, с картинкой) | Экскурсия по участку |
пятница | ЛФК | Дидактическая игра по развитию речи | Занятие со строительным материалом | Наблюдение за окружающим за пределами участка |
суббота | Развитие речи Рассказ без показа | Дидактическая игра (восприятие величины) | Ориентировка в форме | Прогулка по территории |
воскресенье | Развитие речи Показ - инсценировка | Наблюдение за явлениями природы | Ориентировка в цвете | Развлечение, дидактическая игра (развитие слухового внимания) |
2.3.3 Ознакомление с предметным окружением
Потребность в освоении предметного мира и необходимость в новых формах сотрудничества со взрослым определяют особенности социальной ситуации ребенка раннего возраста. На передний план выходит новые типы деятельности - предметно-орудийная деятельность и речевая деятельность, требующая ее развития и практического овладения ребенком языком общения.
Предметно-орудийная деятельность направлена на овладение ребенком способами действий с новыми социальными орудиями – предметами в сотрудничестве и общении со взрослым. Взрослый выступает для ребенка носителем образца способа действия, реализующим в то же время функции контроля, коррекции и оценки выполнения предметного действия; поощерителем предметной деятельности ребенка.
Первоначально предметная деятельность осуществляется как тесно-совместная (ребенок все делает вместе со взрослым), потом - совместно-разделенная (взрослый демонстрирует образец действия, контролирует, оценивает и поощряет ребенка к новым пробам) и, наконец, осуществляется как самостоятельная деятельность ребенка (сам действует, сам себя контролирует и оценивает).
Каждое предметное действие имеет две стороны – функционально-целевую, социальную функцию, раскрывающую назначение предмета (например, ложкой – едят, расческой – причесываются, зонтом – укрываются от дождя и т.д.) и операционно- техническую – способ действия с предметом, позволяющий реализовать его социальное назначение (чтобы рисовать карандашом, его надо определенным образом взять и соотнести с листом бумаги) (Д.Б.Эльконин).
Гетерохронность/неравномерность овладения предметными действиями ребенком проявляется в том, что ребенок сначала усваивает функцию, и только потом операционно-техническую сторону предметного действия. Другая важная сторона детской активности – это исследовательская активность, проявляющаяся в многообразных формах игры-исследования. Дети любят экспериментировать с восприятием, наблюдать, удивляясь, что предметы оказываются на месте, после того, как они исчезли. Дети закрывают глаза (мир исчезает и появляется), прячутся за занавесками, под столом, прячут предметы, чтобы снова найти их в спрятанных местах, роются в шкафах, сумках, чемоданах, делаю «секретики», удивляются тому, что мир переворачивается, если посмотреть на него из перевернутой
позиции и т.п..
Изучение физических свойств веществ и предметов – другой вид исследовательской активности. Дети задаются вопросом: почему вещи падают? и с удовольствием высыпают на пол крупу или песок в песочнице. Существует множество ситуаций, связанных с падением предметов, не в последнюю очередь это сами дети. Опыт падения для ребенка – важный опыт, необходимый для формирования безопасного поведения.
Различные виды исследовательской активности и игры-исследования можно обобщить в форме детских вопросов: где прячутся вещи? почему вещи падают? как вещи звучат? что находится с другой стороны? Что будет, если посмотреть на мир, перевернувшись вверх тормашками? и т.п. Все эти формы исследовательской активности и экспериментирования закладывают основу для понимания ребенком математики и естествознания в будущем. Взрослые поощряют исследовательскую активность детей, предлагая им соответствующую предметно-пространственную безопасную среду.
2.3.4 Развитие речи
Важнейшая линия развития ребенка данного возрастного периода – развитие речи. Развитие речи происходит в контексте развития видов деятельности и видов общения ребенка. Речевое развитие направлено на становление и дифференциации функций и форм речи.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды, основные части своего тела и сюжетных игрушек, частично называть их.
Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик,
кирпичик, шар, призма).
Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
Активная речь. Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т. п.).
Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).
Формировать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?». Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств. Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.
Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года). Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т. п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т. п.). Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.
Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т. п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т. п.).
Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.). Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
• существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;
• глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать и т. п.);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
• наречиями (высоко, низко, тихо).
Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на).
Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т. д.).
2.3.5 Игры – занятия с дидактическим материалом
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.
Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).
Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет
- форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.
2.3.6 Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма,
цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
- летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой — с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
2.3.7 Чтение художественной литературы
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные
песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать
чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Пету шок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...».
Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» (обр. К. Ушин ского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. З. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».
Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».
2.4. Комплексно – тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 - 2 | Любимые игрушки |
3 - 4 | Овощи | |
Октябрь | 1 - 2 | Фрукты |
3 - 4 | Осенняя природа | |
Ноябрь | 1 - 2 | Одежда |
3 - 4 | Обувь | |
Декабрь | 1 – 2 | Лесные жители |
3 - 4 | Новогодний праздник | |
Январь | 1 - 2 | Зимние забавы |
3 - 4 | Зимние забавы | |
Февраль | 1 - 2 | Дикие животные |
3 - 4 | Зимующие птицы | |
Март | 1 - 2 | Мамин праздник |
3 - 4 | Семья | |
Апрель | 1 - 2 | Домашние животные |
3 - 4 | На птичьем дворе | |
Май | 1 - 2 | Наш участок |
3 - 4 | Насекомые |
- Организационный раздел программы
3.1 Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде
Предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет право самостоятельного проектирования развивающей предметно -пространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС учитывает особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В соответствии со Стандартом возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.
В соответствии со Стандартом РППС обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья.
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.
Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях.
Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.).
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей. Для этого желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях Организации имелось оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.). При наличии возможности может быть обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений Организации к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.
Отобразительная игра и последовательные действия
«Семья», «Доктор»
Познавательное развитие:
-книжный уголок
-игрушки персонажи
Речевое развитие:
-иллюстративный материал
-плакаты
-картотека словесных игр
-настольные игры
-художественная литература.
Художественно-эстетическое развитие:
-различные виды театров
-дидактические наборы(музыкальные инструменты)
-природный материал
-настольно-печатные игры
-художественная литература с иллюстрациями
-игрушки, муляжи.
Физическое развитие:
-атрибуты для спортивных игр
-картотека подвижных и общеразвивающих игр
-сухой бассейн с шариками
-массажные коврики.
Организация предметно-пространственной среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.
Для мальчиков:
-конструктор
-коллекция картинок (машин, одежды для мальчиков).
Для девочек:
-куклы
-коллекция картинок (одежды для девочек, бижутерии, сумочек, шляпок.)
3.2 ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Подъём, туалет, игра | 7.00 – 8.00 | ||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00 -8.30 | ||
Самостоятельная деятельность | 8.30 – 9.00 | ||
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 8.30 – 8.45 -9.00 | ||
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.00 -11.20 | ||
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность | 11.20 – 11.45 | ||
Подготовка к обеду, обед | 11.45 – 12.20 | ||
Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон | 12.20 – 15.30 | ||
Постепенный подъем детей, воздушно-водные процедуры | 15.20 – 15.35 | ||
Подготовка к полднику, полдник | 15.35 – 16.00 | ||
Самостоятельная деятельность | 16.00 - 16.15 | ||
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 16.00 – 16.15 -16.30 | ||
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30 – 18.00 | ||
Возвращение с прогулки, игры по интересам | 18.00 – 19.30 | ||
Подготовка к ужину, ужин | 19.30 – 20.00 | ||
Игра, подготовка к ночному сну | 20.00 – 20.30 | ||
Ночной сон | |||
20.30 – 7.00 | |||
РЕЖИМ ДНЯ НА ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Подъём детей, осмотр, измерение температуры, индивидуальная работа, игры | 6.30 – 8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00 – 8.05 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.05 – 8.30 |
Подгрупповая, индивидуальная работа с детьми (на свежем воздухе при благоприятной погоде) Лечебные и профилактические процедуры | 8.30 – 9.25 9.25 – 10.00 |
Прогулка (наблюдения, игры, самостоятельная двигательная активность, воздушные, солнечные процедуры, тематические прогулки, развлечения) | 10.00 – 11.30 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 11.30 – 11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 – 15.00 |
Постепенный подъем детей, закаливающие, лечебные и профилактические процедуры, игры | 15.00- 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 – 16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры на участке. | 16.00 – 19.00 |
Возвращение с прогулки, игры | 19.00 - 19.30 |
Подготовка к ужину, ужин | 19.30 – 20.00 |
Подготовка к ночному сну, ночной сон | 20.00 -6.30 |
- Тематическое планирование событий, праздников, мероприятий
Тема | Развернутое содержание работы | Период | Варианты итоговых мероприятий |
Осень | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. . | 31октября-17 ноября | Выставка детского творчества на осеннюю тематику. Сбор осенних листьев. Рисование на осеннюю тематику. Праздник осени. |
Новогодний праздник | Организовать все виды детской деятельности (игровой, познавательной, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, речевой) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | Декабря- 31 декабря | Новогодний утренник. |
Масленица | Продолжать знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки, сказки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Февраль | Утренник |
Весна | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | Апрель- май | Организованные, тематические прогулки. Продуктивная деятельность. |
Лето | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. | Июнь - август | Спортивные праздники. |
3.4 Методическое обеспечение образовательной деятельности
Реализация образовательных областей осуществляется через следующее программно-методическое обеспечение:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15)
- "От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.: "Мозаика-Синтез", 2014г.
- Развитие и воспитание детей в домах ребёнка. В.А. Доскин, З.С. Макарова, Р.В. Ямпольская, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, М.В. ЛещенкоР.В. 2007г.
- Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления. М., 2000.
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт ЭЛ. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1996.
- Печора К.Л. Актуальные проблемы развития и формирования поведения детей раннего возраста в условиях дома ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 4.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухтп Э.Л., Голубева Л.Г., Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. М., 1989.
Социально – коммуникативное развитие
- Борисенко М. Г, Лукина Н. А. Мне купили игрушку.- Санкт- Петербург
« Паритет».2004.
- Под ред. Е. А. Стреблевой, Г. А. Мишиной. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Метод. пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений. — 2-е изд. — М.: Экзамен, 2006. — 160 с. — (Ранняя помощь).
- Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. П. Груба Кроха. Играем с малышами. Игры и упражнения для детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Просвещение, 2011. — 95 с. — (Дошкольное воспитание).
Речевое развитие
- Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М. , 2000
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Начинаем говорить (развитие речи). – Санкт – Петербург 2004
- О. В. Елецкая, У. Ю. Вареница. День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста. - М., 2005
Игры – занятия с дидактическим материалом
- Л. Н Павлова. Развивающие игры- занятия с детьми от рождения до трех лет. М., 2005
- Э. Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша. М., 2003
- 3. Под редакцией С. Л. Новоселовой. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М. ,1985
- О. В. Закревская. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. ГНОМ и Д, 2009
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Развитие элементарных математических представлений. – Санкт – Петербург 2004
Игры-занятия со строительным материалом
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Творю. Строю. Мастерю. – Санкт – Петербург 2004
- О. В. Закревская. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. ГНОМ и Д, 2009
Коррекционно - развивающая работа
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем. – Санкт – Петербург 2003
- И. Е. Аверина. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» - М.,2006
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Учимся слушать и слышать/ развитие слухового восприятия, внимания и памяти. – Санкт – Петербург 2005
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. Смотрим, видим, запоминаем /развитие зрительного восприятия, внимания и памяти/ – Санкт – Петербург 2005
- П.А.Павлова, И.В.Горбунова. «Расти здоровым, малыш!»- М., 2006
- Е. Черенкова. «Оригинальные пальчиковые игры» - М., 2008
- Галанов А.С.– Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). — М.: «ТЦ Сфера», 2006. — 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя (группа раннего возраста)
Рабочая программа воспитателя — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности конкретной группы...
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста
Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста №1 «Светлячки»разработана в соответствии с основной образовательной программой ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга...
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста.
Рабочая программа для детей раннего возраста соответствует ФГОС ДО, Основной Образовательной программе ГБДОУ №87 Невского района Санкт-Петербурга.Программа построена на позициях гуманно-личностного от...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ группа раннего возраста 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ группа раннего возраста 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа воспитателя (группа раннего возраста) 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина». ...
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста "Солнышко" разработана на основе комплексной образовательной программы для детей раннего возраста "Первые шаги"с учётом ФГОС ДО
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий: • личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми; • полноценного общения ребёнка со сверстниками,...
- Мне нравится (1)