Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"
статья (старшая группа)

Замышляева Юлия Викторовна

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._opisanie_opyta_raboty.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Замышляева Юлия Викторовна

Описание опыта работы на тему: «Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

«Один миг общения даёт для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такое отношение со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей» (Е.Е.Шулешко)

В последние годы в системе Российского образования происходят очень существенные изменения, и они определяют новые приоритеты развития всего дошкольного образования. Общие тенденции – это развитие у детей творческого, избирательного, осмысленного подхода к решению тех или иных задач, способностей к овладению широким кругом умений из разных сфер деятельности, таких как двигательная активность, игра, общение, изобразительная деятельность и конструирование. Особенно важно повышение культуры у дошкольников, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование гуманистической системы ценностей, и конечно сохранение и укрепление здоровья детей. Все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника –  игре. В Российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской федерации» и новых «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» отмечается необходимость оптимально использовать современные педагогические технологии, основанные на игровом подходе. Одной из самых результативных, по нашему мнению, является социоигровая технология, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Игра в данной технологии стимулирует познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность дошкольникам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Именно поэтому социоигровые приемы мы выбираем в качестве  основной формы организации жизни  дошкольников в ДОУ.

 Современное социо-экономическое и духовное состояние нашего общества ставит актуальными вопросы совершенствования всей системы образования. Известно, что дошкольные годы – наиболее интенсивный период развития ребёнка. Это возраст очень больших потенциальных возможностей, зарождения личности, становления основ самосознания, нравственных ориентаций, творческого потенциала. И, конечно, этому способствуют развивающие технологии, в том числе социоигровая.

Имея опыт работы с детскими разновозрастными коллективами, мы отметили, что в настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Эта проблема встаёт особо остро, поскольку множество негативных явлений (агрессивность, отчуждённость, враждебность и пр.) зарождается именно в детском возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения с ровесниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня, как никогда, справедливо высказывание Е.Е.Шулешко: «Основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое внедидактическое понятие, как дружба». То есть, чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Сущность социоигрового стиля работы его основатели Е.Е.Шулешко, В.М. Букатов определили такой формулировкой:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология - «Социоигровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко,  Александрой Петровной  Ершовой и Вячеславом Михайловичем  Букатовым. Ими был создан ряд научных педагогических трудов, ориентированных на то, чтобы сделать образование более гибким и чутким, способным подстраиваться под детей, под учителей, под те или иные местные традиции и уклады жизни... Их идеи послужили основой для поиска новых эффективных форм взаимодействия с детьми.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Социоигровая технология предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям. Изучив литературу по социоигровым подходам, мы посчитали необходимым создание в группе особого микроклимата доброжелательного отношения, внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.

  Целью  работы мы определили организацию самостоятельной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

В ходе  достижения поставленной цели были сформированы следующие  задачи:

формировать общность ровесников, выполняющих совместную деятельность, в ходе     которой происходит обучение и развитие;

формировать у детей умение включаться в общее дело, помочь каждому ребенку выразить себя;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

развивать способность контролировать свое поведение;

способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

способствовать организации детской деятельности (практическое дело);

создавать условия для становления у детей и проявления культурных способов самовыражения;

воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое;

воспитывать интерес, внимание, доброжелательное отношение к окружающим.

Для осуществления инновационной работы мы использовали следующие методы:  

- игровые;

- наглядно-практические, словесные, практические;

- диагностика знаний и умений;

- метод проектной деятельности;

- использование проблемных ситуации;

- наблюдение, экспериментирование.

Усвоение материала у всех происходит по-разному. Если мы лекционно даем материал, то усвоение происходит всего на 20 – 30% от всего общего количества информации, если мы самостоятельно знакомимся с какой-то литературой, усвоение -  до 50%, если мы проговариеваем самостоятельно усвоенную информацию, то усвоение достигает 70%. А вот если мы участвуем в деятельности по освоению какой-либо информации, то усвоение – до 90%. Это говорит о том, насколько важно дошкольнику всё время быть в деятельности, всё время познавать, изучать. Также мы знаем, что ребёнок к трём годам овладевает до 50 % информации, которой он может овладеть за жизнь, а к семи годам ещё 40%. Нам надо пользоваться этим золотым возрастом, чтобы помочь разностороннему развитию ребёнка, формированию самостоятельности. И что для нас немаловажно, чтобы ребёнок был счастлив и успешен в этой деятельности. Этого помогают достичь социоигровые технологии.

В период от 5 до 7 лет можно построить такую детскую общность, где каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным вместе с другими справиться с любой задачей. Когда взрослый предлагает группе равных какое-то дело, дети умеют сорганизоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось, или кто-то уже давно сделал, а кто-то не успевает за ним. Такая группа дает каждому ребёнку чувство защищённости, уверенности в успехе и готовность действовать даже в самых рискованных ситуациях. Это и есть первое условие нормального начала школьного обучения, сформированности такого детского коллектива, который выдвигает позицию: «Мы способны действовать!». Применение социоигровой технологии даёт возможность робким и неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы, нерешительность, застенчивость, помогает проявить самостоятельность, инициативность и развивает коммуникативное общение. Происходит процесс сближения педагога с ребёнком. Технология позволяет организовать личностно-ориентированное развитие и ребёнок выступает как субъект деятельности.

Изучив опыт других педагогов, мы отметили, что часто лидирующую позицию занимает педагог, что свойственно  традиционной педагогике. В следствии чего, потенциал каждого ребёнка не может быть всецело раскрыт. Поэтому, в своей работе мы предпочитаем передавать детям ведущую, оценивающую и судейскую роль, что помогает снять у детей страх ошибки. Это очень важно в дошкольном возрасте, чтобы, придя в школу они не боялись ошибаться. Чтобы детям было легче делиться опытом друг с другом,  объединяем их в микрогруппы, где они учатся принимать решение вместе, учатся договариваться, учатся нести ответственность друг за друга, за свои слова и действия вместе, учатся действовать в одном темпе, помогать друг другу и всё это самостоятельно. Социоигровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Совместная деятельность помогает каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях. Важно понимать, что формирование микрогрупп – это ни в коем случае не разделение детского коллектива, а объединение его участников на подгруппы, для общей работы, решения общих задач.

Авторы технологии предлагают начинать работу в микрогруппах со среднего возраста. Но, мы считаем, что элементарные вещи можно начинать во второй младшей группе. В младшем дошкольном возрасте дети учатся предпосылкам общения. Начинается активное включение ребенка в общение всеми доступными речевыми и неречевыми средствами. Актуальным для нас,  как для педагогов,   является создание условий для совместного игрового действия детей, в ходе которого помогаем ребенку увидеть в сверстнике – человека; создаем условия для доброжелательного общения; поощряем внимание детей друг к другу, называние по имени, использование   ласковых слов и т.д. Уже в этом возрасте стараемся излишне не опекать детей, предоставляя детям максимум самостоятельности.

В совместной деятельности педагога и детей  инициируются коллективные творческие дела. В результате использования социоигрового подхода на данном этапе у детей появляется опыт эмоционально-ценностного взаимодействия. Дети эмоционально откликаются на взрослого, их общение основано на личных, конкретных отношениях, симпатии друг к другу и взрослым. У детей возникает желание подражать действиям других, появляются речевые диалоги, формируются предпосылки субъектности действий.

В среднем дошкольном возрасте ребенок уже нуждается в общении со сверстниками и со взрослыми, стремится к сотрудничеству. Его речевое общение становиться эмоционально – практическим, появляется самооценка (дает себе общую оценку - хороший, плохой и т.д.). Дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, на практике осознавать, как  нужно организовать свое общение в малой группе (паре или тройке), чтобы выполнить познавательную задачу. С целью организации коллективных форм работы мы используем различные способы объединения в микрогруппы (с помощью считалок, разрезных картинок, по геометрическим фигурам, номерам, по цвету одежды и т.д.). Особенно эффективны такие способы группирования, которые необходимы в дальнейшей образовательной деятельности. Зависит это также от того, сколько групп необходимо для последующей работы.

 В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей постепенно становится преобладающей. В связи с этим, мы организуем игры на взаимодействие, задания для работы в группах, предлагаем детям совместные дела, где им дается возможность действовать сообща. Создаем условия для возникновения ситуаций, когда дети сами дают оценку своим действиям и действиям других детей. Со старшими дошкольниками  усложняем способы объединения в группы (по номерам, по сказочным героям, по времени года, когда ребенок родился, по количеству букв в имени, по количеству членов семьи и др.).

Общение организуется в микрогруппах и между ними и становится средством удовлетворения познавательной потребности. Когда дети могут с лёгкостью справляться с работой в парах и тройках их можно объединить в группы с большим количеством участников.

Основной путь к освоению детьми умений и знаний прокладываем не через объяснения, а через полуобъяснения, вопросительное обращение к детям, загадки–отгадки, тайны и удивления. Правила придумываем вместе с детьми, обсуждаем. При этом они должны быть приняты всеми членами детского коллектива.

Работая с детьми, мы неукоснительно соблюдаем  основные правила социоигрового стиля предложенные В.М. Букатовым:

- движение на занятиях (дети на занятиях свободно перемещаются по помещению);

- вариативность (на занятиях изменяются 2-3 смены в видах деятельности);

- присутствие малых групп (дети объединяются в минигруппы). В каждой из них дети связаны совместными играми, знаниями, они живут собственной жизнью, имеют собственные секреты, тайны. Внутри микрогрупп возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями, умениями своего друга. Микрогруппа– это малый социум. Сначала мы объединяли детей в пары по их желанию. Учили работать дружно, помогать друг другу, уступать. Далее объединяли в группы по три, четыре и шесть человек. Работая в случайных группах, ребята тренировали свое умение входить в деловой контакт с известными, но недостаточно близкими людьми. Дистанция между детьми уменьшалась, они находили подходы друг к другу, открывали в себе терпимость и видели ее пользу для дела. При этом, если по своему усмотрению формировать состав временных команд, то многими детьми это будет ощущаться как навязывание чужой воли и работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми детьми даже негативно.

В своей работе мы используем разные игровые задания для детей, которые предлагают авторы социоигровой технологии. Условно их делят на несколько групп:

1.        Игры-задания для рабочего настроя. Это те игры, которые позволяют ребёнку настроиться на определённый вид деятельности, то есть концентрируют внимание детей. Эти игры короткие и на занятиях мы  их используем как в начале, так и в середине, или в конце.

2.        Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3.        Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4.        Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

5. Вольные игры (свободные) – это те игры, которым требуется больше места, больше пространства. Эти  игры чаще всего проводятся на свежем воздухе.

На наш взгляд, педагог должен быть креативным, использовать творческий подход, проявлять заинтересованность для того, чтобы создать сплочённый коллектив группы детей.

В своей работе мы стараемся показать детям свой интерес и увлеченность, готовы со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться, исправляться. Создаем особую атмосферу, когда педагог и дети обсуждают различные вопросы, умеют следить за ходом общего разговора и общего дела, умеют оказывать дуг другу помощь и принимать ее, когда нужно.

Снимая с себя судейскую роль и передавая её детям, мы выбираем для себя позицию равноправного партнера, умеющего интересно играть, организующего игры, выдумывающего их. Тем самым, даем свободу и самостоятельность в выборе детьми знаний и умений, но свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам. Использую смену мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могутобщаться в разных уголках группы: в центре группы, за столами, на полу, в любимом уголке. Ориентирую детей на индивидуальные открытия, делаем их соучастниками игры или задумки. Нами замечено, что у детей не вызывает интереса то, что легко и просто, с большей радостью они берутся за более сложные задания. Стремимся к принципу полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток. Исходя из этого принципа, дети учатся не бояться трудностей, а весело их преодолевать. Дети овладевают самостоятельными способами поиска информации, разрешения поставленных проблем.

Также, считаем важным, чтобы дети больше двигались на занятиях, были активны и проявляли желание узнавать новое.

Во всех видах деятельности важно идти от возможностей детей, включать детей в эмоционально-оценочную деятельность; создавать ситуации для взаимной оценки и самооценки деятельности (надо удивлять, озадачивать своих воспитанников).

Зачастую занятия проводятся  по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводится организационным моментам – это могут быть игры-задания для рабочего настроя, такие как «Волшебная палочка», «Буквы-загадки», «Летает – не летает» и др. Затем следует само занятие, в котором можно выделить четыре основных этапа работы:

1. Вводно-организационный этап. Воспитатель организует беседу, выслушиваются все детские версии, а потом все вместе приходят к общему мнению. Воспитатель, беседуя с детьми, формально готовит их к предстоящей деятельности, активизирует их собственный опыт, привлекает произвольное внимание, вводит в тему деятельности. Объяснение правил игры.

2.Мотивационно-побудительный этап, актуализация имеющихся представлений. Воспитатель задает конкретные вопросы на логику и рассуждения, дети в свою очередь, осознают и принимают поставленную задачу, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.

3.Практическая работа. Создана ситуация, когда дети сами довариваются и приходят к единому мнению. Если ребенок, оказался один, вне команды, предложить ему самому выбрать, в какую группу он пойдет. Воспитатель занимает позицию наблюдателя и режиссера, обращает внимание детей друг на друга при работе в команде, напоминает о времени, при необходимости использует приемы привлечения внимания.

4.Рефлексивно-корригирующий этап. Педагог обсуждает с детьми результат  проделанной работы. Собирая всех детей, необходимо привлечь их внимание, чтобы они увидели конечный результат своего труда. Вспомнить, кто что делал и показать важность вклада каждого участника творческого процесса.

В связи с тем, что применение социоигровых технологий, не ограничивает детей в движении по групповой комнате, фантазии; и большинство занятий имеет интегрированный характер, дети ведут себя непринуждённо. Они, то разделяются на небольшие компании, то разбегаются по комнате в поисках чего-то спрятанного, то собираются в общий круг; то размахивают руками, то вспоминают стихи, то устраивают диспут; то задумываются и шепотом советуются, то хором шумят, то рассаживаются за столики и чертят росчерки. При этом занятия сочетают в себе основы математических знаний, гимнастику, ознакомление с природой и социальным окружением, ориентировку в пространстве, художественно-творческую деятельность, восприятие художественной литературы и прочее. Идёт жизнь вперемешку с игрой – а в ней растворяется бесчисленное множество обучающих элементов. Воспитатель следит, чтобы дети не успели устать, предлагает новый вид деятельности – сам ими увлекается и поддерживает постоянный накал интереса. Дело для головы соединяется с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка – из изобилия дел образуется игра.

Важным условием для гармоничного развития умственных, творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. Они проявляют заинтересованность и активно включаются во все формы работы.  При взаимодействии с родителями мы используем следующие формы работы:

- составление библиотеки-выставки для детей и родителей «Ты и я – мы с тобой друзья!», в которой собраны книги и журналы о дружбе, уважении, взаимопомощи и т.п.

- консультации («Социоигровые технологии при организации детского досуга»; «Секреты воспитания вежливого ребёнка»);

-папки – передвижки;

-мастер-класс («Жизнь в игре»).

Также, используя социоигровые технологии, проводились мастер классы, собрания, круглые столы для установления взаимодействия в системе «родитель – родитель», «родитель – педагог». В следствие которых, устанавливались доверительные отношения, основанные на взаимовыручке и поддержке.

Также в этом году, с целью транслирования педагогического опыта  был проведён мастер-класс среди педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социоигровые технологии», где его участники познакомились с социоигровой технологией и ее применением в практике работы воспитателя ДОУ.

 Помимо этого, проведено открытое занятие в старше-подготовительной группе с использованием социоигровых технологий «Что такое доброта?»., где отражена специфика построения в детском коллективе партнёрских взаимоотношений между детьми, основанных на доброте и дружбе.

Данный  опыт послужил для педагогов  ДОУ отправной точкой для личных методических поисков эффективного взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

В заключении можем сказать, что социоигровые подходы дали возможность сохранить психическое и физическое здоровье детей, помогли детям стать ровесниками, слышать и слушать друг друга и взрослого. Они стали собеседниками, у них появилась способность действовать организовано, в меру требований жизни. У детей проявляется доброта, внимание, забота, умение оказать помощь и попросить о помощи своих товарищей. Они уважают желания других людей, умеют сдерживать себя, способны управлять своим поведением и способами общения. Воспитанники умеют включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

У детей комплексно развиваются: воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной работы, активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой. Социоигровые задания стали одним из любимых видов занятий для детей в группе.

В результате применения данной педагогической технологии мы увидели существенные изменения не только в детях, но и в себе. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что будем продолжать осваивать социоигровую технологию, искать игры, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнавать себя и вызывают желание самосовершенствоваться  у меня, как у воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошко...

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"

Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая  технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...

«Социо - игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности.Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ре...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз  социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...