Главные вкладки

    Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи
    материал для подготовки к егэ (гиа)

    Степанова Елена Николаевна

    КУ Урайский специализированный Дом ребенка

     

    Автор проекта: Степанова Елена Николаевна

    воспитатель Урайского специализированного

    Дома ребенка гр.№6 «Е

    Семейные традиции как средство семейного воспитания; 

    Сущность традиций и обычаев, их социальные функции;

    Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;

    Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспитание ребенка.

    Что 

     

    Как 

     

    жата».

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семейные традиции как средство семейного воспитания

     

            Каждая семья стремится к счастью и благополучию, для этого она находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции объединяют семью, отражают нравственную позицию членов семьи.

            Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, дни рождения, которые все члены семьи отмечают вместе; торжественные обеды по выходным, вечерние чаепития за одним общим столом; это семейные походы, рыбалка, прогулки и пикники на природу; это традиция вместе с ребенком посещать выставки, музеи, театры;  это совместные игры и многое другое.

            Очень хорошая традиция приобщать детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни. За вечерним чаем, когда все члены семьи собираются вместе, обсуждаются прошедшие события, или же обмениваются впечатлениями о просмотренном накануне фильме.  Вместе обсуждаются планы отдаленного или ближайшего будущего. Так же полезная традиция совместных чтений, обсуждений прочитанного, высказывания и обменам мнениями. Таким образом, ребенок чувствует себя частью семьи, чувствует свою значимость в семье, ощущает себя равным членом семьи.

            Семейные праздники. Праздники для детей — это нечто особое, всегда необычное событие.  Дети всегда с нетерпением ждут праздник, считают дни до праздника. Дети готовятся к празднику, учат стихи, песни, танцы, разыгрывают различные сценки для праздника, и все это они делают с большим желанием, интересом, без принуждения. Так же благодаря семейным праздникам можно приобщать детей к труду, делать совместно различные поделки, подарки. Праздники открывают перед детьми особенности традиции, культурные ценности своего и других народов.

            Хорошая традиция празднование дня рождения. День рождение для детей — это веселый праздник. В день рождение детям дарят подарки, дети очень любят и ждут подарки. Чтобы ребенок запомнил свой день рождение, взрослым заранее необходимо составить программу, куда будут входить: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы и тому подобное. Так же для детей будет хорошим сюрпризом, если родители пригласят на праздник клоуна, сказочного персонажа, или кто-то из членов семьи сам облачится в костюм сказочного героя. В последнее время стало модным праздновать тематические вечеринки, это когда все члены семьи и гости одеты на одну тематику, или же у всех наряды одного цвета. Так что от фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

            Так же у большинства семей существуют ритуалы каждый год в день рождение, отмечать рост ребенка на специальной линейке или на дверном косяке, обводить ручку и ножку ребенка.  Некоторые семьи после празднования дня рождения, праздника оформляют семейный альбом с фотографиями торжества. Словом, делают нечто, что поможет ребенку, потом повзрослев вспомнить свое детство. Для детей все праздники - необычны и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга.  И от нас от родителей зависит, какой мы пример положительный или отрицательный покажем своим детям. Ведь повзрослев, наши дети, так же, как и мы, будут отдыхать, и показывать пример уже своим детям.

            Сбор и хранение семейных реликвий одна из важных традиций, ведь каждая семья должна иметь памятный архив своей родословной. Это почетные грамоты, медали отцов и дедов, это история их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь наши дети, а в дальнейшем и внуки захотят знать, как мы жили, как жили наши родители, кем мы были, кем были их бабушки и дедушки. Вместе с ребёнком можно начать составлять генеалогическое дерево, на котором будут присутствовать все родственники и предки семьи. Семейный альбом так же поможет сохранить историю семьи. Совместное просматривание фотографий, оформление страниц фотоальбома и есть то общение, которое сближает детей и родителей. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

            Семейный отдых на природе. Хорошая традиция вместе всей семьей поехать на природу. Погулять с ребенком по лесным тропинкам, пособирать грибы, ягоды. Любуясь красотой окружающей природы послушать с детьми голоса птиц, понаблюдать за насекомыми, провести с ребенком игры природного содержания ("Кто, где живет", "Угадай дерево по описанию", "С какого дерева лист"). Так же хорошо собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги.  Дома потом можно будет из собранного материала изготовить поделки. Будет здорова, если вы захватите в лес перекусить, пикник на лесной полянке хорошее воспоминание для ребенка. Не забудьте привить ребенку бережное отношение к природе, к окружающему миру (уходя из леса не забыть забрать свой мусор).

            Хорошая традиция проводить всей семьей каждое лето в путешествии.  Путешествие для детей — это увлекательное приключение.  В путешествиях дети учатся общению, приобретают новых друзей.  Путешествия помогают ребенку узнать и увидеть много нового, в путешествиях дети познают мир.

            Родители обязаны приобщать детей к миру красоты, природы, искусству. Экскурсия на выставки, в музеи может дать толчок в таком виде деятельности как коллекционирование. Коллекционирование — собирание, сбор, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов, это могут быть однородные или объединённые общностью темы. Благодаря коллекционированию ребенок учится ценить красивое, прекрасное и уважать труд людей.  Маленьких детей можно начать приобщать к собирательству с самых различных природных материалов.  Это шишки, камешки, ракушки, коряги и различные стекляшки.  Дети постарше могут уже коллекционировать: марки, значки, фантики, старинные монеты и т. п.

             Большой простор для создания семейных традиций таит в себе кухня и кулинарные таланты членов семьи.  Замечательно если в семье есть традиция подавать любимое блюдо в особенные или праздничные дни.  Готовить по выходным вместе с ребенком это хорошая традиция, особенно это хорошо, когда мать приучает дочь готовить, это ей как будущей маме и жене очень пригодится. Так же ребенку будет интересно, если дать ему возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Можно организовать и праздники "национальной" кухни. Так ребенок узнает много нового об окружающем мире, и освоит экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.

           Игры с ребенком. Игра готовит ребенка к сложной социальной жизни, наполняет социальными эмоциями, переживаниями, представлениями. Игра создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Играть надо с ребенком в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, семейно-бытовые.  Настольные игры — это домино, лото, шахматы и т.п.  Игры с природным и бросовым материалом, например: «Угадай, с какого растения семена», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кошки – мышки», и т.д. Игровые традиции в большей степени выполняют воспитательную функцию, а так же позволяют разнообразить такие функции семьи, как досуговая, эмоциональная и рекреативная.             

            В последнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям. Это связано не только с возрастание национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения. В проявлении некоторых семейно-бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например, неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха и др.).

            В человеческом обществе традиции, передаваясь из поколения в поколения менялись, видоизменялись,  но их назначение оставалось неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

           Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социально-нравственное развитие ребёнка идёт более успешно. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.

    Статью подготовила: Степанова Елена Николаевна, воспитатель «Урайского специализированного Дома ребенка» г. Урай Тюменская область Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра Россия.  

     



    Предварительный просмотр:

    Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина

     

            Современной наукой доказано, что именно в первые годы жизни ребенка, формируется образ семьи. Семья для ребенка — это самая главная социальная среда, которая на прямую влияет на его нравственное развитие.  Семья — это отношения между родственниками, это домашний быт. Семья формирует чувства ребенка, действия, поведение, привычки, характер ребенка, влияет на его психику, на убеждения, взгляды и мировоззрения ребенка. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.

           Роль родителей в формирование у ребенка качеств будущего семьянина велика, именно они первыми знакомят малыша с окружающим миром. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание родителям.  Родители формируют у малыша социальные чувства, которые они в дальнейшем реализуют в поступках, в поведении. Например, в детском саду ребенок испытывает чувство дружбы, и уважение к старшим. Так же родители воспитывают у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких.

            Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводиться победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учиться разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками. А формирование у малыша социальных чувств  - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций семьянина.

             Детям дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей.  В народной педагогике особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи.

           Известно, что игры на семейно-бытовую тематику наиболее распространены на протяжении всего дошкольного возраста. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

            Для уточнения смысла понятия «семья» можно использовать семейные архивы с изображением членов семьи, относящихся к трем поколениям (мама, папа, их родители, дети). Раскладывая изображения членов семьи, ребенок выстраивает ее модель, называя при этом имена, отчества членов семьи, их социальные роли, определяя при этом, кто кем кому приходится и  так же к кому он сам приходится (сын, внук, племянник, брат).

            Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.

           Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научить ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучить к полезным навыкам: вежливости, чистоте, аккуратности, бережливости, послушанию. Так же важная задача родителей научит малыша правильно излагать мысли, общаться с взрослыми. Так же родители должны приучит ребенка говорить правду, играть дружно с другими детьми.   Выработать привычку к труду и взаимопомощи. Родители должны усвоить, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.

             В формирование у ребенка качеств будущего семьянина родителям можно рекомендовать следующее:

    ·      Читайте ребенку сказки; обсуждайте с ребенком прочитанное; постарайтесь добиться дискуссии; пусть он подумает, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации.

    ·      Всегда объясняйте ребенку правила поведения, объясняя, почему нужно так, а не иначе себя вести.

    ·      Чаще играйте с ребенком в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи; играйте с детьми в семейно-бытовые игры «Покорми Катю», «Уложи куклу спать», «Постираем кукле платье» и другие игры.

    ·      Оформите совместно с ребенком семейный альбом «Наша родословная»; составьте генеалогическое древо с использованием семейных фотографий.

    ·      Приобщайте ребенка к всевозможным трудовым навыкам; приучайте по выходным проводить уборку в своей комнате или совместно прибирайтесь на кухне, это формирует у ребенка трудолюбие, аккуратность. 

           Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями, семейными традициями, ежедневными ритуалами, да и всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни.

    Статью подготовила: Степанова Елена Николаевна, воспитатель «Урайского специализированного Дома ребенка» г. Урай Тюменская область Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра Россия.  



    Предварительный просмотр:

    Сущность семейных традиций и обычаев,

    их социальные функции.

    Подготовила: Степанова Елена Николаевна,

    воспитатель «Урайского специализированного

    Дома ребенка» г. Урай Тюменская область

     Ханты – Мансийский Автономный

    округ – Югра Россия.

                  В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально - культурные, семейное - бытовые и т.п.

                 Семья — это социальный институт со своими нормами и образцами поведения, это взаимоотношения между членами семьи. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции.

                 Наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

                 Традиция – то, что держит равновесие жизни. Приверженность к традиции есть функция охранительная. Каждый тип культуры создает свой тип общения людей. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Но в принципе, традиции - явления, которые медленно эволюционируют.

               Изучая понятие, «традиция» нельзя не обратить внимания на истолкование традиции в качестве «обычая» или «обряд», которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

                Обычай – это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения и стихийно воспроизводимая действиями множества людей.

                  К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приёмы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке. Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные для членов общества способы общения, которые меняются в процессе исторического развития общества.

                Обряд же есть «совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями». Энциклопедическая и словарная литература раскрывает понятие «обряд», следующим образом: «Обряды — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды связаны с рождением, свадьбой, смертью. Существуют семейные, сельскохозяйственные, календарные и другие обряды».

                 Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения, т.к. выполняют познавательную и воспитательную функции.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

    Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

    Консультация для родителей всех возрастных групп «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

    Консультация для родителей всех возрастных групп «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей» Подготовила: воспитатель Кононович Т.С.Забота о детях, их благополучии, ...

    Консультация для родителей Игра-драматизация, как средство нравственного воспитания дошкольников

    Консультация для родителей Игра-драматизация,  как средство  нравственного воспитания дошкольников...

    Консультация для родителей "Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников»

    Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольниковОтечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы , без древних и новых произведений устног...

    Консультация для родителей в средней группе «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

    Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интелле...

    Информационный стенд для родителей на тему:СЕМЬЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

    На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам, термин...

    Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»

    Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и...