Консультация для родителей "Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников»
консультация (младшая группа) на тему

Чуракова Олеся Равилевна

Детская литература как средство патриотического

 воспитания дошкольников

Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы , без древних и новых произведений устного народного творчества. Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.

Неоднозначные по замыслу, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает и  усиливает идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость,  потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

Детская литература призвана решать задачи нравственного воспитания растущего  человека. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны учитывать гармоническое  соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической стороны, с  обязательным учетом возрастного уровня.

В создании детской литературы принимали участие выдающиеся писатели и поэты такие как Пушкин и Крылов, Чуковский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов, Бианки и Пришвин и многие, многие другие мастера художественного слова.

В детской литературе нашли выражение идеалы отечественной культуры - патриотизм и гражданственность. Национальные художественные традиции определили основные требования к книге для детей.

      Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять страну.

      Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовное богатство культуры, познавая которую, ребёнок познает культуру и традиции своего народа. Дошкольный возраст – это возраст, когда  ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Положительный персонаж сказок является  носителем определенных моральных качеств. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет.

Следует также отметить, что для ребенка-дошкольника Родина - это его мама, окружающие  его близкие родные люди; это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру. Следует также отметить, что нравственное воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Они делают для них подарки, рисуют их портреты, сочиняют про них стихи и сказки. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью

Произведения  о маме устойчиво вошли в детскую литературу. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

«Родина» и «мать»  - слова едины
И судьбой они неразделимы.
Должен это твёрдо каждый знать.
«Родина» и «мать» - слова едины.
Если Родину свою предашь,
Значит, мать свою врагам отдашь.
«Родина» и «мать» - слова едины
И судьбой они неразделимы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3

комбинированного вида»

«Детская литература как средство патриотического

 воспитания дошкольников»

Выступление на педагогическом Совете

 

                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                воспитатель

                                                                                                   Чуракова О.Р.

Лямбирь 2018

Детская литература как средство патриотического

 воспитания дошкольников

Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы , без древних и новых произведений устного народного творчества. Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.

Неоднозначные по замыслу, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает и  усиливает идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость,  потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

Детская литература призвана решать задачи нравственного воспитания растущего  человека. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны учитывать гармоническое  соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической стороны, с  обязательным учетом возрастного уровня.

В создании детской литературы принимали участие выдающиеся писатели и поэты такие как Пушкин и Крылов, Чуковский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов, Бианки и Пришвин и многие, многие другие мастера художественного слова.

В детской литературе нашли выражение идеалы отечественной культуры - патриотизм и гражданственность. Национальные художественные традиции определили основные требования к книге для детей.

         Отображая преемственность поколений, писатели рассказали о том, как рядом с отцами мужественно сражались юные герои гражданской и Великой Отечественной войн, как они помогали устанавливать и укреплять страну.

           Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовное богатство культуры, познавая которую, ребёнок познает культуру и традиции своего народа. Дошкольный возраст – это возраст, когда  ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Положительный персонаж сказок является  носителем определенных моральных качеств. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет.

Следует также отметить, что для ребенка-дошкольника Родина - это его мама, окружающие  его близкие родные люди; это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему миру. Следует также отметить, что нравственное воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Они делают для них подарки, рисуют их портреты, сочиняют про них стихи и сказки. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью

Произведения  о маме устойчиво вошли в детскую литературу. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

«Родина» и «мать»  - слова едины
И судьбой они неразделимы.
Должен это твёрдо каждый знать.
«Родина» и «мать» - слова едины.
Если Родину свою предашь,
Значит, мать свою врагам отдашь.
«Родина» и «мать» - слова едины
И судьбой они неразделимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Чтение художественной литературы как средство ознакомления дошкольников с родным городом и краем

В статье представлен материал по формированию патриотических чувств дошколньков в процессе ознакомления с произведениями писателей Кольского Заполярья....

Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания дошкольников»

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. ...

Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."

Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....

Консультация " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

           Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное вли...

Консультация для родителей «Литература как средство речевого развития дошкольников».

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно...

Консультация для воспитателей. Литература как средство патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

В данной публикации даются рекомедации в использовании художественной литературы в воспитании патриотических чувств детей старшего дошкоьного возраста. Говоорится о роли педагога в привитии любви к чт...