Чтение художественной литературы как средство ознакомления дошкольников с родным городом и краем
статья на тему

В статье представлен материал по формированию патриотических чувств дошколньков в процессе ознакомления с произведениями писателей Кольского Заполярья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование произведений писателей Кольского Заполярья в процессе формирования патриотических чувств дошкольников.

Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален. От того, как ребёнок воспринимает окружающий мир в детстве, в большей мере зависят его успехи в школьные годы, а в дальнейшем и во взрослой жизни. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс трудный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Знакомство  с творчеством литераторов Заполярья имеет актуальную значимость  в воспитании любви  к родному краю у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ребёнок ярко и эмоционально воспринимает окружающий мир. Художественная литература помогает обогатить представления о нем.

Произведения писателей Кольского заполярья наполнены любовью к родному краю, к северной природе, её неповторимости и красоте. Литературные произведения этих писателей широко использую на занятиях, при проведении праздников и развлечений, в повседневной жизни.

Работая в данном направлении, подобрала и систематизировала произведения поэтов и писателей Заполярья согласно возрасту детей, которые использую в разных видах деятельности. Для воспитания у дошкольников любви к  родному краю оформила в группе книжный уголок, где собраны книги местных авторов, литература и фотографии о Североморске, Мурманске, иллюстрации о родной северной природе.

Средний дошкольный возраст

Н.Колычев

          Сборник «Косолапые ботинки»

В.Сидорин

Сказки для детей в стихах и прозе

О. Бундур

Стихи «Про нас», «Очень скучно папа жил»

Старший дошкольный возраст

Н.Колычев

  «Мур-ман-чанка»,

  «Мурманские ступеньки»

О.Бундур

   «Если в доме каждый рад»,

   «У нас, на Крайнем Севере»

Н.Ядринцева

   «Мой родной Североморск»,

   «Здесь родился и живёт атомный подводный флот»,

  «Главный город Монче-тундры»,

   «Волшебный полуостров»

Т.Васенцева

   «Мир детства»,

   «Чудеса Севера»

О.Аксёнова

   «Приезжайте в тундру к нам»

Е.Наумов

   «Сказки северного сияния»

С.Козлов

   «Про снег»

В. Сидорин

    «Рада»,

    «Как две сёмги встретились»

С.Дорохов

    «Если ты на Севере живёшь»

Хочется отметить одного из ярких представителей поэтов Кольского Севера, пишущих для детей дошкольного возраста – Ядринцеву И.Ю. Её книги: «Мой родной Североморск», «Здесь родился и живёт атомный подводный флот», «Волшебный полуостров» в  стихотворной форме рассказывают детям об истории создания северных городов, о героях-североморцах, именами которых названы улицы нашего города. Иллюстрации к книгам Ядринцевой показывают детям природу северного края, знакомит с памятными местами Североморска.

                   Помнит подвиги сынов,

                   Лётчиков и моряков,

                   Наша флотская столица

                   И героями гордится.

                   Ведь они не умирают…

                   И поныне называют

                   Их святыми именами

                   Улицы. Навеки снами

                   Вместе в городе живут

                   Те, кто шёл на ратный труд.

                   Колышкин, Сивко, Гаджиев

                   И Сафонов – вечно живы!

   

Дошкольникам интересны книги Николая Колычева: «Мур-ман-чанка», «Косолапые ботинки», «Мурманские ступеньки». Из этих книг дети узнают о столице Заполярья – городе Мурманске, о природе севера.

Произведения автора пронизаны любовью к природе родного края.

                          Снег валился две недели,

                           А

                             те –

                                   перь

                           Застучали с крыш капели –

                           От-

                                те –

                                     пель!

        Н.Колычев.

                   Белая берёза

        Корява и мала

        Тянет ветки к солнцу –

        Мало ей тепла.

                   А. Минькова.

Учитель начальных классов школы №11 г. Североморска Татьяна Васенцева написала для детей такие сборники  стихов: «Чудеса Севера», «Морошка», «Мир детства». В них представлены песни и стихи о северной природе, загадки, пословицы, сказки, физминутки, которые  использую при организации подвижных игр, индивидуальной работы и наблюдений за природой (солнцем, птицами, травами, деревьями).

                  Эти первые весенние цветы

         Золотистыми головками качают

                  Словно маленькие солнышки, они

                  Нам дорогу всюду освещают.

        Ах, куда ни глянешь взором,

        Всюду золотом цветут

        Мать – и – мачехи узоры

        Песню солнышку поют.

        Т. Васенцева.

Проводя работу по воспитанию у детей любви к родной природе, формированию гуманного отношения к представителям флоры и фауны, использую произведения таких авторов: стихи Олега Бундура «У нас на Кольском Севере», «У самого Белого моря», «Сто ключей»; В.Сидорина «Путешествие в чудо-парк», «Трубочист и чёрный кот», «Рада»; О.Аксёновой «Приезжайте в гости к нам»; Е.Наумова «Сказки Северного сияния», В. Маринина «Ау-у». В этих произведениях ярко иллюстрируется своеобразие природы Заполярья, особенности животных Севера.

Задули холодные ветры                    Как осень Севера чиста!

Длинные как километры,                  Природа обнажилась странно -

Пригнали студёную вьюгу.               И в наготе своей прекрасна,

Носится вьюга по кругу.                   И в красоте своей проста…

                             О. Бундур.                                         М.Зверев.

Использование творчества поэтов и писателей Кольского Заполярья даёт возможность для:

  • воспитания любви к родному городу,
  • развития желание узнавать интересное об особенностях края, его природе и истории,
  • воспитание бережного отношения  к  памятниками достопримечательностям городе, уважения к культурным традициям,
  • составления рассказов о городе, памятных местах.

 Полученные знания и впечатления дети реализуют в своей творческой деятельности: рисунки, коллажи, макеты города в технике тестопластика, изготовление книжек-малышек.

Впечатления, полученные во время знакомства с произведениями писателей Кольского Заполярья, дети переносят в сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность.

Таким образом, работа по воспитанию патриотических чувств дошкольников даёт положительные результаты. У детей расширились представления детей о родном городе, его улицах и площадях, профессиях горожан; достопримечательностях   г. Североморска, обогатились представления о   природе родного края, растениях и животных Севера, повысился интерес к художественной литературе, желание рассматривать книги  поэтов и писателей Кольского Заполярья, сформировалось чувство сопричастности к историческому прошлому и славному настоящему родного города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"

Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"                          ...

Художественная литература как средство приобщения к культуре родного края детей младшего дошкольного возраста.

Материал предназначен для воспитателей, родителей детей младшего дошкольного возраста, в котором описано какими средствами, а именно с помощью детской художественной литературы, можно приобщить детей ...

«Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

laquo;Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

«ЭКСКУРСИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ И КРАЕМ»

Педагогическая ценность  экскурсий - в возможности   в естественной обстановке рассмотреть достопримечательности города: памятники архитектуры,   посетить предприятия,...

«Чтение художественной литературы как средство нравственного воспитания дошкольников»

quot;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . . "Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают ве...