«Чтение художественной литературы как средство нравственного воспитания дошкольников»
статья по художественной литературе на тему

Черных Светлана Анатольевна

"Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . . "

Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение художественной  литературы как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . . «

Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

Книга учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности.

Детство – пора, когда все впечатления, особенно ярки и значимы. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

В наши дни детская литература сталкивается с серьезными проблемами. У детей пропадает интерес к чтению. Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. Но главной причиной является воспитание внутри семьи, отношение к чтению родителей. Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, помочь им в формировании интереса. А сделать это не так уж и сложно. Стоит знакомить ребенка с книгой уже с самого его рождения, читать сказки, стихи, показывать картинки, сопровождая это эмоционально окрашенной речью. «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С. Лупан).

Другая проблема заключается в качестве современной детской литературы. Оно оставляет желать лучшего. Многие книги пишутся не для детей, а ради собственной прибыли. Произведения молодых талантливых авторов редко доходят до публикации. Тем не менее, хорошие книги все-таки можно найти. Плюсы современных произведений состоят в их разнообразии и том, что они более доступны для понимания. Не стоит забывать и о классике, основе детской литературы, которая отличается глубоким смыслом, оставляя после себя вопросы для размышления и саморазвития.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями книг, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей, у них формируется способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми знакомят их взрослые. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и формирует нравственные представления. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Задача детского сада и семьи – знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать  правильное отношение к книге и чтению. Бережное отношение к книге со стороны взрослых является примером для ребенка.

Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье прежде всего должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова.

В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей.

Какие же произведения доступны детям? Прежде всего это произведения устного народного творчества – сказки, загадки, песенки. Народ – непревзойденный учитель родной речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов. Тонкий юмор дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых. Круг детского чтения богат по составу и содержанию. Сюда входят произведения мирового фольклора ,классическая русская и зарубежная детская литература, произведения современных авторов. В наши дни созданы сборники хорошо, профессионально отобранных произведений поэзии и прозы для детей, книги для чтения, хрестоматии.

Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Дети стремятся поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, пересказать сюжет понравившейся книги, обсудить поведение героев.

Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней – важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.

Поддержание интереса к книге у ребенка невозможно без личного примера родителей. Если домашняя библиотека служит лишь украшением квартиры, а ребенок видит папу у компьютера, телевизора, а маму – постоянно в хозяйственных хлопотах, малыш никогда не полюбит книг, не станет истинно культурным, духовно богатым человеком. Задумайтесь об этом!

Детская литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и другие.

Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует одним, и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, пособий, разнообразных художественных дидактических игр, занятий со взрослыми возникает детская художественно-речевая деятельность, то есть деятельность, связанная с восприятием художественных произведений, исполнением их, а также с начальными формами словесного творчества. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно выказывать своё отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, то есть способность замечать изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умение объяснить их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно речевой деятельности, одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие – сказки. Развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочинят сказки, стихи.

Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.

Каковы же критерии отбора книг для чтения? Детская художественная литература, так же как и литература для взрослых, - искусство слова. Специфика её в единстве словесного искусства с требованиями педагогики. Для того, чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, то есть представлять единство познавательного и художественного элемента.

Главной ролью детской литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают модели поведения, которым можно или нельзя следовать. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства.

Кроме основной, с точки зрения педагогики, воспитательной роли, детская литература выполняет ряд немаловажных функций.

1.        Познавательная. Благодаря чтению, слушанию книг расширяется кругозор. Все, что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво, простым языком. Из книг ребенок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.

2.        Развивающая. В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас. Кроме того, обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.

3.        Развлекательная. Ребенок проводит свободное время с пользой и интересом. Без этой функции невозможно выполнить ни одну другую. Только увлеченный чтением ребенок может получить от книги удовольствие, узнать что-то новое, научиться чему-то полезному для себя.

4.        Мотивирующая. Определенные моменты из книги, качества героев произведения наталкивают ребенка на переосмысление моральных ценностей, изменение своего поведения. Такое пассивное занятие, как чтение, мотивирует на активную деятельность, помогает найти выход из различных жизненных ситуаций.

Кроме этого детская литература может быть весьма разноплановой. Если раньше это были в основном потешки, сказки, былины, то сейчас круг жанров и видов книг заметно расширился. Благодаря этому увеличилась вероятность того, что каждый ребенок сможет найти что-нибудь интересное для себя.

Детская литература включает в себя следующие виды изданий:

•        литературно-художественные (сборники, моноиздания, собрания сочинений, содержащие все популярные жанры);

•        справочные (словари, энциклопедии, имеющие научную основу с правдивым содержанием);

•        деловые издания (сюда относят игры, развлечения, то есть все помогает в организации детского досуга);

•        научно-популярные (книги о различных науках, достижениях человечества, ученых, написанные понятным для детей языком);

•        изоиздания (панорамные книги, раскраски, плакаты, карточки, комиксы, которые предполагают визуальное получение информации).

К жанрам детской литературы можно отнести:

•        сказки – выдуманные произведения волшебного, бытового или авантюрного характера;

•        басни – рассказы в стихотворной иносказательной форме, изображающие поступки человека и имеющие цель донести определенную мораль;

•        стихи – небольшие поэтические художественные произведения;

•        былины – героические народные песни-сказания о подвигах русских богатырей;

•        рассказы – небольшие повествовательные произведения, имеющие, как правило, одну сюжетную линию;

•        повести – рассказы с хронологически построенным сюжетом;

•        поэмы – большие художественные произведения с повествовательным либо лирическим сюжетом, написанные в стихотворной форме;

•        романы – объемные прозаические произведения со сложной сюжетной линией;

•        фэнтези – прозаический жанр, использующий мифологические, сказочные мотивы.

Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание её раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры, действия героев изображаются динамично. Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге. Л. Н.Толстой писал: «. . . никогда, никакими силами, вы не заставите читателя понять мир через скуку.» Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми.

В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие.

В умственном и нравственном развитии детей большую роль играет русская народная сказка. Сказка с изумительным богатством её красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка развивает образность мышления, выразительность речи.

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. Это определяет идейное содержание сказок, характер её сюжетов, образов, деталей повествования, её язык. «Во всякой сказке есть элемент действительности»… Именно эта особенность сказки таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Сказка дает нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики.

Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. В сказке «виден быт народа» - писал В. Г.Белинский. Они раскрывают народное восприятие действительности во всем эмоциональном многообразии. Для сказки характерны подчеркнуто определенные, резкие, густые цвета: «темная ночь», «белый свет», «красное солнышко», «синее море», «белые лебеди». В них нет полутонов, нюансов, недоступных детскому пониманию. Вещи в сказках имеют запас, отчетливые формы. Обыденное возведено в них в поэзию. Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьбы добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Ребенок радуется благополучному концу, победе, справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, трудолюбие.

Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К. Д.Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом.

Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям, к поэтическому восприятию многокрасочности образности мира: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» (Ромашки); «Весь из золота отлит на соломенке стоит» (Колосок); «Красна, сочна, душиста, растет низко, низко, к земле близко». (Земляника). Образы поражают своей необычностью. Сходства и различия между предметами, на которых основаны загадки, заставляют думать об особенностях реального мира.

Детям, учитывая их возрастные особенности, предлагаются загадки разной тематики - о животных: «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят» (Еж); о птицах: «Днем спит, ночью летает и прохожих пугает» (Сова); о насекомых: «Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком». (Пчела); о растениях, цветах, деревьях, о человеке: «Повернулось к солнцу – золотое донце» (Подсолнух); «Растет зеленый кустик – дотронешься укусит» (Шиповник); «Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, белом сарафане» (Береза)

Изобразительные средства загадок – метафоры, олицетворения отличающихся конкретностью, наглядностью: «Спал глазок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» (Бабочка); «В золотой клубочек спрятался дубочек» (Желудь).

Народные пословицы, содержащие мораль, выношенную поколениями, метко определяющие жизненные события, всегда дающие им эмоциональную оценку, приобщают ребенка к человеческой мудрости.

Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь.

Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы – типа рассказов Л. Толстого из книги «Новая азбука», или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме (И. Винокуров «Сквозь буран»; Б. Житков «На льдине»), о Советской Армии (Дне защитника Отечества) (Лев Кассиль «Про нашу пехоту»).

Большой познавательный материал о природе, о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для малышей. Написанное от лица маленького мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Алеша – Почемучка не только рассказывает – он живет, действует, что особенно привлекает маленьких слушателей.

Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, её законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М. Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. Скребицкого («Четыре художника»), И. Соколова-Микитова («От весны до весны») и др.

Ценность рассказов о природе в том, что обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Мир природы показан в названных рассказах, в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Природа наполнена у него настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Он умеет увидеть интересное в самом, казалось бы, неприметном: разноцветный луг – утром зеленый, днем золотой от одуванчиков («Золотой луг»), подпрыгивающие ветки деревьев, освобожденные от снега («Жаркий час»). Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу, М. Пришвин передает свои знания и любовь детям. Рассказы написаны просто, поэтично, язык их близок к народной речи. «Слова у М. Пришвина цветут, сверкают, - писал К. Паустовский. – Они то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы» . . .

Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем учим любить Родину. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями.

Ребенок, воспринимая стихи, чувствует их ритмичность, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями детей, они воспитывают, как справедливо отмечал К. Д.Ушинский, «чутьё к звуковым красотам русского языка».

«Читайте детям стихи», - писал В. Г.Белинский, - пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них, как музыка». В. Г.Белинский, придавая огромное значение поэзии в воспитании ребенка, справедливо отличал своеобразие восприятия её. «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове», т. е. подчеркивал большое значение эмоционального познания действительности. Поэтические образы помогают детям видеть прекрасное в действительности, находить в ней поэтическое начало.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с отдельными поэтическими произведениями А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета, В. Маяковского, с творчеством детских советских поэтов – С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Важно не только правильно выбрать книгу, соответствующую возрасту ребенка, но умело её преподнести, организовать занятие в течение 25-30 минут так, чтобы оно радовало ребенка, чтобы он приобретал знания и умения с удовольствием.

Какие же методы, приемы, педагогические ситуации, возможно применять с целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы?

В занятиях должна быть целенаправленность, которая определяет общими задачами художественно-речевого развития ребенка:

1)  Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературных произведений, чувствовать и понимать их характер, воспринимать взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, понимать своеобразие сюжета, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания (образные слова и выражения);

2)  Формировать художественно-речевые способности – выразительность, эмоциональность исполнения, умение передать своё отношение к содержанию, персонажам, применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения, использовать смысловые ударения, паузы, уметь менять силу и тембр голоса;

3)  Развивать творческие способности, воображение, умение придумать образные слова, собственный сюжет сказки, рассказа, загадки.

Прежде чем читать или рассказывать ребенку художественное произведение, взрослый сам должен проанализировать его, понять идейно-художественный смысл, уяснить соответствие идеи произведения и способ художественного воплощения её, определить главную цель своего чтения: какую мысль, какой эмоциональный оттенок он должен передать интонацией голоса. Важно понять общую настроенность произведения, выделить сюжетно-логические, смысловые части её, уяснить, что хотел сказать автор в данной части, какую картинку он рисует, какое создается настроение. Правильно понятные авторский замысел, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.

Для выразительного чтения необходимо знать некоторые технические приёмы: регулирование дыхания, тембра голоса, его силы, чёткость дикции, правильность ударения. Важно интонационно разнообразить чтение, передавать эмоциональный смысл художественного текста, свою заинтересованность, взволнованность содержанием.

Дошкольник приобретает знания, познаёт окружающий мир через чувства, эмоциональное восприятие у него предваряет интеллектуальное. Этим объясняется яркая эмоциональная реакция малышей на прослушанную сказку, рассказ или стихотворение. Ребёнок бурно радуется удаче или печалится неудаче любимого героя, замечает тончайшие переходы в эмоциональных переживаниях героев и в смене изображаемых картин.

Малыш сопереживает действиям героев, принимает участие в их жизни, ставит себя на их место. Мысли, чувства, переданные автором, он постигает через внешние действия. Он как бы превращает в реальность образы, ассоциации, возникающие в его воображении под влиянием сказок, рассказов. В связи с этим проявляется такая особенность восприятия художественных произведений, как стремление реализовать свою внутреннюю активность в рассказах, в рисовании, в драматизации, содержания художественных образов, сюжета, персонажей – о чём рассказывается в произведении? Этим вопросом акцентируем внимание на широте освещения самостоятельных играх.

Для закрепления эмоционально-образного восприятия прочитанного полезны беседы. Но этот приём нужно использовать тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературных образов. В беседе должны быть учтены следующие моменты:

1)  Характеристика эмоционального содержания произведения в целом, его тональность. Ребёнку задаётся вопрос: «Какие чувства передает произведение?» или «Какой это рассказ (сказка) – весёлый или грустный?». Этим вопросом мы направляем внимание на характер повествования: радостный, торжественный, весёлый, шуточный, серьезный, строгий; ориентируем ребенка на то, что литературное произведение выражает чувство; вызывает у него определённое отношение, способствует сопереживании. Вопрос дает возможность раскрыться ребёнку, выразить свои непосредственные чувства.

2)  Характеристика содержания художественных образов, сюжета, персонажей – о чём рассказывается в произведении? Этим вопросом акцентируется внимание на широте освещения действительности в литературе, отражении событий общественной, природы, окружающего. Дети не только чувствуют, но и осознают, что художественные произведения окружают жизнь.

3)  Выявление изобразительно-выразительных средств – как рассказывает произведение? Дети учатся понимать образность художественного языка: иносказания, олицетворение, фантастические превращения, афористичность, употребление поговорок, рифмованных строк в прозаическом тексте, повторов, преувеличений.

4)  Взаимосвязь между содержанием и художественной формой – о чём и как рассказывает художественное произведение. Назначение этого вопроса подвести и пониманию единства содержания и формы как основной характерной черты литературы – искусства слова

Приведём пример чтения русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Взрослый выразительно рассказывает сказку. Интонацией передаёт различные сюжетные ситуации, подчеркивает хитрость Лисы, притворившейся мертвой, её плутовство в советах Волку; выделяет интонацией прямую речь персонажей – волка, то голодного и злого (уж я тебе, лиса, отплачу» - угроза в голосе), то примирившегося со своей участью и готового помочь Лисе («И то правда, где тебе идти. Садись уж на меня» - спокойный, доверительный тон). Передает интонацию удивления и недоумения старухи, которая не нашла на вазу ни рыбы, ни воротника; радость удовлетворенной своими проделками лисы: «Битый небитого везёт».

После чтения проведите беседу, выявляющую тональность сказки (какая сказка – весёлая или грустная?), смысловую сторону (о чём рассказывает, что понравилось), что советовала лиса приговаривать волку? («Ловись рыбка и мала и велика), каким в сказке показан волк? (доверчивым, глупым – «Так милая, так!» - говорит он обманувшей его Лисе). В беседе углубляется восприятие содержания сказки, выявляется оценочное отношение к персонажам, запоминаются повторы, обращается внимание на художественную специфику, особенности композиции (зачин, концовка), на поэтичность, своеобразие языка (афористичность, употребление поговорок, народных эпитетов).

Ребёнка необходимо подготовить к восприятию произведения. В этом отношении очень полезны предваряющие беседы. Они дают возможность обратиться к личному опыту малыша, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений, наблюдений. В предваряющей беседе, которую можно иногда провести во время прогулки, расскажите ребёнку о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения. Например, перед чтением рассказа М. Пришвина «Золотой луг» в разное время дня обратите внимание на особенность цветов – одуванчиков, которые утром и днем золотистые, а вечером, оттого что они сжимают свои лепестки, кажутся зелеными. Перед ознакомлением со стихотворением С. Есенина «Поёт зима, аукает» посмотрите с ребенком на заснеженные ветви деревьев, на серые мрачные облака, на сиротливо сидящих, озябших птичек. Перед чтением рассказа К. Д.Ушинского «Утренние лучи» хорошо понаблюдать за солнечными лучами на прогулке. Готовя ребенка к восприятию, мы побуждаем его к сопереживанию нравственно-эстетических чувств, вызываемых данным произведением. Для активизации детского внимания перед чтением можно посмотреть диапозитивы, прослушать пластинки (кассеты, диски) с литературными записями, показать красочную обложку книги, иллюстрации. Подготовить ребенка к чтению, создав эмоциональную настроенность на восприятие, вы читаете художественный текст или выразительно рассказываете его. Для того, чтобы ребенок глубже осознал смысл прочитанного, небольшое произведение, вызвавшее интерес, целесообразно повторить 1-2 раза, из большого – повторно, выборочно прочитать наиболее яркие отрывки. Предшествующая чтению беседа, опыт живого общения с природой дают возможность легче понять, осмыслить рассказ, способствует тому, что ребенок, сопоставляя действительность и художественные образы, ярче чувствует и понимает красоту природы, стремится выразить своё отношение к данному явлению.

Для формирования умений выразительного чтения и рассказывания важно учить детей слышать художественную речь, развивать восприимчивость к слову, обучать технике речи: формировать правильное дыхание, четкую дикцию, умение управлять голосом. С этой целью полезны специальные задания. Так, развивая интонационную выразительность, следует предложить при пересказе сказки передать в интонации характерные особенности разных персонажей. Например, пересказывая сказку Ш. Перро «Красная шапочка», передать низкий, грубый, хриплый голос волка («Красная Шапочка куда идёшь?») и тоненький, ласковый голосок девочки («Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла»).

Отчётливому произношению слов и звуков поможет чтение скороговорок: «У ёлки иголки колки», «У осы не усы, а ушки», «Иголка, иголка, ты остра и колка, не коли мне пальчик, шей сарафанчик», «Травка – муравка со сна поднялась, птица – синица за зерно взялась» и т. д. Сначала от ребенка требуйте медленного и четкого произношения слов и звуков, затем темп постепенно должен убыстряться, становиться чётким и быстрым.

В игре можно развить чувство рифмы, необходимое ребёнку для понимания специфики стихотворной речи и правильного чтения стихотворений.

Вы читаете стихотворную строчку, опуская одно слово-рифму. Ребёнок должен его подобрать, срифмовать. Например,

И солнце по небу гуляло

И за тучку. . . (забежало).

Есть в лесу под ёлкой хата,

В ней уснули. . . (медвежата).

Солнышко, нарядись,

Красное. . . (покажись).

Ребенок может подобрать другие слова (побежало, убежало и т. д.), но важно, чтобы они были рифмованными. Так вы подводите малыша к пониманию особенностей рифмованной стихотворной речи. Он охотно играет с вами в складные слова – «игрушка-вертушка»; «птичка0невиличка»; «самолет-вертолет»; «коса-оса» и т. д.

Обучая ребёнка чтению наизусть стихотворений, нужно помочь ему найти разнообразные средства речевой выразительности, передающих характер поэтических образов. Например, «Встреча зимы» Н. Никитина, «С Новым годом» Е. Трутневой читаются весело, звонко, в бодром темпе, они передают радостное, праздничное настроение; «Береза» С. Есенина – негромко, задушевно, мягко, интонационно подчеркивается любование, восхищение красотой зимнего наряда берёзы: «принакрылась снегом, точно серебром. . .»; «Цветные огоньки» Я. Акима – легко, бодро, подчеркнуть ритмично.

Прежде чем разучивать с ребёнком стихотворение наизусть, после первого его чтения следует, пользуясь вопросами, аналогичными тем, которые назывались нами выше, выявить, понятен ли его смысл, художественные образы, изобразительно-выразительные средства, затем почитать его ещё 2-3 раза.

Разучивание стихотворений хорошо проводить в свободной непринужденной обстановке. Например, на прогулке ребёнок сорвал одуванчик, пушинки разлетелись от ветра, взрослый как бы мимоходом прочтете строчки из стихотворения Е. Благининой «Одуванчик;:

Ветер дунул неосторожно –

Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая

В середине жаркого дня!

И летят пушинки сверкая,

На цветы, на траву, на меня. . .

У ребенка появится желание послушать его ещё и выучить самому. Так же можно разучивать стихотворение Е. Серовой о гвоздике («Погляди-ка, погляди-ка, что за красный огонёк? Эта дикая гвоздика»), о незабудках, о ромашках, о ландышах, стихотворение А. К.Толстого «Колокольчики мои, цветики степные».

Основная цель заучивания стихотворений – развитие образного художественного восприятия, осмысленного запоминая, получения эмоционального настроя на дальнейшее запоминание. Хорошо помогает в том прослушивание записей стихотворений в исполнении мастеров художественного слова.

Для обогащения словарного запаса и приобретения первоначальных знаний о многозначности, образности родного языка, активизации поэтического слуха, т. е. способности выделять выразительный средства и соотносить их с содержанием, улавливать особенности стихотворной речи – ритм, рифму, композицию поэтических строк, очень полезны игровые, творческие задания: загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Вы гуляете с ребёнком, обратите внимание на окружающее и предложите загадку, ответ на которую он найдет вокруг себя: «Её узнаешь по простой примете, нет деревца белей её на свете», «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова» (Береза); «Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит» (Самолет).

Не следует стремиться к тому, чтобы запоминали как можно больше загадок и быстро их отгадывали, важно, чтобы, отгадывая, они учились мыслить, сопоставлять, соотносить, сравнивать.

С помощью специальных заданий, можно закрепить умение определять характер произведения по его тональности. Вы напоминаете детям, что рассказы, сказки, стихотворения, которые они знают, выражают какое0то чувство: весёлое, грустное, тревожное. Вспомните, как котенок в рассказе Н. Носова «Живая шляпа» случайно накрылся шляпой и напугал детей, как они радовались, когда обнаружили под шляпой котенка, или как волновались (рассказ С. Винокурова «Сквозь буран»), тревожились за больного человека, которому нужно было оказать немедленную помощь, и летчика, которому пришлось лететь сквозь буран. Затем прочитайте два стихотворения А. Плещеева «Осень» отражающее грустное настроение – высохшие цветы, вянущая и желтеющая трава, тучи, дождь, улетающие птицы, и С. Маршака «Круглый сад» - «Апрель» - весёлый, жизнерадостный характер: «с улицы повеяло весной, звенит капель, бегут ручьи, птицы поют песни, расцвел подснежник.

Можно сопоставить литературные произведения с произведениями изобразительного искусства, рассмотреть с детьми картины И. Шишкина «Мишки в лесу» и В. Серова «На севере диком», рассказать об изобразительных средствах художника и поэта, писателя. Художник передает на картине настроение с помощью красок, кисти. Светлые, яркие краски – весёлый характер картины; темные, мрачные – грустный. В рассказах, стихотворениях, сказках, настроение передается словами.

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри. (З. Александрова «Дождик)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес. . . (Н. Некрасов «Перед дождем»)

Можно предложить придумать слова, передающие весёлый и грустный характер персонажей. Задание выполнить в игровой форме. Показать детям знакомые игрушки – нового красивого, яркого утенка и старого, потрепанного мишку: «Смотрите, кто пришёл к нам в гости. Одинаковое у них настроение или нет? Почему вы решили, что разное? Как можно сказать о весёлом утёнке и грустном мишке?» дети придумывают синонимы к словам весёлый и грустный (радостный, бодрый, задорный; звонкоголосый, голосистый; печальный, угрюмый, злой, жалкий и т. д.) Эмоциональное переживание у детей всегда связано в процессе слушания произведений с тональностью их, не случайно в беседе по сказкам, выражая своё отношение к сюжету, они говорят: «жалко зайчика, у него лиса отобрала домик» (сказка «Лиса, заяц и Петух») и т. п. Постепенно в процессе обучения эта способность углубляется, дети обращают внимание на эмоциональную окраску слов, на их выразительность те слова, которые точно характеризуют тот или иной признак, предмет, явление. Уметь читать – означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам, - говорил В. Сухомлинский.

Очень эффективным методом развития и воспитания личности дошкольника является «Скозкотерапия»,использующая сказочную форму  для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева  и т.д.

Возможности использования сказки:

1. Использование сказки как метафоры

2.Рисование по мотивам сказки

3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа

4.Проигрывание эпизодов сказки

5.Использование  сказки как притчи – нравоучения

6.Творческая работа по мотивам сказки.

И в заключение давайте обратимся, и самое главное, вдумаемся в слова русского мыслителя  И.А.Ильина: «Какая тень не пробежала на вашу  жизнь: посетила ли вас тревога о судьбе России. Придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется несносной раной, вспомните о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников

В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...

Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....