Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Иванова Юлия Геннадьевна

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценностей любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx798.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Светлячок» г. Черепаново

Тема: «Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников».

Работу выполнила:

воспитатель МДОУ д.с №7

«Светлячок» г. Черепаново

2013 г.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценностей любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Уверена, что развитие нравственности посредством экологического воспитания может начаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду: обогащенная развивающая предметная среда, организация разных видов деятельности в этой среде побуждает инициативу.

В нашем ДОУ имеются все необходимые условия для этого: большое количество цветников, огород, уголки леса и лекарственных трави т.д., но наши сибирские природные условия таковы, что время для наблюдения за ростом растений очень ограничено. Поэтому я использую в своей практике такой вид работы, как макеты и модели.

Считаю, что макеты и модели очень эффективны с точки зрения экологического развития дошкольников, так как их можно использовать в игровой деятельности, что может быть интереснее и значимее игры для ребёнка! Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, приобретает новые знания, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Для того, чтобы игра получила совё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть макет

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.). В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.  В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент доступен детям для игры, экологичным.

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

  • Создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира.
  • Развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность.
  • Формируются навыки правильного поведения в природе.
  • Воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

Этапы работы по созданию макета:

  1. Предварительная работа, включающая в себя обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин и иллюстраций, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы).
  2. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Происходит конструирование и художественно-изобразительное творчество в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных ландшафтах. Персонажи изготавливаются совместно с детьми и воспитателем из бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала.
  3. Взаимодействие с родителями (подбор материала, участие в конкурсах).
  4. В процессе развития и активизации игры созданное игровое пространство дополняется новыми предметами. Дети совместно с воспитателями придумывают рассказы, сказки на экологические темы. На протяжении всей работы с использованием макетов особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, закрепляю и повторяю полученные знания и представления.

Таким образом, работа с использованием макетов и моделей позволяет круглый год, независимо от времени года, поддерживать интерес детей к миру природы, формировать осознанное правильное отношение к объектам природы, желание общаться с природой.

Resource id #2600

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. "Формирование элементарных экологических представлений дошкольников"

Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста и составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В программе содержится описание необходимости формирования начал экологической кул...

Перспективный план игр по формированию элементарных экологических представлений у младших дошкольников.

Данный материал может использоваться как педагогами обычных первых и вторых младших групп, так и педагоами коррекционных групп, где находятся дети с ЗПР. Сюда входят подвижные, сюжетно-ролевые, дидакт...

Программа «Игры по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников»

Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающ...

Использование игровых технологий с целью формирования элементарных экологических представлений дошкольников

Использование игровых технологий с цельюформирования элементарных экологических представлений дошкольников...

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования элементарных экологических представлений у детей »

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования элементарных экологических представлений у детей »...

«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».

Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....