Кубанские игры как средство нравственного воспитания дошкольников
картотека (средняя группа) по теме

Роль игр в становлении личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_stanovitsya_chelovekom_ne_sam_po_sebe.docx14.04 КБ
Файл kartoteka_kubanskikh_igr.pptx787.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы не должны забывать о своем 
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные  отличия  сохраняются
и в ХХ1 веке, если будем  озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»

Д. Лихачев

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Считаю возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народом, с его традициями и бытом с раннего детства.

Наш край, не смотря на многие утраты современности     по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольникам любовь  к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая  с детьми.

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Как же развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным. Этот путь лежит через народные игры. Ребенок стремиться подрожать героям, которые ему симпатичны. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков- их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

В презентации представлена лишь часть картотеки, игр намного больше. Думаю вам они пригодятся в работе.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека кубанских игр

Слайд 2

«Передай подкову» На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руке, выходит в круг и танцует.

Слайд 3

« Сбей шапку» Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, Друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить Шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, Тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра Повторяется.

Слайд 4

«Плетень» Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, Взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги Подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят Спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, Третьей и четвертой шеренги. По сигналу играющие расходятся по всей комнате, выполняя Определенные движения под звуки барабана (подскоки, легкий Бег, галоп и т.д.).По следующему сигналу свистка или остановке Бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно Взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая Построится первая.

Слайд 5

«Кривой петух» Дети стоят по кругу. Один в центре. Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках) А как тебе, не колко? (На подковочках ) Дети идут по кругу и поют: Ступай в кут, Там блины пекут, Там блины пекут, Тебе блин дадут. Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза) Дети:- Кто там? -Это я, Тарас. Дети: -Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать.

Слайд 6

«Защити курень» Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня На расстоянии 1,5-2м. Водящий в центре куреня, у него шашка. У Каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок. По команде Воспитателя «В курень попади!» дети быстро по очереди бросают Кольца, стараясь попасть в курень.

Слайд 7

«Напои лошадку» Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3м от игрушечной Лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее. ( подвести ведерко к морде лошади).

Слайд 8

«Роман, Роман…» Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором: Роман, Роман (на первое слово, наклонившись, обеими Руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово- Отбрасывают его в правую сторону от себя) Вырывай бурьян .(повторяются те же движения) Чтоб морковка росла (воспроизводится посадка семян ) Большая, как мутовка, Чтоб росла репка Сладкая и крепкая. Чтоб вырос бобок С большой горшок. На первое ударение на каждой строке правой рукой берут Из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и Водят хоровод.

Слайд 9

«Тяни в круг» Участники становятся в круг и берутся за руки. Перед носками Их ног ( в100см от них) чертится круг. Внутри этого круга чертится Второй круг меньшего диаметра (50-60см). Пространство между Внутренним и наружным кругом считается запретной зоной. По сигналу ведущего игроки идут по кругу вправо или влево. По свистку или по команде «тяни» каждый игрок старается Втянуть за черту большего круга своего соседа, находящегося Справа или слева от него. Поэтому,спасаясь , игрок может пере- Шагнуть через запрещенное пространство или перепрыгнуть Через него,чтобы попасть одной рукой,ногой или двумя нога- Ми в меньший круг. Это остров спасения, и вступивший внутрь Этого круга не считается нарушившим правило. Игрок, вступивший Хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым Кругом, выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, Которые расцепят руки. Когда играющих станет меньше, и они на смогут окружить черту Большого круга, все становятся перед чертой малого круга, и Тогда игра продолжается. Здесь уже «острова безопасности» нет, И каждый заступивший за черту круга выбывает из игры.

Слайд 10

«Петух» ( «Сон казака») Из играющих выбирается « казак», который становится в середине Круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети Двигаются по кругу со словами: Кто с утра чертей гоняет, Песни звонкие спивает, Спать мешает казаку И кричит «ку-ка-ре-ку»? Один из стоящих в кругу, кричит по-петушинному , стараясь Изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто Кричал. Если ему это удается,то забирает кричащего в середи - Ну круга. Игра продолжается: Все коровы во дворе Размычались на заре. Не понятно никому, Почему « Му-му , Му-му ». Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и Забирает к себе в круг. Игра продолжается: Вот казак заснул опять, Но не долго ему спать. Утка уточек не зря Учит крякать « кря-кря-кря ». Действие повторяется- казак забирает «утку» Надоело казаку « кря-кря-кря » с «ку-ка-ре-ку». -Я не лягу больше спать, Всех я буду догонять! По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки- « воротики »-, а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Слайд 11

«Перетяжки» Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях Лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, Выстраиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды Занимает место между двумя играющими другой команды. Участники игры Берут друг друга за руки. По сигналу воспитателя начинают «перетяжки». Каж - Дая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, Где они раньше стояли. Побеждает та команда, которой удается это сделать. Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие Разрыв, выходят из игры.

Слайд 12

«Разбей кувшин» Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в спицу колеса, надевается Глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным Шариком, картонной коробкой и др. Игрок берет в руки палку, Отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем Направляется к кувшину, чтобы его разбить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

«Игра как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Без игры нет и не может бытьполноценного развития. Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это искра, зажига...

ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:1.            Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку и...

Консультация на тему: "Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников"

Консультация на тему :"Игра -  как средсво нравственного воспитания дошкольников"...