Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной области "Коммуникация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volk_i_koza.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  ( методическая разработка в образовательной области «Коммуникация»).

        Вопрос, какую литературу читать детям – классическую или современную, не является праздным.

        В наше время почему-то принято говорить о классике как о произведениях малопонятных, устаревших и ненужных нашим детям. Но именно классическая литература прошла испытание временем, на ней выросли поколения людей и именно она формировала их эстетический

вкус. Ее отличает значительность и постоянная ценность тематики, а также

высокий художественный уровень: качество авторского письма, своеобразие

стиля. Все это вместе привлекает читателя, рождает в нем вопросы и желание проецировать происходящее в книге или рассказе на свою собственную жизнь, принимать его или спорить с ним.

        Перед педагогами и родителями стоит задача сформировать нравственные ценности детей. Считаю, что именно произведения классической литературы может в этом вопросе помочь. Чтение классики требует широты ее понимания, умения в прошлом увидеть настоящее, применить его к себе и для себя сделать выводы. Свойственно ли такое понимание ребенку дошкольного возраста? Думаю, да. Ведь для дошкольника нет прошлого. Его представления о масштабах времени своеобразны. Как бы давно ни происходило событие, описанное в произведении, ребенок воспринимает его как действительно бывшее не так давно. В связи с этим классика для дошкольника всегда актуальна, особенно в том случае, когда описанное в произведении ему интересно, волнует его, когда писатель почувствовал, понял то, что не оставит детей равнодушными, вызовет их внимание, даст повод и основание для обсуждений.

        В данном пособии выбраны несколько рассказов Л.Н.Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои – животные и люди. После прочтения рассказа можно обсудить его с помощью вопросов. Также можно выполнить такие задания, как:

1. Инсценируйте рассказ.

2. Подберите пословицу к рассказу.

3. Объясните значения слов.

4. Как бы вы поступили на месте главного героя?

5. Нарисуйте… (интеграция с образовательной областью «Художественное творчество».)

 

ВОЛК И КОЗА.

        Волк видит – коза пасется на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

- Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава для корма много слаще.

        А коза и говорит:

- Не за тем ты. волк, меня вниз зовешь – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

Вопросы к тексту:

1. Зачем волк звал козу спуститься вниз?

2. Как коза догадалась о замысле волка?

3. Как бы ты поступил на месте козы? Что бы ты ответил волку?

Инсценируйте этот рассказ.

БЕЛКА И ВОЛК.

        Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

        Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

        Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

        Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

Вопросы к тексту:

1. Почему белки всегда веселые?

2. Почему волк злой?

3. Как можно помочь волку?

4. Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?

5. Какие добрые дела можно сделать друг другу?

Нарисуйте подарок для волка.

Скажите друг другу добрые слова.

Подберите пословицу к рассказу:

1. Совет хорошо, а дело лучше.

2. Легче друга потерять, чем найти.

3. Доброе слово путь к сердцу открывает.

ПАВЛИН.

        Собрались птицы себе царя выбирать. Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари. И все птицы за его красоту выбрали его царем. Сорока и говорит:

- Скажи же ты нам, павлин: когда ты царем будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?

        Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин. И не взяли его царем, а взяли орла.

Вопросы к тексту:

1. За что птицы выбрали царем павлина?

2. Может ли красота человека быть главным в жизни?

3. Какая красота важнее?

4. Почему птицы передумали и взяли в цари орла?

5. Какие качества орла вам нравятся?

Нарисуйте орла и павлина. Кто вам больше нравится? Почему?

Инсценируйте этот рассказ.

Подберите пословицу к рассказу.

1. Гляди не на человека, а на его дела.

2. Сначала думай, а потом делай.

3. Совет дороже денег.

ПАВЛИН И ЖУРАВЛЬ.

        Поспорил журавль с павлином, кто из них важнее. Павлин говорит:

-Я красивее всех птица, у меня в хвосте все цвета переливаются, а ты серый, дурной.

         Журавль и говорит:

- Зато я по поднебесью летаю, а ты по навозному двору ходишь.

Вопросы к тексту:

1. Можно ли хвастаться?

2. Чем хвастался павлин?

3. Может  ли внешняя красота быть главным качеством?

4. Какого человека можно назвать красивым?

5. Что ответил журавль ? Сказал ли он добрые слова павлину?

Представьте, что вы журавль и павлин. Переделайте этот рассказ, чтобы герои не ссорились и не оскорбляли друг друга.

Скажите друг другу комплименты.

ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ.

        Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:

- Кто разбил?

        Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

        Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Вопросы к тексту:

1. Что произошло с мальчиком?

2. Как поступил отец?

3. Почему мальчик испугался?

4. Разве папа плохой?

5. Как отец похвалил сына?

6. Правильно ли поступил мальчик, что сказал правду?

Расскажите о членах вашей семьи.

Подумайте, что бы произошло, если бы мальчик солгал?

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Выучите эту пословицу.

ХОЗЯИН И СОБАКА.

        Состарилась охотничья собака. И случилось охотнику травить волка. Собака ухватила волка. да зубов уж мало у ней во рту было, она упустила волка.

        Хозяин рассердился и замахнулся на нее.

- Не бей меня. – сказала собака, - если теперь я тебе не угодила, попомни прежнюю службу.

Вопросы к тексту:

1. Почему собака упустила волка?

2. Был ли прав хозяин, что так рассердился на собаку?

3. Что ответила собака хозяину?

4. Почему надо помнить о хороших делах?

Нарисуйте собаку. Поменяйтесь рисунками с соседом и расскажите о собаке.

Подумайте, какие добрые дела собака делала для своего хозяина в течение своей жизни. Как бы вы отблагодарили ее?

Подберите пословицу к тексту:

1. Умей дружбой дорожить.

2. Месяц светит, да не греет.

3. Лодырь сидя спит, лежа работает.

СОБАКА И ВОР.

        Подошел ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала лаять. Вор достал хлеб и кинул собаке. Собака не взяла хлеб, бросилась на вора и стала кусать его за ноги.

- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю. – сказал вор.

- А за то кусаю, что, пока ты хлеб не давал, я еще не знала, хороший ты человек или злой, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подкупить хочешь.

Вопросы к тексту:

1. Что такое подкуп?

2. Почему вор хотел подкупить собаку?

3. Как можно узнать, хороший человек или плохой?

4. Как бы вы поступили на месте собаки?

Подберите пословицу к рассказу:

1. На воре шапка горит.

2. Добрый пример лучше ста слов.

3. Мир да лад – большой вклад.

СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ.

        Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

        И осталась собака ни при чем.

Вопросы к тексту:

1. Что такое жадность?

2. Собаку можно назвать жадной?

3. Почему собака осталась ни с чем?

Представьте, что вам купили красивую игрушку. И у  вашего друга новая игрушка, она вам нравится. Вам очень хочется поиграть и с ней. Что вы будете делать?

Подберите пословицу к рассказу:

1. На воде вилами писано.

2. Старый друг лучше новых двух.

3. Жадность всякому горю начало.

ОРЕЛ (быль).

        Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

        Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камни.

        Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

        Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

        Орел устал и не мог лететь опять на море; он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

        Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева…

        Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

        Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землей, в когтях у него опять была большая рыба.

        Когда он подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

        Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

Вопросы к тексту:

1. Что вы знаете об орле? Что это за птица?

2. Какой самоотверженный поступок совершил орел?

3. Ему было тяжело лететь второй раз к морю? Почему?

4. Как орел выразил свою любовь к орлятам?

5. Как орел утешал своих орлят?

Скажите, что означают эти слова:

самоотверженный, ласковый, заботливый.

Расскажите эту историю от имени человека, который наблюдал за происходящим.

Подберите пословицу к рассказу:

1. Земля тарелка – что положишь, то и возьмешь.

2. Материнская ласка конца не знает.

3. Не спеши языком, торопись делом.

КОСТОЧКА (быль).

        Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

- Нет, я не съел.

Тогда отец сказал:

- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

        Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вопросы к тексту:

1. Почему Ваня так хотел съесть сливу?

2. Как повел себя отец? Ругал ли он сына?

3. Как Ваня признался в своем поступке?

4. Что бы вы сказали Ване, если бы сидели с этой семьей за обедом?

5. Как бы вы утешили Ваню?

6. Какого качества не хватало Ване?

Инсценируйте этот рассказ.

Объясните следующие слова:

терпение, обман, горница, утешать.

Подберите пословицу к тексту:

1. Дела – как сажа бела.

2. Всякая птица тепла ищет.

3. Совесть без зубов, а грызет.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ (быль).

        Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; звали ее Боб.

        Один раз загорелся дом. И, когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила. что в доме осталась ее двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубаху нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Вопросы к тексту:

1. Чему учили пожарные собак?

2. Что произошло в Лондоне?

3. Какой поступок совершил Боб?

4. Что почувствовала мама, увидев свою дочку?

5. Как можно назвать поступок собаки?

6. Хотели бы вы иметь такого друга как Боб?

Объясните следующие слова:

герой, ласкать, плакать от радости.

Перескажите эту историю, если бы видели ее сами.

Подберите пословицу к тексту:

1. Наше дело – сторона.

2. Один другому не указ.

3. Друзья познаются в беде.

Нарисуйте Боба. Назовите его хорошие качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...

Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....