"Экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Процесс становления патриотических чувств предполагает комплексное использование педагогических средств. Одним из таких средств ознакомления с родным краем является экскурсия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
«Экскурсия как средство
ознакомления детей старшего дошкольного возраста
с родным городом»
Воспитатель: Бударина Т.А.
Экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом.
Воспитатель МАДОУ № 123
Бударина ТА
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, улице, на которой живет, детскому саду, школе, городу. Знакомить с достопримечательностями города и с родной природой лучше всего на экскурсиях. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными культурными объектами. Экскурсия обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала. Во время совместной образовательной деятельности дети знакомятся с историей и традициями города.
Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, - важнейшая задача каждого педагогического коллектива. Воспитать Человека с большой буквы может только тот педагог, который сам любит свой город, хорошо знает его историю, памятные места, лучших людей.
Процесс становления патриотических чувств предполагает комплексное использование педагогических средств. Одним из таких средств ознакомления с родным краем является экскурсия.
Экскурсия – одна из форм организации совместной деятельности педагога и детей в детском саду по формированию познавательных интересов. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни в родном городе. Во время экскурсий дети дошкольного возраста начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
Во время осуществления экскурсий по родному краю происходит не только сенсорное развитие ребёнка, но и возникают мыслительные процессы. Всё это приводит к развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру, воспитывает эстетическое отношение и любовь к природе родного края, обогащает познавательные интересы ребенка и совершенствует двигательные навыки, физические качества дошкольника.
Во время проведения тематических экскурсий в родном городе, дошкольник начинает знакомиться со своей родиной, изучая ее духовно-нравственные, культурные и трудовые традиции. Когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир то и процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме.
Благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений совместная практическая деятельность на экскурсиях, которая объединяет дошкольников. На экскурсии действуют правила поведения, которые дисциплинирует ее участников. Во время проведения экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях. Выполняя различные попутные задания, у ребёнка развивается чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи.
Главная цель экскурсии при ознакомлении дошкольника со своей малой родиной - введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города. Ведь именно формируя личность ребёнка, мы закладываем всё самое ценное, что должно быть в человеке.
Задачи, которые мы ставим перед собой по ознакомлению детей дошкольного возраста через экскурсии со своей малой родиной:
•учить детей свободно ориентироваться в родном городе
• воспитывать чувства гордости за свою малую родину, любовь и уважение к людям родного города
• обогащать знания детей о родном городе
Для наибольшего интереса, на экскурсии, дошкольникам надо преподносить материал доходчиво, понятно, эмоционально. Учитывая возраст детей, начать надо с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.
Экскурсии по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного края желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, постепенно усложняя её.
В основу экскурсий по ознакомлению дошкольников с родным краем закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторяться в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.
Экскурсии определяются следующими критериями:
Содержание
Состав участников
Место проведения
Способ передвижения
Форма проведения.
В таком виде познания окружающего мира родного края играет огромную роль эмоциональная сторона, которая необходима при каждой экскурсии. Педагогу важно добиться от детей не только наблюдения и слушания, но и сопереживания. Всё, что увидит и услышит ребёнок на экскурсии должно вызывать у детей чувства восхищения, радости, гордости за свою малую родину.
Экскурсии бывают обзорные и тематические.
Группы тематических экскурсий:
- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- военно-исторические, экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
- производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
- природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
- искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры.
Структура экскурсии:
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии: заранее найти место (Куда? Зачем); что рассказать, с чем познакомить; продумать время; экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель).
Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице.
Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Требования к методам организации и проведения экскурсий:
1. Соответствие содержания интересам детей;
2. Определить количество детей;
3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);
4. Не должна носить характер урока, формального обучения;
5. Тщательная подготовка педагога;
6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;
7. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;
8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями
Требования к отбору сведений об окружающем
а) Научная достоверность;
б) Систематичность;
в) Доступность;
г) Конкретность знаний;
д) Воспитывающий характер знаний
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях.
Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Так же в образовательной деятельности возможно использование цифровых образовательных ресурсов: презентацией, видеороликами, электронной библиотекой, где широко представлены мультимедийные материалы детской электронной энциклопедии.
Использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным, позволяет повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города.
Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил.
Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. В рамках образовательного пространства экскурсия становится одним из интереснейших и связующих методов организации познавательной деятельности дошкольников по ознакомлению их с родным городом.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
Список литературы:
1. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014
2. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010.
3. Шварева Н. В., Третьякова Н. И. Особенности экскурсий как формы обучения дошкольников в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом"
Консультация для педагогов "Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным городом" ...
Чтение художественной литературы как средство ознакомления дошкольников с родным городом и краем
В статье представлен материал по формированию патриотических чувств дошколньков в процессе ознакомления с произведениями писателей Кольского Заполярья....

«ЭКСКУРСИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ И КРАЕМ»
Педагогическая ценность экскурсий - в возможности в естественной обстановке рассмотреть достопримечательности города: памятники архитектуры, посетить предприятия,...

Презентация "Виртуальная экскурсия как форма ознакомления дошкольников с родным городом"
В данной презентации предоставлен материал об использовании виртуальной экскурсии как форме ознакомления дошкольников с окружающим миром не выходя за пределы детского сада...
Ознакомление дошкольников с родным городом средствами музейной педагогики.
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек, поэтому одна из важнейших задач стоящих перед педагогами дошкольных учреждений – это как можно рань...

Мастер-класс "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания"
Мастер-класс "Ознакомление дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания"...

Экскурсия - как средство ознакомления детей с родным городом Калининград
Экскурсия как средство ознакомления детей с родным городом Калининград...
