Формирование временных представлений у дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Ольга Владимировна

 Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности. Т.К время текуче, оно не имеет формы, с ним не возможно совершать действия, то оно долгое время не воспринимается ребенком. У ребенка знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людбми. А эти обозначения и меры усвоить не так то легко, поскольку они имеют относительный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_attestatsii.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

1.Психологические основы восприятия времени.

Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности. Т.к. время текуче, оно не имеет формы. С ним невозможно совершать действия, то оно долгое время не воспринимается ребенком. У ребенка знакомство со временем может начаться  только с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры усвоить не так- то легко, поскольку они имеют условный и относительный характер. В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позднее и имеет свою специфику. Небольшие отрезки времени дети учатся определять, исходя из своей деятельности, что за определенный промежуток можно успеть сделать, какой результат получить. Однако без соответствующего обучения даже у детей 6-7 лет представления о небольших отрезках времени не возникают.

Усваивая представления о времени суток, дети ориентируются на собственные действия. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы. Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «Завтра», так как эти понятия относительны, беспрерывно меняются. И только со второй половины дошкольного детства дети могут понимать и правильно их употреблять, используя как точку отсчета сегодняшний день. Большие исторические периоды на протяжении всего дошкольного возраста остаются недоступны для ребенка, тк у него нет опоры на личный опыт.

2.Содержание работы по формированию временных представлений.

Работа по формированию ориентировки во времени проводится на ряде занятий в каждой возрастной группе. Материал дается с постоянным усложнением. Усложняются не только задачи, но и методы, приемы обучения.

Во второй младшей группе малышей учат различать и называть день, ночь, утро, вечер. Во время занятий и в свободной деятельности воспитатель рассматривает с ними сюжетные картинки.

С детьми 5-6 лет работа продолжается. Закрепляются и уточняются представления о времени суток, определяется их последовательность. Вводится новое понятие- сутки. К концу года дети знакомятся с чередованием трех суток: «вчера», «сегодня», «завтра». На основе формирования пространственных и временных представлений можно начинать формировать первичные единые пространственно- временные представления и понятия о скорости, учить определять скорость  в общих чертах: быстрее, медленнее.

В старшем дошкольном возрасте представление о единицах и некоторых особенностях времени закрепляются и углубляются. Название частей суток связывается не только с конкретной деятельностью детей и взрослых, но и с более объективными показателями времени- явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют какой день был вчера, будет завтра и какой сегодня.

В подготовительной к школе группе предусмотрено с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Ориентирование приобретает все более совершенные формы: дети должны при выполнении практических заданий укладываться в отведенное для этого время, планировать и рассчитывать свои действия во времени, ориентируясь по обычным м и песочным часам.

3. Методика формирования у детей временных представлений.

 Обучение детей в младшей группе носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе    непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

В младших группах ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. В своей работе педагог широко использует иллюстрации, картины, фотографии, передающие конкретное время. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых. Помогает им в этом точный распорядок дня, строго установленное время подъема, обеда, прогулок. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей. Начинать нужно с контрастных отрезков времени. Используемые иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Хороший результат дают: проведение дидактических игр, беседы, чтение стихов, рассказов, загадывание загадок. Постепенно каждый отрезок времени наполняется конкретным содержанием, приобретает эмоциональную окраску. Дети начинают им пользоваться в своей речи.

Как и в младшей, в средней группе ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она продолжала базироваться на чувственной основе. В индивидуальных и групповых беседах закрепляются и уточняются представления о времени суток. Во время бесед широко используется иллюстрированный материал, чтение книг и стихов. Так же рекомендуется использовать дидактические игры типа «Когда это бывает», «Наш день». В процессе которых, дети не только называют соответствующую часть суток, но и составляют небольшой рассказ. Закрепляя понятие, можно широко использовать элементы моделирования. На начальных этапах части суток можно заменить отдельными кружками разного цвета, их легко использовать в разных играх. Затем их можно объединить в круг, поделенный на секторы. Так проще объяснить детям последовательность частей суток и понятие «сутки». Ребенку будет легче представить непрерывность времени: кончаются одни сутки, начинаются другие. Это ведет к формированию понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Воспитатель в беседах постоянно напоминает детям, что делали вчера и будем делать завтра. Побуждает детей использовать эти слова в речи. На конкретных примерах так же раскрываются понятия быстро-медленно. Для этого используются картинки с видами транспорта, наблюдения на прогулке, используются подвижные игры.

В работе с детьми старшей группы по ориентировке во времени широко используются наблюдения, беседы, чтение и пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения. Например, в процессе наблюдения за природными явлениями дети усваивают понятия на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Дополнить наблюдения можно чтением художественной литературы и рассматриванием картин. Познакомить детей с последовательностью дней недели поможет рассказ о происхождении их названий. Закрепление и углубление временных представлений происходит в различных играх: «Живая неделя», «Назови следующий день», «Назови соседа», «Покажи соответствующую цифру». Название дней недели можно связать с конкретным содержанием деятельности детей: в понедельник у нас было рисование, во вторник –музыкальное занятие, а в среду- физкультура. Как демонстрационный материал можно взять большой круг, на котором по порядку размещены круги меньшего диаметра с порядковыми номерами от одного до семи. В центре большого круга устанавливается стрелка. Это модель календаря, на которой дети обозначают дни недели. Для формирования представлений о временах года широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы. С временами года лучше знакомить попарно: зима-лето, весна-осень. На одном из занятий воспитатель знакомит детей с моделью года: большой круг, поделенный на четыре части, окрашенные разыми цветами. Эти знания закрепляются в дидактической игре «Какое время года?». Важно сформировать понятие, что каждое время года включает три месяца, сезоны сменяют друг друга, чтобы прошел год, необходимо чтобы минули все двенадцать месяцев. Дети читают стихотворения «Круглый год», сказку Маршака «Двенадцать месяцев», составляют рассказы из личного опыта.

В подготовительной к школе группе работа начинается с повторения, уточнения и закрепления знаний, полученных в предыдущих группах. Дети учатся точнее обозначать части суток. Наблюдая цвет небосвода утром и вечером, положение солнца над линией горизонта, выделяются такие ориентиры как рассвет и закат, сумерки, полдень, полночь. Для закрепления этих понятий можно продемонстрировать репродукции картин, иллюстрации, провести беседы. Знания о годе, как мере исчисления времени, начинают формироваться на основе повторения детьми знаний о временах года. Следует остановиться на том, что каждая пора имеет определенную продолжительность. Год содержит много дней- показать отрывной календарь. Можно рядом с календарем повесить кармашки по числу месяцев, в которые складывают оторванные листочки. Некоторые особенности времени: объективность, необратимость можно показать на разных ситуациях- нельзя вернуть вчерашний день, нельзя удленнить сутки, показать важность экономии времени. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряется особым прибором- часами. На одном из занятий дети знакомятся с циферблатом, учатся определять время. Закрепляют знания через режимные моменты: фиксируют начало или конец занятия, время выхода на прогулку и возвращения. С меньшими единицами времени можно знакомить. Используя песочные часы. Систематическое наблюдение за временем формирует чувство времени, бережное отношение к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Формирование временных представлений старших дошкольников

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности р...

Формирование временных представлений у дошкольников

Программа по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Формирование временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлени...