Главные вкладки

    Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
    методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    Макеева Светлана Николаевна

    Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в специализированном учреждении. Научные исследования и практика подтверждают, что наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям до    дошкольного возраста.  

    Материалы проведенного исследования на базе групп компенсирующего вида МДОУ детского сада комбинированного вида № 14 г. Городца позволяют судить о продуктивности использования наглядного моделирования в специальном обучении  детей с  нарушениями интеллекта. Предлагаем рассмотреть некоторые наглядно – дидактические пособия, разработанные в ходе экспериментального обучения мерам времени.

    Предложенный материал был представлен на международной научно-практической  конференции "Коррекционно-развивающая   ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста" (Нижний Новгород, 2006 г.)

            

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 17 – 19 ОКТЯБРЯ 2006 ГОДА

    «КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Макеева С.Н.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

    ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ

    МДОУ детский сад комбинированного вида №14

    (г. Городец)

           

            Способность человека воспринимать предметы и явления в единстве их прошедшего, настоящего и будущего состояний, в динамике рассматривается как один из показателей развитого мышления. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению.

            Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени дает дошкольникам возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, таким образом, готовит к школьному обучению. Уровень развития временных представлений у детей – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе, о каком бы виде обучения не шла речь.

            Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Непосредственную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, иных событий, связанных со временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни, жизни окружающих его людей.

            Однако в непосредственном опыте дети не овладевают знаниями о мерах измерения времени, не усваивают практические способы пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развивается чувство времени.

            Время – очень сложный объект познания. Освоение времени ребенком идет медленно и трудно.

    Психолого–педагогические исследования Т.Б.Эльконина, А.Н.Леушиной, Т.А.Мусеибовой, Т.Д.Рихтерман,   С.Н.Шабалина  свидетельствуют о том, что  житейски приобретенные  знания о времени и умение ориентироваться в нем у нормально развивающихся старших дошкольников на низком уровне. Имеющиеся у детей знания в  значительной части  неадекватны, неполны, единичны; разные по значению временные представления часто совмещены.        Подобные недостатки в еще более выраженной степени выявляются у детей с отклонениями в умственном развитии.

    Многолетние наблюдения, опыт работы, экспериментальные исследования в специальной педагогике показывают, что изучение мер времени, его дробления, понимание последовательности временных отрезков представляет значительную трудность для детей с интеллектуальными ограничениями.

             Затруднения в усвоении детьми представлений о времени не означает того, что дети не могут их усвоить. С.Л.Рубинштейн указывал, что «хотя временные представления обычно развиваются у детей  относительно поздно (особенно когда не уделяют достаточно внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности». Следовательно, возникает задача: помочь ребенку познать время и временные отношения.

    Исходя из положения Л.С.Выготского об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка, в качестве цели обучения следует поставить максимально возможное приближение аномального развития к нормальному. При этом нельзя забывать о качественных особенностях и своеобразии восприятия  у ребенка с нарушением интеллекта.

    - 1 -

    Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку замечать связи и отношения между объектами. Дети данной категории не распознают различия, затрудняются в ситуациях специфического узнавания. Наиболее выраженной особенностью является инактивность восприятия. Это значительно затрудняет процесс познания окружающего мира, его изменчивость во времени.

    Особенности восприятия данной категории детей  изучали психологи            И.М. Соловьев, К.И. Вересоцкая, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева и др. В работах ведущих специалистов российской олигофренопедагогики А.А. Катаевой, Е.А. Стре-белевой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Ю. Боряковой, Е.А. Екжановой рассматривается  данная проблема. Однако, вопрос о восприятии времени дошкольниками с интеллектуальными ограничениями  нельзя считать окончательно разработанным и методически освещенным.

    Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в специализированном учреждении.

    Модель – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме.

             Специфические особенности времени затрудняют его восприятие. Время всегда в движении, течение времени необратимо, его нельзя задержать, вернуть, «показать», поэтому педагогу необходимо использовать в работе различные способы и средства его «материализации»: картины, модели, символы-знаки. Модель – это своеобразный способ отражения времени в наглядной, условно-схематизированной форме.

    Научные исследования и практика подтверждают, что наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо, С., Л.М.Хализева, Ю.Ф.Гаркуша).

     Работы Р.Чудновой, Е.Щербаковой, О.Фунтиковой, С.Г.Ералиевой доказывают широкие возможности использования наглядных моделей в коррекционном обучении.

    С использованием моделирования организуется предметная деятельность,   обогащается  чувственный опыт, в котором ребенок манипулирует временными явлениями.  При этом активизируется наглядно-схематическое мышление, которое может служить переходной ступенькой к зачаткам логического мышления.

     Характер наглядных средств меняется с развитием мышления ребенка. Если в младшем возрасте наглядность выражается в предметах и непосредственном восприятии явлений окружающего мира, то в дальнейшем характер наглядных средств меняется, принимая вид модели, макета, схемы, графика.

    Различные модели времени (круговые и линейные) предложены Ф.Н.Блехер, Т.Д.Рихтерман. Объемные модели в виде спирали созданы Е.Щербаковой. Некоторое усовершенствование объемных моделей, где спираль заменяется многослойной поверхностью, предложено Н.Локоть.

            Указанные модели позволяют распознавать отдельные эталоны: части суток, времена года, дни недели и устанавливать последовательность между ними.

    - 2 -

    Материалы проведенного исследования на базе групп компенсирующего вида МДОУ детского сада комбинированного вида №14 (г.Городец) позволяют судить о продуктивности использования наглядного моделирования в специальном обучении умственно отсталых детей.

    Предлагаем рассмотреть некоторые наглядно – дидактические пособия, разработанные в ходе экспериментального обучения мерам времени.

    Программы воспитания и обучения детей с интеллектуальными ограничениями предлагают материал по ориентировке во времени с первого года обучения. При знакомстве детей с основными признаками времен года основной источник наблюдения - окружающая жизнь и жизнь самих детей. Главным направлением на этом этапе работы будет пробуждение интереса к природным изменениям в ходе специально организованного наблюдения. Необходимо использовать наиболее яркие, запоминающиеся явления природы и жизни детей.

             На следующем этапе предлагаем систему игровых ситуаций, максимально приближенных к личному опыту каждого ребенка. Учимся распознавать контрастные отрезки времени: день – ночь, утро – вечер. При этом используем начальные символы частей суток: солнце, темный фон ночного неба. Обыгрываем ярко выраженные признаки той или иной части суток, характерные действия человека.

    Предлагаем детям дидактическое пособие «Танина квартира» (авторское). Пособие выполнено в виде макета комнаты, с набором вкладышей, характеризующих изменение освещенности и наличие небесного светила. Пособие многофункционально. Предлагается для формирования  понятий о времени суток, позволяет развивать пространственные представления; ориентировано на ведущий вид детской деятельности – сюжетно-ролевую игру. Возможны игры «Утро (вечер) куклы Тани», «Когда это бывает?», «Что изменилось?».

    На третьем году обучения дети изучают не только названия и характерные признаки частей суток, но и их последовательность. С третьего этапа целесообразно использовать собственно наглядное моделирование.

            Учитывая трудности в определении последовательности частей суток, в качестве наглядности предлагаем  круговой вариант модели суток (по Р.Чудновой). Данная модель позволяет проводить упражнения на соотнесение цветных символов с четырьмя секторами круговой модели методом наложения; устанавливать последовательность от любой части суток; выделять все части суток в их цикле следования. Возможны дидактические игры «Назови все части суток», «Определи соседей», «Что сначала, что потом».

            Сфомированное понятие сутки рассматривали как исходную меру для знакомства с понятием неделя.

     Наглядно – дидактическое пособие «Неделя» (по С.Ералиевой) выполнено в виде книжки-ширмы, состоящей из семи листов. Каждый лист имеет свой определяющий цвет, цифровое обозначение, числовой вариант – точкование, кармашек-вкладыш в виде цветка. К пособию прилагается набор вкладышей,

    - 3 -

    выполненных в виде бабочек соответствующего дням недели цвета. Пособие позволяет знакомить детей с составом недели, отрабатывать порядковую очередность дней недели.

    Важным видом работы считаем тематическое рисование с использованием индивидуальных тетрадей – «неделек». Ежедневно вносим в «недельку» цветовой символ, рисунки-пиктограммы, аппликации, сюжетные рисунки, характеризующие главное событие наступившего дня.

    Круговая модель «Круг времени – неделя» (по Р.Чудновой). По следам линейной модели предлагаем детям круговую модель с цветовым отображением всех дней недели и числовой отметкой (точкованием). Движущейся стрелкой указываем текущий день. Круговую модель и индивидуальные наборы цветных карточек используем в играх «Разложи по порядку», «Найди соседей», «Проверь ответ», «Чья неделя быстрее соберется».

    Итоги каждого дня дети оценивают на панно «Наши успехи». Пособие изготовлено в виде индивидуальных круговых моделей недели – цветов. На каждый лепесток-кармашек, соответствующий цветовому символу текущего дня, дети выставляют отметку: желтый, оранжевый, красный лепесток. В конце каждой недели радуемся количеству красивых – красных цветков.

    Дошкольников необходимо знакомить с непрерывностью и текучестью времени. Для этого применяем объемные модели с «многослойной» поверхностью «Сутки», «Неделя», «Год» (автор Н.Локоть). Передвигая движущуюся муфту, иллюстрируем текучесть и сменяемость времени. Таким образом, ежедневно дети практическим способом осваивают сложнейшие временные категории цикличности: отмечают, как, минуя «неделю»- привычную плоскостную модель, наступивший день – подвижная муфта, ежедневно продвигается вперед и совершает новый виток во времени.

    В целях активизации внимания детей с интеллектуальными ограничениями, поддержания познавательного интереса отлично зарекомендовало себя пособие «Времена года» (авторское). Оно изготовлено в виде панно с набором сменяемых изображений, характеризующих сезонные изменения в живой и неживой природе, в жизни человека. На первых этапах обучения пособие используем как календарь погоды, отмечая явления текущего дня. В последующем -  выделяем наиболее существенные, характерные признаки текущего времени года.

    Так, используя наглядные модели, ежедневно наблюдаем динамику, и основные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность.

    В ходе экспериментального наблюдения с применением наглядного моделирования стало ясно, что состояние временных представлений у детей значительно улучшилось. Была отмечена положительная динамика в   усвоении знаний о последовательности частей суток, дней недели, их количестве.

    55% дошкольников, участвующих в экспериментальном обучении, усвоили знаки-символы, научились использовать их при определении очередности временных отрезков. 90% детей правильно определили текущее время года, при этом адекватно воспринимали сюжетную картину с выделенным временным отрезком. Отмечен перенос усвоенных знаний в речевой план: дети осознанно использовали в речи временную терминологию.                     - 4 -

    Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что применение наглядного моделирования при обучении дошкольников с интеллектуальными ограничениями, способствует овладению элементарными временными представлениями. Модели значительно облегчают восприятие и осмысливание сложнейших временных понятий, взаимосвязей и очередностей; способствуют поддержанию устойчивого познавательного интереса, предупреждают истощаемость внимания.

    Игровые модели позволяют закреплять полученные знания в свободной детской деятельности. А это и есть показатель осознания, усвоения предложенного материала. Элементарная ориентировка во времени становится основой для перехода к осмыслению  последовательности и периодичности  явлений в жизни детей, к планированию деятельности в дальнейшем, способствует социализации.



    Предварительный просмотр:

    Коррекционный модуль  АООП для детей с интеллектуальными ограничениями

    Коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями  (умственной отсталостью легкой степени):

    «Формирование временных представлений  у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени»

    Составитель: учитель-дефектолог С.Н. Макеева, МБДОУ «Детский сад №14»,

              г. Городец, Нижегородская область.

    В содержании базовой программы для ДОУ компенсирующего вида  Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» работа по формированию временных представлений и ориентировке во времени реализуется в образовательной области «Познавательное развитие», включена в раздел «Ознакомление с окружающим». Авторы считают необходимым развивать у детей с ОВЗ осознание значимости структурирования, темпа собственной деятельности,  овладение первоначальными навыками контроля.

    Поскольку программный материал Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой не сопровож- дается методическим комплектом,  разработка  данного модуля актуальна  для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №14».

    Цель раздела – формирование временных представлений,  как важной базовой составляющей в структуре познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ, посредством использования наглядного моделирования.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - формирование предпосылок становления познавательной активности для восприятия, понимания и использования  наглядных моделей у воспитанников групп компенсирующей направленности;

    - создание предпосылок для усвоения детьми временных категорий сутки, неделя, год с помощью системного использования наглядного моделирования;

    -  овладение способами опосредованного воспроизведения автоматизированных временных рядов и причинно-следственных связей;

    - развитие когнитивных  процессов: аналитико-синтетической деятельности мозга,  произвольного внимания, продуктивного запоминания;                                                                                                - создание основы для развития речемыслительной деятельности: формирование лексических категорий времени,  его качеств и свойств; временных и причинно-следственных речевых конструкций. 

    Воспитательные задачи:

    - создание позитивной эмоциональной готовности к взаимодействию дошкольников с педагогом в НОД по овладению сложными категориями познания времени;

    - повышение самостоятельности, активности, инициативности воспитанников в общении со сверстниками и педагогом;                                                                                                                   - развитие эмоциональной регуляции поведения детей.

    Профилактические задачи:

    - профилактика нарушений в формировании регуляции и планирования деятельности во времени;                                                                                                                                                                      - профилактика школьной дезадаптации в части формирования интеллектуальной готовности к обучению.

    Коррекционный модуль отражает содержание коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и содержит учебно-тематический план и   составлен на основе базовой программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта («Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и современных методических разработок в области общей и специальной педагогики и психологии.

    Данный модуль определяет вариативную составляющую содержания образования в части формирования временных представлений для групп компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14». При составлении модуля предложен авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема/детализации содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации воспитанников.

         Основной методической базой модуля являются:        

    -  Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №14»;

    - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

     - Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.- М.: Просвещение, 2010;

    - Методические разработки К. Боровской «Формирование пространственно-временных представлений».[1] 

            

    Режим занятий

    Реализация содержания модуля осуществляется посредством планирования НОД внутри образовательных модулей по ФЭКП, ознакомлению с окружаюшим и развитию речи как части занятия. При планировании работы исходим из периодичности проведения один  раз в месяц на первом и втором годах обучения; с последующим увеличением количества до 13 занятий  в год на третьем году обучения и 16 занятий - на четвертом году.                    Оптимальное число участников группы 3-5 человек.

      Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

    При обследовании каждого ребенка с ОВЗ дважды в год определяется способность к   ориентировке во времени. [2]                                                                                

    Настоящая программа предполагает два уровня освоения содержания ребенком с ОВЗ: минимальный и достаточный.

    Примерные показатели освоения программы детьми за первый год обучения                                           Минимальный уровень:                                                                                                                                                                                                 - различение контрастных частей суток: день, ночь;                                                                                                                 - понимание изменений в природе, связанных с наступлением зимы (холод, снег) и лета (тепло, солнце), с помощью педагога.                                                                                                                                                     Достаточный уровень:                                                                                                                                                            - различение контрастных частей суток: день, ночь (при необходимости используется помощь педагога).

    Примерные показатели освоения программы детьми за четвертый год обучения         Минимальный уровень:                                                                                                                                                              - различение, определение и называние частей суток;                                                                                                      -  различение и называние с помощью педагога дней недели;                                                                                    -  различение слов сегодня, вчера, завтра с помощью педагога;                                                                                - распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках с помощью педагога, называние этих времен года.                                                                               Достаточный уровень:                                                                                                                                                   -  различение и называние частей суток;                                                                                                                   - различение и называние с помощью педагога дней недели;                                                                                  - распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках, называние этих времен года.

    Определение результативности  коррекционно-развивающей работы проводится и оценивается качественно и количественно. Качественная оценка предполагает принятие задания, способы ориентировки в условиях, характер ошибок в процессе его выполнения, отношение к результату своей деятельности.  Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных. Количественная оценка проводится по системе Е.А.Стребелевой и предполагает бальную оценку познавательного развития.

    Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей работы способствует более глубокому и детальному изучению познавательного развития каждого воспитанника с ОВЗ и помогает намечать наиболее эффективные пути психолого-педагогической помощи.

    Перспективное планирование по формированию представлений о времени

    у дошкольников с ОВЗ посредством использования наглядного моделирования

    Первый год коррекционно-развивающего обучения                                                                            Цель: знакомить детей с некоторыми изменениями в природе зимой и летом;                                                    обучать  детей умениям различать контрастные части суток (день, ночь).

    Период изучения

    Тема

    Задачи обучения

    Подготовка  к использ - ю наглядных моделей

    Содержание работы

    по теме

    Октябрь

    «Кап-кап, дождь идет, он гулять нам не дает»

    Знакомить детей с явлением неживой природы, обогащать чувственный опыт:  узнавать зрительно, на слух природное явление дождь.

    Введение сюжетной картинки «Дождь»

    Комментированное рисование педагогом наклонных линий «Дождь  капает: кап-кап»

    Ноябрь

    «День. Ночь»

    Учить детей различать контрастные части суток (день, ночь).

    Сюжетная картина «Ночь»

    Рассматривание сюжетной картины «Ночь»

    Декабрь

    «Снег-снежок»

    Знакомить детей с признаками зимы, с объектом неживой природы снегом; обращать внимание на холод; обогащать чувственный опыт:  узнавать снег зрительно, тактильно.

    Введение сюжетной картинки «Зима. Снег идет», символа зимы – снежинки 

    Знакомить детей с рисованием  снега приемом примакивания:  «Вот, вот – снег идет».

    Выполнение обрывной аппликации из салфеточной бумаги «Снежинки».

    Развитие речевого дыхания «Сдуй снежинку».

    Д/упр «Снежинки большие и маленькие»

    Февраль

    «День. Ночь»

    Учить детей различать и называть контрастные части суток: день и ночь.

    Сюжетная картина

    «День»

    Рассматривание сюжетной картины «День», узнавание и называние по картинам контрастные части суток: день и ночь.

    Март

    Апрель

    «День. Ночь»

    Закрепляем знания о контрастных частях суток: день и ночь.

    Сюжетная картина

    «День. Ночь»

    Узнавание и называние по картинам контрастных частей суток: дня и ночи.

    Май

    «Здравствуй, солнышко»

    Учить наблюдать за явлениями природы – солнце светит, тепло. Знакомить детей с признаками лета.

    Введение сюжетной картинки «Лето», использование символа лета – солнца

    Учить детей проводить прямые прерывистые линии от окружности «Лучи солнца»

    Второй год коррекционно-развивающего обучения

    Цель: формировать временные представления (лето, осень, зима), учить последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию, продолжать знакомить детей  с частями суток (день, ночь).

    Период изучения

    Тема

    Задачи обучения

    Использование наглядных моделей

    Методы и приемы

    Сентябрь

    «Лето»

    Закрепить представление о лете.

    Узнавание по сюжетной картинке время года лето, ориентируясь на наличие  символа лета – солнце

    Рисование пальчиками

    «Лучи солнца»

    Октябрь

    «Осень»

    Формировать представление об изменчивости погоды,  знакомить детей с признаками осени

     

    Введение символа осени  желтый лист, сюжетная картина «Осень». Сенсорный эталон осени – желтый цвет. 

    Рассматривание сюжетной картины «Осень».

    Коллективная аппликация «Листопад»

    Развитие речевого дыхания «Сдуй листок».

    Д/упр «Разные листья: группировка»

    Ноябрь

    «Ребенок в детском саду»

    Продолжать учить детей различать контрастные части суток (день и ночь)

    Сюжетная картина «Дети играют»

    «Дети обедают»

    Сенсорный эталон дня – голубой  цвет

    Рассматривание сюжетных картин «Дети играют», «Дети обедают»; соотнесение действий играть, обедать с сим-волом времени суток-день. 

    Декабрь

    «Зима»

    «Новый год»

    Формировать представление о зиме как о времени года. Повторять, закреплять и расширять знания  о признаках зимы (холод, снег, мороз). Закреп лять представле ние детей о праздниках зимы  

    Изображение зимы. Введение подвижной модели «Время года». Закрепление символа зимы – снежинки.

    Сенсорный эталон зимы – белый цвет.

    Узнавание по изображению время года  зиму.

    Коллективное рисование «Зимушка-зима»

    Работа с подвижной моделью «Времена года»

    Февраль

    «Ребенок в детском саду»

    Учим детей различать слова день, ночь.

    Предметные символы: голубое небо, темное (фиолетовое) небо

    Соотнесение предметных символов с сюжетными картинами «День. Ночь», со словами день, ночь.

    Март

    «Мамин праздник»

    «Весна»

    Знакомить детей с отдельными признаками весны

    Введение сюжетной картинки «Весна», знакомство с приме той весны капелью, подготовка к исполь зованию сенсорного эталона весны – зеленого цвета.

    Создание предпосылок для выполнения коллективного рисования «Ранняя весна»

    Апрель

    «День. Ночь»

    Учим различать и называть слова день, ночь.

    Предметные символы: голубое небо, темное (фиолетовое) небо

    Соотнесение предметных символов с сюжетными картинами «День. Ночь», называние слов день, ночь, по символам.

    Май

    «Была зима – скоро лето»

    Формировать представление детей о зиме и лете как о временах года.                  С наступлением лета повторяем/закрепляем и расширяем знакомство с признаками лета (тепло, солнце, цветы).                      Учим различать и называть слова зима, лето.

    Изображения двух времен года: лета и зимы;

    подвижная модель «Времена года»;  сенсорные эталоны цвета зимы – белый символ и лета – красный символ, предметные символы снежинка- солнце

    Д/упр «Что к чему подходит?»: соотнесение сюжетного изображения и символа.

    Преобразование подвижной модели  «Времена года».

    Дифференциация сенсорных эталонов цвета зимы – белый символ и лета – красный символ, дифференциация предметных символов

    снежинка- солнце.

    Употребление слов зима, лето по изображениям и символам.

     

    Третий год коррекционно-развивающего обучения

    Цель: формировать обобщенные представления о явлениях природы, продолжать обучать различению частей суток (утро — вечер, день — ночь); обучать детей различению дней недели (воскресенье, понедельник); учить правильно называть свой возраст; обучать умению наблюдать и распознавать признаки времен года в реальной природе и на картинках; учить соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека.

    Период изучения

    Тема

    Задачи обучения

    Использование наглядных моделей

    Методы и приемы

    Сентябрь

    «Осень»

    Формировать временные представления – осень.   Учим наблюдать и распознавать признаки осени в реальной природе.       Знакомим с вопросом «Сколько тебе лет?», учим правильно показы-вать (на пальцах) и называть свой возраст.

    Изображение  осенней природы;

    подвижная модель «Времена года»; сенсорный эталон осени – желтая цветовая карточка (закрепление)

    Учить узнавать изображение  осенней природы.

    Первый этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение первого окна – осень в сюжетном изображении,   преобладание цветового решения в желтом фоне, приложение предметного символа – желтого листа.

    Выкладывание линейного процессуального ряда «Мы в детском саду» из сюжетных картин.

    Октябрь

    «Ребенок в детском саду»

    Формирование представлений о цикличности режимных моментов, их периодичности и повторяемости.

    Сюжетные картины             «Мы приходим в детский сад»,

    «Мы занимаемся», «Мы идем домой», «Мы спим»

    Ноябрь

    «Признаки осени»

    «Осень. Признаки осени»

    Формировать представление об изменчивости погоды,  знакомить детей с признаками осени (дождь, опадание желтых листьев).

    Учим наблюдать и распознавать признаки осени на картинках

    Введение символа осени  желтый лист, сюжетная картина «Осень». Сенсорный эталон осени – желтый цвет. 

    Преобразование сюжета  подвижной модели «Времена года».

    Второй квартал

    «Части суток»

    Учим различать время (части) суток (утро — вечер, день — ночь).

    Пособие «Танина квартира».

    Цветовые символы утро – розовая карточка, день – голубая, ночь – фиолетовая .

    Изменение «освещенности за окном» - работа с пособием «Танина квартира», соотнесение цветовых символов с «освещенностью за окном»

    «Зима»

    «Зимние забавы»

    Закрепить представления о зиме, символ зимы – белый цвет.

    Формирование представлений о жизни и деятельности людей и животных зимой.

    Подвижная модель «Времена года»;

    символ зимы – белую цветовую карточку - для обозначения текущего времени года.

    Серия сюжетных картин «Дети лепят снеговика»

    из 2-х элементов.

    Второй этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение второго окна – зима в сюжетном изображ-ении,   преобладание цветового решения в белом фоне, приложение предмет-ного символа – снежинки.

    Преобразование сюжета  подвижной модели «Времена года».

    «Ребенок дома и в детском саду»

    («Дни недели»,

    «Возраст»)

    Учить различать и называть дни недели (воскресенье, понедельник).

    Продолжаем учить правильно показы-вать и называть свой возраст

    Сюжетные картины «Праздник в семье»,

    «В детском саду».

    Символ воскресенья – красная карточка

    Рассматривание картин, беседа. Соотнесение символа воскресенья с картиной «Праздник в семье».

    Третий квартал

    «Весна как время года»

    Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками.     Учить наблюдать и распознавать признаки весны в реальной природе и на картинках.

    Формировать  умение определять по изображениям время года весну,  преобразовывать сюжет  подвижной модели «Времена года»,использовать сенсорный эталон весны – зеленую цветовую карточку

    Третий этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение третьего окна – весна   сюжетным изображением,   преобладание цветового решения в зеленом фоне, приложение предметного символа – зеленого листочка.

    «Весна идет»

    Знакомить детей с признаками весенней погоды

    Формировать  умение определять по изображениям время года, выстраивать сюжет  подвижной модели «Времена года»,использовать сенсорный эталон весны – зеленую цветовую карточку

    Третий этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение третьего окна – весна   сюжетным изображением,   преобладание цветового решения в зеленом фоне, приложение предметного символа – зеленого листочка.

    «Время суток»

    Учить детей различать и называть время суток: утро, день, ночь.

    Введение цветовых символов частей суток по характеру освещенности и положению светила: утро – розовый цветовой символ,

    день – белый,

    ночь - фиолетовый

    Составление линейной процессуальной модели «Сутки» с опорой на сюжет и цветовой символ.

    «Дни недели»

    Продолжаем учить различать и называть дни недели

    Календарь «Наша работа», символы детской деятельности – развлечение, чтение, театр, подвижные игры, уход за растениями

     Линейная модель «Неделя», цветовые символы, числовые карточки.

    Соотнесение текущего дня недели на линейной процессуальной модели «Дни недели» с опорой на цветовой символ /

    на числовую карточку.

    «Времена года»

    Продолжаем учить распознавать признаки четырех времен года на картинках и называть их (лето, осень, зима, весна).

    Линейная процессуальная модель «Времена года».

    Круговая модель «Круг времени – год»

    Замена линейной процессуальной модели «Времена года» круговй моделью «Круг времени – год».

    Четвертый год коррекционно-развивающего обучения

    Цель: расширять представления о явлениях природы;  формировать временные представления (времена года, их последовательность: лето, осень, зима, весна; время суток: утро, день, вечер, ночь; дни недели); закреплять представления о времени;  расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени; развивать элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени;  обучать  умениям вербализировать временные представления, формировать элементарные квазипространственные представления (порядковых и временных).

    Период изучения

    Тема

    Задачи обучения

    Использование наглядных моделей

    Методы и приемы

    Первый квартал

    «Я - ребенок»

    Закреплять представления детей о возрасте как временной характеристике жизни человека, о связи возраста с трудом и деятельностью человека.

    Создавать предпосылки для  узнавания изображений  людей  разного возраста, соотнесения с величинными моделями

    Выкладывание линейной модели «Я расту»: соотнесение предметного изображения  и величинного символа

    «Времена года. Признаки времен года»

    Побуждать детей  называть  признаки четырех времен года и определять их последовательность

    Исключение ошибок в  сюжетах  подвижной модели «Времена года»; введение круговой модели «Круг времени - год» на основе линейного процессуального  ряда «Четыре времени года»

    Заключительный этап работы с линей ной процессуальной моделью «Четыре времени года»,   соотнесение очеред ности времен года на круговой модели

    «Части суток»

    Продолжать учить различать, определять  и называть части суток: утро, день, вечер, ночь

    Введение круговой модели «Круг времени - сутки» на основе линейного процессуального  ряда «Части суток»  

    Закрепление использо-вания линейной  процессуальной модели «Части суток»,   соотнесение очередности частей суток на круговой модели

    «Дни недели»

    Побуждать называть дни недели

    Круговая  модель «Круг времени - неделя», на основе линейного процессуального  ряда «Дни недели», цветовые символы  дней недели  

    Введение круговой модели «Круг времени - неделя» на основе линейного процессуального  ряда «Дни недели»,  

    Второй квартал

    «Времена года»

    Побуждать последовательно называть  времена года.

    Круговая модель «Круг времени - год»

    Накладывание на круговую модель световых символов времен года.

    «Дни недели»

    Формирование понятие неделя, учить называть дни недели. Учить детей понимать и употреблять слова сегодня, вчера, завтра.

    Круговая  модель «Круг времени - неделя», закрепление цветовых символов  дней недели.

    Закрепление использования линейной  процессуальной модели «Дни недели»,   соотнесение с круговой моделью «Круг времени – неделя».

    «Время суток»

    Закреплять умения детей различать и называть части суток: утро, день, вечер,ночь

     Закрепление осмысления  круговой модели «Круг времени - сутки».

    Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - сутки» (по Н.Локоть)

    Третий квартал

    «Четыре времени года»

    Побуждать  детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность

    Закрепление осмыс-ления  круговой модели «Круг времени - год». Исключение ошибок в  сюжетах  подвижной модели «Времена года», обоснование действий в слове.

    Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - год» (по Н.Локоть)

    «Дни недели»

    Закреплять понятие неделя, закрепляем знания детей о последовательности дней недели

    Закрепление осмыс-ления  круговой модели «Круг времени – неделя», вербализация выводов.

    Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - неделя» (по Н.Локоть)

    «Части суток»

    Закрепляем знания детей о последователь  ности частей суток.    Упражняем детей в определении, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

    Многослойная модель «Спираль времени – сутки»

    Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - сутки» (по Н.Локоть)

    «Неделя – месяц - год»

    Учить детей ориенти-роваться  во времен-ных категориях неделя – месяц – год, их  сменяемости,  разли-чать характеризовать временной отрезок на основе наглядных моделей

    Многослойные модели «Спираль времени – из 4-х недель», «Спираль времени - год».

    «Спираль времени - год».

    Обязательное оречевление действий.

    Условия реализации программы

    Перечень оборудования

    Назначение

    Кол-во в кабинете деф-га/в группе

    Дидактическое пособие

    «Танина квартира» (авторское).

    Многофункциональное пособие с набором вкладышей, характеризующих изменение освещенности. Предлагается для формирования  понятий о времени суток.

    1 /1

    Календарь погоды

    Организация наблюдений за изменчивостью погоды

    0/1

    Круговой вариант модели суток (по Р.Чудновой).

    Формирование понятия о времени суток, непрерывности времени.

    1 /1

    Круговой вариант модели суток

    Формирование понятия  время суток для индивидуальной работы

    6

    Сюжетные картинки

    «Части суток», «Времена года»

    Формирование временных понятий  для индивидуальной работы

    6

    Индивидуальные пособия для дыхательной гимнастики на каждый временной сезон

    Формирование направленного речевого выдоха

    6

    Картотека дидактического материала «Развитие мелкой моторики кистей рук» с учетом тематического планирования программы

    Формирование точных координированных движений кистей и пальцев рук.

    1/1

    Картотека дидактического материала «Дыхательная гимнастика» с учетом тематического планирования программы

    Формирование направленного речевого выдоха

    1/1

    Картотека дидактического материала «Гимнастика для глаз» с учетом тематического планирования программы

    Профилактика  зрительного утомления в ООД

    1/1

    Картотека дидактического материала «Динамические паузы» с учетом тематического планирования программы

    Профилактика  гиподинамии в ООД

    1/1

    Наглядно – дидактическое пособие «Неделя» (по С.Ералиевой)

    Книжка-ширма, из семи листов-«дней» с набором  вкладышей, символизирующих дни недели. Пособие позволяет знакомить детей с составом недели, отрабатывать порядковую очередность дней недели.

    1/1

    Подвижная картина «Времена года» (авторское)

    Панно с набором сменных сюжетов.

    Знакомит детей с сезонной изменчивостью погоды, деятельности людей и жизни животных.

    1

    Коноваленко С. Комплекты иллюстративного материала

    Организация коррекционно-развивающего пространства

    1/1

    Нищева Н.В. Комплекты иллюстративного материала

    Организация коррекционно-развивающего пространства

    1

    Агранович З.Е. «Времена года»

    Наглядно-дидактическое пособие  для фланелеграфа.

    1

    Объемные модели с «многослой-ной» поверхностью «Сутки», «Неделя», «Год» (автор Н.Локоть).

    Ознакомление с текучестью и непрерывностью временных интервалов

    3

    Новикова Н.А. «Времена года»

    Развивающее лото для детей 3-5 лет

    1 /1

    Нищева Н.В. «Играйка», Детство Пресс, 2008.

    Дидактический материал для формирование представлений о времени

    1

    Земцова О.Н. «Веселые часы», Махаон, 2008

    Игровые занятия, для индивидуальной работы

    1

    Шалаева Г. «Времена года», Эксмо, 2007.

    Игровые занятия, для индивидуальной работы

    1

    Степанов В. «Времена года», - Проф-пресс, 2008.

    Стихи о временах года с иллюстрациями

    1/1

    «Времена года: природные явления, времена года, времена суток». – Проф-Пресс, 2012.

    Обучающие карточки

    1 /1



    [1] Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007.

    [2] Диагностический инструментарий представлен в разделе «Методическое обеспечение программы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

    Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

    Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

    Использование наглядного моделирования при формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

    Статья познакомит читателей с новыми методами составлению рассказов по картине. Поможет воспитателям и учителям -логопедам научить дошкольников составлять рассказы по картине творчески, ни один расска...

    Использование наглядного моделирования в формировании навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

    Одной из основных задач в системе логопедических занятий является развитие навыков правильного построения предложений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. ...

    Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

    Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и О....

    Использование моделирования для формирования математических представлений у дошкольников (методические рекомендации для педагогов)

    Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников....