«Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
консультация

Буравцова Лариса Александровна

Материал предназначен для родителей, педагогов дошкольных учреждений. В консультации раскрываются задачи обучения детей временным представлениям в старшем возрасте, знакомят с различными видами моделей, способствующих более легкому, быстрому запоминанию времен года, частей суток, времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_-_kopiya.docx963.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».

      Формирование элементарных представлений о времени является важной частью познавательного развития ребенка дошкольного возраста, способствуя повышению качества его ориентировки в окружающем мире и оказывая позитивное влияние на развитие перцептивных (чувственных) и мыслительных операций.. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

       В программе «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) в разделе «Формирование элементарных математических представлений» старшей группы выделены следующие задачи: расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности; объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра; развивать умение узнавать и называть время года. По мнению составителей программы, в старшей группе необходимо дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки, закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий (что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра); а также формировать представления о днях недели, чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

       В программе подготовительной к школе группы ставятся следующие задачи: 1) дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года; 2) закреплять умение пользоваться в речи словамипонятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; 3) развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час); 4) формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа; 5) закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

     Указанные в программе задачи соотносятся с зафиксированными ожидаемыми результатами. К концу старшей группы дети должны иметь представление о смене частей суток, уметь называть текущий день недели, называть времена года, отмечать их особенности. В качестве итоговых результатов освоения программы выделяются следующие: уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); уметь определять время по часам с точностью до 1 часа; знать название текущего месяца года; знать последовательность всех дней недели, времен года.

      В процессе формирования у детей дошкольного возраста представлений о времени находят применение разные виды моделей (классификация Р.И. Говоровой): предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов (например, глобус, модель часов); предметно-схематические модели, в которых отражаются существенные признаки, связи и отношения (модель суток, недели, года; календарь); графические модели, в которых обобщенно (условно) передаются признаки, связи и отношения (календарь погоды).

Такая классификация наиболее приемлема для детей дошкольного возраста. Рассмотрим ее более подробно:

1. Предметные модели – представленные в виде физической конструкции                  

предмета. Например, модель часов, частей суток в картинках, времен года в картинках или в прозрачных цилиндрах  и др.

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/1565610/img_id1864805495737424388.jpeg/orig E:\пед.совет\image2.jpeg

2. Предметно-схематические модели – выделены в объекте познания существенные компоненты, связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков. Например, модель частей суток в цветовом изображении, времен года в цветовом изображении, вчера-сегодня-завтра, модель дней недели, года по месяцам и сезонам и др.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2699968/bbfc7e6f-e7bf-4a98-bf98-f829f5cc8cc0/s1200 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cfa90fbeddbc23e4480de0b8102aba05-l&n=13 

3. Графические модели, обобщенно передающие разные виды временных отношений (обобщенные схемы, чертежи). Например, временная спираль (см. далее), река времени, различные календари и др.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1048/001741c7-cf00d41d/img9.jpg

         В старшем дошкольном возрасте развитее моделирования происходит по нескольким взаимосвязанным линиям: развитее моделирования как знаково - символической деятельности; освоение детьми различных моделей (изменение их общности, системности); их самостоятельное применение в познании различного содержания. В данном возрасте происходит значительное изменение в осознании семиотической (способность создавать и использовать системы знаковые символы) функции; выявлено влияние понимания семиотической функции на эффективное освоение содержания без специального формирования практических действий моделирования.

        Наиболее простой моделью, отражающей последовательность временных интервалов, является линейная модель «Части суток», в которой части суток обозначены четырьмя разноцветными квадратами или кругами, выложенными сверху вниз или слева направо друг за другом. Организуя беседу с детьми, воспитатель помогает им понять, почему, к примеру, черный квадрат означает ночь, а серый – вечер. Предварительно, используя методы наблюдения за природными явлениями и рассматривания пейзажных картинок, педагог обращает внимание детей на преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета, таким образом, служит показателем различных частей суток, т.е. цветные квадраты (круги) становятся частями модели, символизируя один из значимых признаков каждой части суток – ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности.

       Обобщенные знаки служат наглядным материалом как для распознания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогая детям составить представление о продолжительности суток. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, их последовательность, начинает осознавать, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.

http://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/05/Chasti_sutok_17_07120749.jpg

         Однако, как показывает в своих исследованиях Т.Д. Рихтерман, использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета – утро. Поэтому в работе с детьми старшей группы необходимо использовать также круговую модель. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени.

     Вместе с тем круговая модель именно подводит детей к такому пониманию, но не решает проблему. Важно показать, что новый день тоже состоит из тех же частей, что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро и не вчерашний вечер, а совершенно новые. Именно понимание сути данного движения и затрудняет дошкольников. Дети не видят новизны, изменения. Цикличность явления в природе воспринимается ими как простое повторение.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/141/540/141540252_20180410_000755.png

      Данное обстоятельство искажает суть времени как последовательности существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о понимании связи будущего с прошлым через настоящее. Это, по мнению Н. Локоть, О.А. Фунтиковой. Е.И. Щербаковой, обусловливает необходимость применения в образовательном процессе объемной модели времени в виде спирали, характеризующей путь развития возвратом к исходным пунктам, но на новой основе.

     Созданная Н. Локоть, О.А. Фунтиковой объемная модель времени позволяет наглядно показать динамику и основанные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой модели дети легко и достаточно быстро доходят до самой сути такого сложного не столько математического, сколько философского понятия время.

     Основа объемной модели – спираль, каждый виток которой, в зависимости от решения конкретной дидактической задачи, наглядно показывает движение, изменения процессов, явлений во времени. Для успешного решения разных дидактических задач по ознакомлению детей с разными отрезками времени, с его главными свойствами объемная модель исполнена в виде нескольких спиралей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением.

http://900igr.net/up/datas/138711/025.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/10/27/s_5db5ead965a80/1235217_2.png

     Таким образом, использование различных моделей позволяет сформировать у детей представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о диалектической связи будущего с прошлым через настоящее. Первоначальное ознакомление детей с той или иной моделью предполагает проведение беседы по схемам, моделям. В дальнейшем включаются разнообразные дидактические игры и дидактические упражнения, позволяющие совершенствовать соответствующие представления детей на основе использования моделей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». (из опыта работы)

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, о...

Консультация для родителей на тему: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему "Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется в...

Консультация для воспитателей «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Никто из людей не смог остановить время или повернуть его вспять.Данная секунда только что была настоящим, и вот уже ушла в прошлое,породив будущую секунду. У времени нет начала и конца, его невозможн...