Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
статья (старшая группа)

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни: смена сна и бодрствования, время кормления и т.п., которые регулируются социальной средой. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни: смена сна и бодрствования, время кормления и т.п., которые регулируются социальной средой.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.

Цель работы сформировать временные понятия детей старшего возраста с помощью дидактических игр.

Чтобы достичь поставленной цели нам необходимо решить ряд задач. Закрепить знания названиях дней недели, временах года, времени суток и их последовательности. Освоить такие понятия, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т. п., этому способствует развитие речи, мышление, осознание событий.

Игры и упражнения в игровой форме широко используются для развития у детей различных представлений о времени. Среди них есть игры дидактические (сложные, настольно-печатные, с предметами), подвижные; игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-путешествия и т.д. Словесные дидактические игры и упражнения часто заключаются в следующем:

– в названии детьми пропущенного слова и (или) окончанием предложения («мы завтракаем утром, а обедаем?..», «мы пойдем в парк?..», «мы возвращаемся домой из детского сада?..», «Солнышко светит днем, а луна?.. » И т.д.); в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);

- в перечислении различных определений («Какая бывает осень?» - «Грустная, золотая, дождливая, холодная и т.д.»);

- в нахождении общего понятия (год) к частным (зима, весна, лето, осень);

- в определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь, например – «Подрасту еще немного, стану в школу я ходить» (будет), «Скоро-скоро снег растает, в нашей речке лед уйдет» (будет), «Летом на даче мы собирали грибы» (было).

Многие настольно-печатные дидактические игры с природоведческим содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей. Так, в игре «Кто, когда спит?» следует определить, кто спит днем, а кто ночью (например: сова, летучая мышь – днем, курица, бабочка – ночью и т.п.). В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени.

Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.

Игры и упражнения можно проводить с мячом: ведущий бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противоположное по значению, например: утро – вечер, день – ночь, рано – поздно, всегда – никогда, вчера – завтра, редко – часто, давно – недавно, долго – недолго, раньше – позже, зимой – летом, сейчас – потом, старше – моложе.

 Могут использоваться и прилагательные: утренний – вечерний, дневной – ночной, зимний – летний.

Существуют и другие варианты игр и упражнения с мячом: «Лови, бросай, дни недели называй (аналогично – времена года, месяцы)», «Я начну, а ты продолжи» и т.д. В них разрушаются сложившиеся у детей стереотипы об обособленности каждой временной категории, их непрерывности. В подобных дидактических играх дети учатся устанавливать временную последовательность с разных точек отсчета.

Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводят действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени года идет речь. Кукла встает с постели, одевается, причесывается – утро, играет с мячом, ловит сачком бабочку, обедает – день, раздевается перед сном – вечер.

Можно также совершать с детьми «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в ночное (или любое другое) время» - узнать, кто и где работает ночью (в дневное время, утром), «Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» и др.

Время одно из важных составляющих реальности. Время является сложным объектом познания. Об этом свидетельствуют исследования разных авторов, которые проводили экспериментальную работу с детьми дошкольного возраста.

Современный автор Р.Л. Непомнящая в пособии «развитие временных представлений у детей дошкольного возраста» предложила комплекс различных методов, а также разнообразные дидактические игры.

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо очень активно использовать разнообразие дидактических средств и методов обучения при выполнении такой важной и общественно-значимой задачи, как формирование и развитие в сознании ребенка представлений о времени.

1.        Непомнящая Р.Л. Развитие представлений у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Р.Л. Непомнящая – СПб.: Питер, 2004. - 365 с.

2.        Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. ВЛАДОС / Т.Д. Рихтерман – Москва.: Просвещение, 1982. - 398 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». (из опыта работы)

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, о...

Консультация для родителей на тему: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему "Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...

«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....

КОНСПЕКТ НОД «СУТКИ» Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Непосредственная образовательная деятельность

Цель: формирование представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Задачи:- расширить знания детей о временных понятиях: утро, день, вечер, ночь, их последовательность;- закреплять понятие &nda...

«Сутки» Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь....