«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»
методическая разработка по математике на тему

      Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явленийДетям трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий.

  Время – сложная для освоения дошкольниками категория, которая необходима в дальнейшем школьном обучении.

Современные образовательные  технологии математического развития помогут развить временные представления дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие  временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии».

      Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явленийДетям трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий.

  Время – сложная для освоения дошкольниками категория, которая необходима в дальнейшем школьном обучении.

Современные образовательные  технологии математического развития помогут развить временные представления дошкольников.

Тарабарина Т. Н., Кошапов Р., Лебеденко Е. Н., считали, что освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает очень рано.

Поэтому мы говорим о необходимости формирования временных представлений у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

    Вместе с тем, специфические особенности времени, как объективной реальности, затрудняют его восприятие детьми. Поэтому педагогу в работе по развитию у детей представлений о времени необходимо учитывать данный фактор.

На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.  

Цель работы:

  • Создание системы развития временных представлений детей 5-6 лет в соответствии с логикой их интеллектуального развития.

Задачи:

  1. Создание интереса к временным явлениям, содействовать пониманию свойств времени.
  1. Способствовать активному включению ребенка в деятельность по развитию временных представлений.
  2. Формировать ценностное отношение к времени,  умение детей ориентироваться во времени.
  3. Формировать элементарное умение планировать свое время, определять временные затраты.
  1. Способствовать развитию у детей познавательной активности, произвольности общения, любознательности
  2.  Воспитывать пунктуальность.

 Этапы работы

  • Продолжение знакомства детей с временными категориями (неделя, месяцы, времена года, год), выделение закономерностей временного цикла.
  • Закрепление знаний детей о временных отрезках.
  • Обобщение умений, навыков и  перенос в другие виды деятельности.

    Вначале было проанализировано математическое  развитие детей по методике  З.А. Михайловой, И.Н. Чеплашкиной. Большинство детей 81 % (22 ребёнка из 27) с интересом, активно включались в выполнение предложенного задания. Задавали уточняющие вопросы, делали предположения, иногда не правильные. Также наблюдения показали, что дети редко используют математические знания в самостоятельной деятельности.

     На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель: развитие системы временных представлений детей 5-6 лет в процессе реализации ООП ДОО

     Прежде чем начать работу, мы организовали предметно-пространственную развивающую образовательную среду. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.

  Мы создали рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами по развитию временных представлений.  

 Условно эти  игры можно разделить на:

  • Часы. Измерительные приборы и пособия, выставка различных видов часов  (песочные, механические, электронные, настенные, настольные, наручные)  У нас в группе есть выставка разных видов часов.
  • Дидактические игры по развитию представлений о времени:   «Всё о времени», «Учим часики», «Времена года», «Весёлые часики» и т.д.  Мы изготовили самодельную дидактическую игру «Река - времени» (история происхождения предметов).
  • Наглядный материал с понятием «время», тематические картинки по временам года.
  • Разные виды календарей (настенный, отрывной).
  • Временные модели: круговые по частям суток,  по дням недели, по месяцам и временам года по типу Р. Чудновой.  
  • Выставки детской литературы, рисунков детей по временам года, частям суток, видам часов.

      Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят рассматривать иллюстрации, играть в дидактические игры по развитию временных представлений, особенно любят дети нашу игру «Река времени».  Заполняя реку времени разными видами машин, пришли к общему выводу, что эволюция машин началась с колеса.  Также большой интерес детей вызывает календарь природы, который они не забывают заполнять и рисовать к нему рисунки.

    На первом этапе нашей работы мы формировали представления детей о временных промежутках. В процессе наблюдений еще в средней группе индивидуально или небольшой подгруппой оценивали состояние природы, окружающей среды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время года. Опирались на  воспринимаемые факты, их признаки, закрепляя в речи временные категории.

       В группе собран альбом иллюстраций, тематических картинок и загадок о времени.  С тематическим набором картинок выполняли различные упражнения: рассматривание контрастных частей суток, смежных частей (утро - день), определение частей суток, выбор картинок по заданию, раскладывание по порядку. В процессе рассматривания использовались и такие приемы: ошибка, побуждение к доказательству и мотивации своего ответа, сравнение, группировка картинок.

     В старшей группе в процессе бесед активизировали личный опыт ребенка о частях суток, о последовательности частей суток, о скорости движения, о смене суток и т.д. Беседа перерастала в дискуссию. Во время бесед возник интерес  к художественной литературе (В.И.Даль «Старик – годовик», С.Я. Маршак «Открываем календарь – начинается январь»).  

В процессе наблюдений, бесед выделяли характерные особенности временных промежутков, что позволяло включить в образовательный процесс на втором этапе модели дня, недели, месяца и года.

Когда дети освоили временные промежутки, мы перешли к следующему этапу. Цель, методы и технологии  второго этапа представлены на слайде.

Так же мы использовали   словесно – дидактические игры, разработанные Ф.Н. Блехер:

  • В назывании детьми пропущенного слова и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем?...» и т.д.);
  • В придумывании предложения с заданным словом;
  • В перечислении определений;
  • В нахождение общего понятия к частным (год- зима, весна, лето, осень и т.д.);
  • В определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь.

  Из числа предложенных подвижных игр детям понравилась игра с мячом на слова антонимы по временным категориям (утро – вечер, день – ночь, вчера – завтра, раньше – позже, старше – моложе и т.д.). Особый восторг вызвала путаница в игре – инсценировке «Неделя, стройся».

     Детские представления стимулируют детское изобразительное творчество. Для закрепления временных представлений предлагались следующие темы:

  • Для рисования: «Солнце ложится спать», «Самый красивый закат», «Золотая осень» и т.д.
  • Для лепки: старинные игрушки, игрушки будущего.
  • Для конструирования: машина времени, дом будущего.
  • Для аппликации: мир будущего, мир прошлого.

Одним из эффективных методов закрепления временных представлений считаем моделирование. Как мы говорили ранее, мы использовали и используем круговые модели. Их предназначение – помочь детям освоить последовательность и зависимость между временными категориями, перейти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени. Начинали с простых моделей частей суток и недели, затем месяца и года.  

Также помогает формировать временные представления методы технологии ТРИЗ и РТВ (волшебники времени, Хорошо - плохо) Например: взрослеть это хорошо или плохо? У детей множество предложений на каждое утверждение.

Или если использовать волшебников времени. Например, мы в садике, пока родители были на работе прошло 5 лет. Какими мы станем: примеры: одежда и обувь мала станет, нас не узнают родители когда придут и так далее.

  На третьем этапе работы стояла задача обобщение умений, навыков и  перенос в другие виды деятельности. Эффективным методом обобщения временных представлений считаем  проблемные ситуации.

Для успешного решения проблемных ситуаций необходимо:

  • наличие у детей определенного запаса знаний;
  • интереса (положительного эмоционального отношения) к процессу решения проблемы;
  • умение педагога создать условия организации поисковой деятельности.

  В работе мы использовали различные приемы решения проблемных ситуаций:

  • готовые варианты решения,
  • неполные решения,
  • задача-подсказка,
  • наводящая задача,
  • цепочка наводящих задач или задач-подсказок,
  • система вопросов,
  • переформулировка условий задачи,
  • прием проб и ошибок.

   Начинали с простых проблемных ситуаций и постепенно усложняли их содержание.

Простые проблемные ситуации, которые требуют от ребенка на основе нескольких признаков определить день недели, часть суток, время года, расположение предметов и так далее, не вызывали затруднения у детей.

    Вопросы: Когда это бывает? Когда можно кататься на санках? А летом можно кататься на санках? Зимой птицы поют? Подснежники расцветают осенью? И т.д.

Большой интерес вызывают проблемные ситуации, содержанием которых являлись типичные детские ошибки в определении временных и пространственных категорий.

Например:

«Андрюша и Саша разговаривают. Андрюша говорит: «Я вчера поеду к бабушке на дачу». Саша отвечает: «А я завтра был у бабушки на даче». Вопрос: «В чем дети ошиблись? Как правильно надо говорить?»

Часто используем игровые проблемные ситуации (на определение дней недели и запоминание их очередности).

Например:

Ситуация: Рома поехал к бабушке в деревню в понедельник, а вернется домой через две недели на второй день.

Вопрос к детям: В какой день недели вернется домой Рома?

   Постепенно временные категории вошли в практическую деятельность детей. В составляемых рассказах никогда не забывали о времени происходящих событий,  в повседневной жизни играли в дидактические и словесные игры по временным представлениям. Улучшилась ориентировка детей во времени: они знают, что зарядка в 8.05 и опаздывать нельзя, музыкальные занятия по вторникам и четвергам и т.д.

Дальнейшие наблюдения за детьми показали, что они переносят знания и умения, полученные при решении проблемных ситуаций и развивающих игр в игровую  деятельность.

В апреле 2016 года нами была проведена повторная диагностика детей  по методике З.А. Михайловой, И.Н. Чеплашкиной Полученные результаты проведенного анализа показали положительную динамику математического развития детей, инициативности, творчества в самостоятельной деятельности детей по развитию элементарных математических представлений.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций

Соременные дети живут и развиваются в период информационной цивилизации, новых компьютрных технологий. Актуальные требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания ...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

В данном материале рассказывается как у ребенка старшего дошкольноговозраста сформировать элементарные математические представления....

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных компьютерных игр

В презентации рассматриваются интерактивные компьютерные игры, которые плоложительно влияют на ФЭМП. Материал будет полезен воспитателям....

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.Для решения воспитательных и образовательных задач  используется технология В. В. Воско...

Развитие логико-математический представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики

В данном материале предаставлен опыт работы с детьми старшего возраста по логике...