Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
консультация (подготовительная группа)

Вершинина Светлана Леонидовна

В данном материале рассказывается как у ребенка старшего дошкольноговозраста сформировать элементарные математические представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Введение

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что развитие математической науки проникает в разные области знаний и изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детских садов.

Кроме этого, благополучие личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

Проблемой обучения детей дошкольного возраста элементам математики занимались такие учёные, как: JI. А. Венгер, Р. Грин, В. В. Данилова, Е. Дум, Я. А. Коменский, В. К. Котирло, В. Лаксон, А. М. Леушина, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Подьяков, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, М. Фидлер, Ф. Фребель и др.

Одна из основных проблем при формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста - это развитие понятия числа. При значительной разработанности она до сих пор остается весьма актуальной.

По мнению Е.В. Родиной целесообразно восстановить логику в методике формирования понятия числа на разных этапах дошкольного возраста. Так, осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет, через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным.

Затем следует формировать понятие числа, где число выступает как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у детей представлений о числе, вычислительной деятельности, знакомство с величинами, пространственными и временными отношениями, определяют не только базу математической подготовки детей к изучению математики в школе, но и являются средством умственного развития.

В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И.А. Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» и др.

Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи.

Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр, цель которой: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений.

В самообразовании работая по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр» провела диагностику уровня детей.

Цель исследования:

 изучить теоретические основы развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

Изучить психолого-педагогическую сущность развития количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Выявить особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Изучить возможности игры как средства развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотреть классификацию игр, способствующих развитию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования:

 развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования:

 особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: 

развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста будет успешно, если изучить психолого-педагогическую сущность развития количественных представлений детей дошкольного возраста, выявить особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методы теоретического исследования:

-изучение литературы, ее анализ и синтез,

-конспектирование,

-реферирование,

- аннотирование

-цитирование,

-библиографическое описание.

Таким образом, данное исследование поможет углубить знания о теоретических проблемах развития количественных представлений у детей дошкольного возраста и выявить особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретические аспекты развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе дидактической

игры

1.1 Психолого-педагогическая сущность развития количественных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.

В математической подготовке детей, развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению, как начальному способу познания количественной характеристики окружающего. Это дает возможность дошкольникам, прежде всего, пользоваться не общепринятыми, а условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.

В процессе систематического обучения математике, дети овладевают специальной терминологией - названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание), математических действий (сложение, вычитание...) и др. При этом работа не ограничивается только занятиями. Следует иметь в виду использование всего дидактического пространства в условиях образовательной ситуации.

Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые

усилия в процессе решения математических задач.

Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности.

Понятие «развитие количественных представлений дошкольников» является довольно сложным, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Развитие количественных отношений - это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.

Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Развитие понятия числа следует формировать на обучении выполнению действий с величинами, где число выступает, как отношение измеряемого предмета к его условной мерке, что доступно для детей старшего дошкольного возраста.

Натуральные числа - это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов (1, 2, 3 ... и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

Представление о числе формируется у человека, во-первых, в результате сравнения множеств, а, во-вторых, при измерении величин и отмеривании (воспроизведении) величин, равных данной величине. Для наиболее успешного формирования понятия числа у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях необходимо создавать педагогические условия:

-специально организованное обучение детей;

-использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, моделирование и др.);

-организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети - педагог», «дети - дети»;

-специально организованную, совместную и самостоятельную деятельность детей в предметно-развивающей среде;

- создание ситуации успеха;

-фиксация успеха, достигнутого ребенком;

-создание положительного фона для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.

Ф.Н. Блехер, обосновывая психолого - педагогическую сущность развития количественных представлений детей дошкольного возраста предложила общие пути работы по формированию математических представлений.

Она выделила два основных пути в работе с детьми:

Использование всех многочисленных поводов, которые доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.

Путь, тесно связанный с первым - игры и занятия со специальным заданием по счёту.

Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором - работа по счёту носит самостоятельный характер. В работе с детьми эти пути пересекаются и применяются в каждой возрастной группе детского сада.

Так же, Ф.Н. Блехер разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

-овладение математической терминологией;

-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.

Основными задачами математического развития детей являются:

-накопление дошкольниками знаний о множестве, величине, пространстве;

-формирование начальной ориентации в количественных, и временных отношениях;

-формирование умений и навыков в счете и др.; -овладение детьми терминологией;

-развитие у них интересов и умственного развития ребенка в целом.

Таким образом, можно сказать, что проблема психолого- педагогической сущности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста всегда особо волновала ученых.

1.2 Возможности дидактической игры как средства развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игра – основной вид деятельности детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом и есть обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок - «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры.

В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игра является средством развития, обучения и воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.

Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи.

В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.

Дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического их применения. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе. При этом, нужно учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь - это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания следует использовать именно в этих видах деятельности; использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.

Какова же роль игры в математическом развитии детей дошкольного

возраста? Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной

инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная

положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и

расширяются, но и в силу их многократного, практически-действенного

воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают

сознательный и обобщенный характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру, как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх, например, деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых. «Игра - писал выдающийся психолог А. В. Запорожец, - дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей».

Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным состоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях.

Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями.

Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовывать опыт ребенка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.

Развитие чувства пропорций и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.

Все это возможно дать детям в развивающих играх. Ведь игра - основной вид деятельности детей, в игре ребенок учится, познает мир.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснутся к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель развивающих игр - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, предсказуем, для человека.

Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В развивающей игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.

В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые

методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в

атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Развивающие игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Особенно немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Если проанализировать дидактические игры сточки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

В старшем дошкольном возрасте детей учат считать в пределах 10, заканчивают знакомство с цифрами первого десятка. Продолжается формирование представлений о числах до десяти на основе действий со множествами и измерения с помощью условной меры.

На пример. На счетной полоске раскладываются две группы предметов: пять ромашек и пять васильков. На основе сравнения множеств путем попарного соотнесения элементов детям показывают принцип образования числа. Сравнивая и пересчитывая ромашки и васильки, дети убеждаются, что цветков поровну, по пять. Затем добавляется одна ромашка. Сравнив, а затем, пересчитав ромашки и васильки, дети выясняют, что ромашек стало больше. Воспитатель обращает их внимание на то, что образовалось новое число - шесть: оно больше пяти. Число шесть получилось, когда мы к числу пять добавили еще один.

Аналогично этому показывается детям образование всех чисел в пределах 10 путем сравнения равных и неравных групп предметов, выраженных последовательными числами: шесть и шесть, шесть и семь; семь и семь, семь и восемь; восемь и восемь, восемь и девять; девять и девять, девять и десять; десять и десять. Параллельно обычно рекомендуется поупражнять детей в счете в пределах изученного числа.

Одновременно с показом образования числа детей знакомят с цифрами от 0 до 9. Пересчитывая количество предметов, воспитатель называет число, а затем показывает, какой цифрой оно записывается. Рассматривает вместе с детьми изображение цифры, анализирует его, сопоставляет с уже знакомыми цифрами, делает образные сравнения (единица, как солдатик; цифра 8 похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, но у

цифры 7 как будто крыша над головой, а у цифры 1 как будто носик). Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами: 0 и 1. Поэтому, прежде необходимо познакомить детей с нулем.

Понятие о нуле дети получают, выполняя задание отсчитать предметы по одному. На пример. На столе - девять кубиков. Воспитатель просит показать цифру 9. Затем убирает один кубик, предлагает детям пересчитать, сколько кубиков осталось, и показать цифру, обозначающую количество оставшихся кубиков. Они показывают цифру 8. Воспитатель убирает кубики по одному, а дети каждый раз показывают цифру, обозначающую количество оставшихся кубиков: 7, 6, 5, 4, 3, 2.

Когда на столе остается один кубик, воспитатель предлагает кому-то из детей убрать его.

Воспитатель. Сколько теперь на столе кубиков?

Дети. Ни одного.

На каждом занятии, где дети используют цифры, необходимо вводить дидактические игры «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Убираем цифры», «Назови соседей» и т. д.

Используя цифры на занятиях, важно не путать понятия «число» и «цифра». Цифра - это знак числа. Число - это количество предметов.

На одном из занятий, когда дети познакомились со всеми числами и цифрами первого десятка, можно познакомить их с историей возникновения чисел и цифр.

Детям показывают различие между порядковым и количественным счетом. Важно, чтобы они сами поняли это различие. Используя количественный счет, можно ответить на вопрос «сколько?», определить, сколько всего предметов, игрушек. Результат счета остается неизменным независимо от направления счета: слева направо или справа налево производился пересчет.

Считая предметы по порядку, нужно условиться, с какой стороны

будем считать, так как именно от этого зависит результат счета.

Дидактические игры по развитию количественных

представлений у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Настольно-печатные игры по развитию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к математической деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1. дидактическая задача;

2.игровые действия;

3.правила игры;

4.подведение итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • настольно-печатные,
  • словесные игры и
  • игры с предметами (игрушками, природным материалом).

Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Запоминания состава, количества и расположения картинок.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Мы считаем» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу, разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей.

Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Задача этого вида игр учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2 - 4 части, то в средней и старших группах разрезают на 8 - 10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет, то для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.

Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что «это длинное ушко» - от картинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle - игра на выдержку), где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей.

Игры проводят так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь, но и воображение, творчество. Часто ребёнок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений или голоса. В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие - отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например, маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Настольно-печатные игры - это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок, потом будет затруднительно.

Игра «Веселый карандаш» цель, которой развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете. В этой игре дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

Настольно-печатные игры очень интересны и воспринимаются детьми всегда с удовольствием.

2.2 Словесные игры по развитию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр.

Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу: узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т. п.

 При восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д. Родари), которые читает воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление. Не меньшее педагогическое значение имеют игры - загадки, игры- предположения («Что было бы, если бы?..») разработанные А. И.Сорокиной. Они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. Есть словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним?»), разбираться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает - не бывает?»).

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх дети учатся на имеющиеся представления о предметах, углублять

знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки и сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях; развивают слуховое внимание, упражняются в счете.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра требует использование приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах. В словесных играх ребёнок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать загадки по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы.

Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но они особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

2.3 Игры с предметами по развитию количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» старшие дошкольники учатся составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям 5-6 лет предназначены игры с кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к школе. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого

они сделаны. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Собери камушков на один больше, чем четыре?», «От какого дерева третий лист?», «Кто скорее выложит узор из (5,7 и т.п.) листочков?», «Собери букет из девяти маленьких листьев». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей как математические так

и об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Заключение

Таким образом, представленные в данной работе вопросы являются значимыми в развитии количественных представлений у детей дошкольного возраста. Наша работа наиболее ярко отразила сложность и важность организации развития количественных представлений у детей дошкольного возраста, и достигла поставленной цели: изучить теоретические основы развития количественных представлений детей дошкольного возраста. В ходе работы были решены намеченные задачи:

-изучена психолого-педагогическая сущность развития количественных представлений у детей дошкольного возраста;

-выявлены особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста;

-изучены возможности игры как средства развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, закрепляют и расширяют знания по математике. Радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в изучении математики, как одного из важнейших учебных предметов в школе, а также способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных компьютерных игр

В презентации рассматриваются интерактивные компьютерные игры, которые плоложительно влияют на ФЭМП. Материал будет полезен воспитателям....

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в соответствии с ФГОС ДО

  Создание условий для развития математических представлений у дошкольников в системе дидактических игр....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала, и ребенок принимает более активное участи...