Обобщение опыта по теме: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
статья (подготовительная группа)

Фролова Ирина Анатольевна

В данной статье автор делится практическим опытом работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, организацией работы с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта работы70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ».


          В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
         Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения.
Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций патриотического воспитания подрастающего поколения. В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача патриотического развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставляют обратиться к уникальному опыту отечественной педагогики, пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования, роль и значение науки и искусства творить добро.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и патриотического воспитания и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

 В науке нет единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовности и патриотизма. Существует многообразие подходов, можно выделить в них общее.

       Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям, своей Родине, к природе родного края. В связи с этим патриотическое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей.

        Патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью патриотического воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. 
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Патриотическое воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
В современной системе дошкольного образования вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства. 
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно-нравственных  и патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями. 
Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных и патриотических качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса: родители, педагоги и общественные организации. 

Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения. 
Актуальность на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между общественной потребностью в обогащении духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста и неподготовленностью педагогических работников дошкольного образовательного учреждения и родителей к реализации данной потребности. В связи с этим социально-педагогическую значимость приобретает поиск путей развития духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста, эффективных педагогических условий формирования духовно-нравственных основ с опорой на духовно-нравственные ценности. 
В связи с этим
 работа в МБДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников ведется в таких направлениях:

*    первое направление - повысить профессиональную компетентность педагогов по       духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников;

*   второе направление – поднятие авторитета ДОУ в глазах родителей. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по патриотическому воспитанию детей;

*    третье направление – указывает на необходимость включение в работу с детьми содержания, которое позволило бы ребенку понять значимость Родины, семьи, родных и близких в его жизни.

*    четвертое направление – предполагает такую организацию работы дошкольного учреждения, которая строилась бы на взаимодействии с семьей «на равных».

*     пятое направление - расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

Работа по повышению компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное и патриотическое воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы  воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного и патриотического воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, любовь к Родине, к природе родного края, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, Н.И. Цуканова) на основе активных форм взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Работа с детьми по формированию духовно-нравственных и патриотических качеств личности. Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

Участие родителей в образовательной деятельности. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, патриотические и духовные обычаи.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной и патриотической сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания детей составлен план работы МБДОУ с общественными организациями. В процессе взаимодействия использовались следующие эффективные формы работы:

Акция «Трудовой десант»

Работа по внедрению проекта: «Мы юные избиратели»

Городские открытые мероприятия: «Выборы в сказочном лесу»

Совместные спортивнее соревнования с дошкольниками других ДОУ.

Совместные спортивнее соревнования с учениками школы.

Музыкальный спектакль «Рождество Христово»

Мастер – класс «Рождественский подарок»

Концерт учеников музыкальной школы «Дети - детям»

Праздники и развлечения к 23 февраля и 9 мая.

Ежегодное участие в городских патриотических праздниках.

Экскурсия в библиотеку (тематические беседы на патриотические темы) и многое другое.

Результаты проведенной работы.

В период с октября 2017 года по январь 2019 года в МБДОУ N25 был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников старшего возраста.
Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, исследовательские проектов, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов патриотической воспитанности дошкольников. Работа в тесном сотрудничестве с родителями и общественными организациями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно - нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.). Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние два года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания проводится в начале и по окончании учебного года. Вначале было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного и патриотического воспитания. 
Опрос педагогов показал - все уверены (100%), что духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста.
Начальные итоги анкетирования родителей показали, что вначале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности и патриотизма детей, но потом ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники: Пасха, Масленица; праздники патриотические 23 февраля, 9 мая. Повысился уровень знаний родителей по воспитанию у дошкольников патриотических чувств.

Итоги мониторинга детей говорят о следующем:

Область «Социализация» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.

Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.

Область «Познание» Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о достопримечательностях родного города, страны.

Область «Музыка». Дети с удовольствием поют песни композиторов о родном городе, о стране.

Область «Художественное творчество» Дети охотно передают в рисунках впечатления от экскурсий по родному городу, от посещений выставок и библиотек по темам патриотической направленности.

Область «Физическая культура». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры; принимают активное участие в городских и садовых мероприятиях патриотической направленности;

Область «Чтение художественной литературы» Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.

В процессе работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей были достигнуты следующее результаты:

* Повышена компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста.

* Оптимизировано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

* Произошло расширение связей ДОУ с социумом.

* Опыт работы обобщен на уровне ДОУ.

Перспектива дальнейшей работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспитанию духовно-нравственных и патриотических качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, Родины, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по патриотическому развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью.

Библиографический список.


1. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1992. 
2. Бариленко Н.В.Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии.-1988.- 4
3. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания.Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1996.                                                                     4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989..

5. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988. 
6. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп.- 2001.-10.

7. Котырло В.К. Нравственное воспитание детей // Дошк. восп.- 1997. - 4. 
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1984. 
9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. . 
10. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987. 
11. Счастная A.M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник). -Минск, 1990. 
12. Штольц К., Хельмут Д. Как воспитать нравственное поведение. - М.: Просвещение, 1986. 
13. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.