Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Портнова Жанна Николаевна

Данная статья поможет воспитателям в игровой форме познакомить детей с тряпичной куклой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Портнова Жанна Николаевна воспитатель МАДОУ детский сад № 8

Волкова Мария Николаевна воспитатель МАДОУ детский сад № 8

Наумова Евгения Александровна учитель-логопед МАДОУ детский сад № 8

Россия- родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Просеянных сквозь сито веков.

Так педагоги нашего детского сада серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Безусловно, и раньше в этом направлении велась определенная работа: в каждой группе были оформлены уголки народного искусства; детям читались сказки; их знакомили с русскими пословицами, поговорками. Песнями и хороводами; проводились занятия по народной декоративной росписи и т. д. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Педагоги решили выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в русской избе, где будут размещены предметы, наиболее часто упоминающие в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т.д. Начались их поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители воспитанников. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников.

Исходя из музея «Русская изба» педагогам захотелось познакомить ребят и с народной игрушкой, да не просто познакомить, а вызвать большой интерес к тряпичной кукле. Многие из детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. -Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что его нет в ближайших окрестностях. Именно поэтому мы решили создать мини-музей «Тряпичных кукол». Многие музеи запрещают своим посетителям прикасаться к экспонатам, мы же напротив рекомендуем позвенеть в колокольчик, поставить чугунок в печку и устроить настоящую борьбу среди кулачных бойцов. Предлагаем вашему вниманию конспект занятия «Теремок тряпичных кукол»

Здравствуйте, гости дорогие, доброго вам дня! Проходите, присаживайтесь поудобнее! Сегодня мы собрались, как раньше в давние времена собирались на посиделки наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, разговоры вели, да делились друг с другом секретами своего мастерства.

Давайте сядем все рядком, да поговорим ладком. А о чем будет наша беседа – угадайте.

В сундук я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)

 «Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка тряпичная, очень симпатичная!»

И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы.

-Скажите, ребята вам прабабушки не рассказывали в какие куклы они играли? В старину куклы были матерчатыми, т.е сделаны из ткани. И назывались они тряпичными. Кто может мне объяснить, что значит слово «тряпичная»?

- Есть такая примета, когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль, если же небрежно обращаются с игрушками, быть беде. Люди верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка. Поэтому кукла всегда была рядом с ребенком. В старину тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Она была в каждой семье; в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни. Их дети начинали вертеть с пяти лет. У таких кукол лица не рисовали, поэтому их называли Безликими. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. А берегли в корзинах, коробках, запирали в ларчики.

Ребята, помните сказку про теремок? Кто поселился в лесном теремке? Смотрите, а у нас тоже есть домок теремок. Прямо как из русской народной сказки. Только в нашем теремке поселились русские тряпичные куклы. Посмотрите, как их много! И все они такие разные!

Вот в этих трех светлицах поселились три красы-девицы. Это старшая из них – куколка Желанница. (Даем детям куклу в руки для рассматривания). Она любит красиво одеваться, наряжаться и перед зеркалом крутиться. Но Желанница – не бездельница. Она помогает любые добрые желания исполнять! Дарили ей красивую бусинку или ленточку яркую и на ушко желание шептали. Если желание доброе и тот, кто его загадал на печи не сидел, а старался и дело делал, то Желанница таким людям помогала и желания их исполнялись!

А это средняя сестричка, ростом невеличка, зато коса у нее – загляденье! Зовут ее Куколка-на-счастье, потому, что дарят ее тем, кому счастья желают. И коса у нее такая длинная не только для красы. Ведь в косе вся ее сила – чем длинней коса, тем больше счастья.

А это младшая сестричка. Не смотрите, что она такая скромница. Эта куколка очень важная. Ее самые маленькие детки делали и родителям дарили в ответ на те подарки, что им мамы и папы делали. Этой куколкой благодарили и радость дарили. И имя у нее подходящее – Отдарок-за -подарок.

А на крылечке собрались погреться на солнышке старые старушки куклы Зерновушки. С виду все они похожие. Но имена у всех разные. Одна фасолью набита. И зовут ее – Фасолинка. Другая горохом – Горошинка. А третья гречкой наполнена и имя у нее Гречишница. Давайте, ребятки, попробуем узнать-угадать, как какую куколку зовут! (Раздаем детям кукол, они их ощупывают, мнут и пытаются определить, чем набита кукла и как ее, соответственно, зовут)

Вот кукла Колокольчик – песенница и плясунья. Если вдруг кому-то скучно-грустно стало, то вмиг развеселит, тяжелые думы прогонит. И на любом празднике она главная гостья. Какой же праздник без песен и танцев? Услышали звонкие колокольчик куклы-хороводницы и прибежали на лужок плясать, хороводы водить. Посмотрите, как они танцуют, как юбочки нарядные летят-кружатся. А теперь, ребята, вы попробуйте заставить хороводниц плясать. Теперь устроим настоящие танцы! Мы с куклой-колокольчиком вам споем, а вы с хороводницами потанцуете!  Только внимательно песню слушайте – когда она медленная и вы медленно ладошками двигайте, а когда быстрая – быстро. Наплясались девчонки-хороводницы, нагулялись и встали в сторонке отдохнуть. Но тут на полянку выходят парни-куклаки, богатырские кулаки. Все как один удальцы-молодцы, кулачные бойцы. Плясать они не захотели, а решили силушку свою богатырскую показать, руками помахать. Но драться не стали, а устроили тренировку по кулачному бою, чтоб драться не между собою, а с мешками. На палке подвешиваем мешочки, набитые сеном, а дети, вращая кукол, стараются попасть руками кукол по мешкам. Если есть желание, можно устроить и настоящие поединки. Выигрывает тот, кто сможет сбить шапочку с куклы соперника.

 Ах, какие вы все ребята молодцы-удальцы! Ловкие да смелые! Куклаки наши убежали на речку купаться.А у нас новое знакомство. Посмотрите, кто это тут у нас за поленницей спрятался-притаился? Это зайка! Наш зайчик на пальчик, хоть и трусишка, но тоже затейник и весельчак. Хочет он с вами, ребята поиграть в игру «Сороконожки». Поиграл с нами зайка, а теперь ему в лес, домой пора. Попрощайтесь с ним, ребята.

А в этом окошке кукла Кормилка. Она всему теремку хозяйка. Кормилка печь топит, кашу готовит, щи варит, блины жарит, хлеб печет за это ей от всех почет!

А, посмотрите, кто это у нас во дворе еще есть? Лошадка да коровка! Как без них прожить в деревне? На лошадке и в город поехать, и поле вспахать, и урожай домой привезти. А коровка-кормилица молочко дает. Его и так пить и кашу сварить. А сколько вкусных продуктов из молока делают! Какие продукты из молока вы, ребята, знаете? Чтобы коровка молочко давала, а лошадка была сильная и здоровая за ними нужно ухаживать: чистить, водицей поить да сеном свежим и душистым кормить.

Кормит всех душистым сеном кукла кубышка-травница. Она все травы знает и простые, и целебные. Да и сама она сеном-травой набита. Ее и помять приятно, и понюхать!

 С какими народными куколками мы с вами сегодня познакомились? Запомнили, как кого из них зовут? Какая куколка вам больше всех понравилась?

Вывешиваем под крышей теремка куклу «Ангел». Посмотрите, кто это в наш теремок пожаловал? А это над нашим теремком парит ангел. Он с небес слетел, чтобы смотреть все ли в теремке складно да ладно, чтоб никто никого не обижал, не ругались и все дружили и друг дружке помогали. И если не лениться, не ссориться и друг друга любить, то ангел такой теремок обязательно от всех бед охранит, и радость и счастья всем его жителям подарит. Он ведь Ангел-хранитель.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (3.с3,4,8) под редакцией О.Л. Князева; М.Д. Маханева.

Мини-музей в детском саду (1.с.3,4) под редакцией Н.Рыжова; Л.Логинова; А.Данюкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...