Развитие речи ребёнка раннего возраста при помощи произведений устного народного творчества
статья

Винникова Ольга Евгеньевна

     Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе  развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством. наполненностью. яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_poteshka.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребёнка раннего возраста, используя произведения устного народного творчества

«Потешка учит говорить»

(для детей раннего возраста)

                                                               

                              Разработала:

                                                       Винникова О.Е., воспитатель

     Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе  развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством. наполненностью. яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством. тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

     Проблема: почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. в семьях всё меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространённых потешек – «Сорока-белобока», «Ладушки». Не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщённости действий педагогов и родителей в вопросах познавательно-речевого развития детей раннего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

    Основная цель: способствовать развитию речевой активности, мышления, мотивации поведения,  коммуникативных способностей детей раннего возраста через использование в работе с детьми произведений устного народного творчества

Сопутствующие цели:

  • формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора;
  • развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;
  • воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него;
  • воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах;
  • совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Ожидаемый результат:

  • формирование у детей первичных навыков восприятия фонематической и лексической стороны речи;
  • обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями;
  • формирование интереса к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • формирование положительного отношения к режимным моментам;
  • у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;
  • повышение активности родителей в совместной творческой деятельности

Продукты проекта:

  •  подбор произведений устного народного творчества для использования в совместной образовательной деятельности: НОД, режимных моментах, прогулках и т.д.;
  • составление картотеки произведений устного народного творчества для детей раннего возраста;
  •  консультация для родителей «Для чего нужны потешки?»;
  • подбор книг с произведениями устного народного творчества;
  •  оформление предметно-развивающей среды. согласно теме проекта;
  • итоговое мероприятие для родителей с детьми.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели группы,     музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители.

Вид проекта: среднесрочный, познавательно-исследовательский, творческий, коллективный.

Этапы проекта:

I этап:    Мотивационный

   

     Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование целей и задач проекта. Заучивание произведений устного народного творчества воспитателями. Проведение консультации для родителей о роли произведений устного народного творчества в развитии и воспитании детей. 

II этап:   Проблемно-деятельностный

Организованная

образовательная

деятельность

в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

(с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

С воспитателем:

- организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора;

- пополнение развивающей игровой среды в группе на основе произведений устного народного творчества;

  • - чтение и рассматривание иллюстраций в книгах с разными жанрами фольклора;
  • - организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных;
  • рисование

- утренняя гимнастика;

- пальчиковые игры «Моя семья»;

- физкультминутки;

  • беседа «Моя любимая сказка», правила общения с книгой;

- потешки во время умывания:

- потешки во время приема пищи:

- на прогулке: «Дождик. дождик»

  • перед засыпанием:

«Баю-бай»

  • после «тихого часа»:

- игра-инсценировка «Уложим куклу Машу спать»;

- дидактические игры  «Угадай сказку»; домино «Дикие животные»;

- настольно-печатные игры, пазлы и кубики;

- театр на столе «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Теремок»;

- вкладыши, разрезные картинки «Дикие животные и их детёныши»;

- рассматривание книг со сказками

- выявление практических и теоретических умений родителей по развитию речи ребёнка;

- подбор произведений устного народного творчества для использования в режимных моментах, совместной деятельности;

- оформление стенда для родителей «Потешка учит говорить»;

- участие в итоговом мероприятии

С педагогом-психологом:

- организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора;

- показ театров с использованием русских народных персонажей;

 - показ и проигрывание сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»;

  • разучивание потешек, пальчиковых игр;

- подвижные игры «Вправо влево повернись и в лисичку (зайку, медвежонка и т.д.) превратись», «Кот и мыши»

- беседы (перед обедом, после тихого часа, во время вечерней игры):

  •  «Моя любимая сказка»;
  • «Из какой сказки этот герой».

- использование потешек в сюжетно-ролевых играх;

- развитие мелкой моторики пальцев рук «Идет коза рогатая…»;

- выполнение действий, согласно тексту;

- игра-инсценировка с игрушками по сюжету сказки «Колобок» с использованием театральных кукол би-ба-бо;

- пальчиковые игры «Этот пальчик – дедушка…»;

- подвижные игры «Солнышко и дождик»;

- игра «Солнечный зайчик»

  • разрезные картинки по сказкам;

- конструирование «Домик для друзей» (по сказке Теремок);

  • строительство Теремка из модулей;
  • «минутка радости» в сенсорной комнате

- консультация для родителей «Для чего нужны потешки?»;

- выставка книг с различными жанрами фольклора

- выяснение, на- сколько активно применяют родители малые фольклорные формы;

- подбор произведений устного народного творчества для использования в режимных моментах, совместной деятельности

- знакомство родителей с произведениями устного народного творчества с целью последующего использования в домашних условиях;

- организация и участие в итоговом мероприятии

С  музыкальным руководителем:

- прослушивание колыбельных песен;

- хороводные игры: «Заинька попляши»;

  • разучивание песенки-игры
  • слушание и разучивание колыбельных песен,  потешек

- разминка перед занятием;

  • - развитие артикуляционного аппарата. речевого дыхания;

- физминутки;

- потешки: «Вышел козлик погулять», «Рано-рано по утру пастушок ту-ру-ру-ру…»,

- подвижные игры «Дождик. дождик, кап, кап…»

  • рассматривание иллюстраций в книгах с потешками, со сказками

- подбор произведений устного народного творчества для использования в режимных моментах, совместной деятельности;

- знакомство родителей с произведениями устного народного творчества с целью последующего использования в домашних условиях;

- организация и участие в итоговом мероприятии

III этап:  Итоговый

Досуг «Потешка учит говорить»

Потешка: Здравствуйте дети! Здравствуйте родители!

Воспитатель: Здравствуй,  Потешка!

Дети давайте поздороваемся!

Песенка:   Здравствуйте глазки, глазки, глазки,

Здравствуйте ушки, ушки, ушки

Здравствуйте носик, носик, носик

Здравствуйте ротик, ротик.

Здравствуйте ручки, ручки, ручки

Здравствуйте ножки, ножки, ножки

Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем

Ножками топаем, топаем, топаем

Потешка: Проснулся петушок рано и давай голосить

                                       ( на руке петушок-игрушка) Ку-ка-ре-ку!

Попевка «Петушок»:  Петушок, Петушок

Золотой гребешок

Маслена головушка
Шелкова бородушка

Что ты рано встаешь

Деткам спать не даешь?

Потешка: разбудил ребяток Петушок
 
Потягушечки, порастушеньки,                Ручки вверх, в стороны.

   Поперёк толстушеньки,                            Ручки скрестить и развести.

   А в ручки хватушеньки,                             Сжимаем и разжимаем кулачок.

   А в ножки – ходюшеньки,                         Ножками топаем.

   А в роток – говорок,                                  Указательный палец к губам.

  А в головку – разумок.                                Ручки на голову.

Психолог: массаж игровой

Собака на кухне пироги печёт.                   Пощипывание спинки.

Кот в углу сухари толчёт.                          Глубокое разминание ладонями.

Кошка в окошке платье шьёт.                   Постукивание.

Курочка в сапожках избушку метёт.       Поглаживание.

Потешка: ну вот проснулись, потянулись, водичкой умылись

Попевка «Водичка, водичка»: Водичка, водичка

Умой наше личико,

Что б щечки горели

Что б глазки блестели

Кусался зубок,

Улыбался роток.

Потешка: умылись, улыбнулись и покушать сели

                                                   Ладушки, ладушки…..

Воспитатель: а теперь играть  пойдем…

Маму за руку берём и в далёкий путь пойдём.

Большие ноги шли по дороге,                                   Шагаем большими шагами.

Маленькие ножки бежали по дорожке.                 Бежим мелкими шагами.

Шли, шли, шли, шли и  до полянки мы дошли.

Игра-потешка «Идет коза рогатая»- 2 раза

Игра-потешка «У медведя во бору»- 2 раза

Сели в кружочек

Пальчиковая игра (с кисточкой):

                                                                                   Водим по ладошке ребёнка

Вышла кисточка гулять,                                        мягкой щетинкой кисточки,

Стала пальчики считать:                                      затем по каждому пальцу

- Раз, два, три, четыре, пять -                от основания к кончикам.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -               Загибаем пальчики,

в домик спрятались опять               проводя кисточкой по их      

И решили рисовать.                                               тыльной поверхности.

                                                                                                

 Воспитатель проводит потешки с родителями ( 5-6)

Воспитатель: Веселились и играли

     Ноженьки наши устали

     Спать пора ребяткам,

     Маленьким ребяткам

Песенка «Колыбельная»:  Баю-баюшки-баю,

   Не ложися на краю,

   Придет серенький волчок

   И укусит за бочок.