Образовательный проект "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с устным народным творчеством".
проект (младшая группа)

Чуприкова Татьяна Александровна
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Для ребенка хорошая речь залог успешного обучения и развития. К сожалению, в настоящее время много детей с речевыми отклонениями. Почему наши дети плохо говорят? может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи мышления мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnyy_proekt.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15»
_____________________________________________________________________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством».

Автор и руководитель проекта:
Воспитатель Чуприкова Т.А.

Ломоносовский район,
д.Разбегаево
2022г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА        3

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА        4

        2.1. Замысел проекта……………………………………………………………………………4

        2.2. Значимость проекта, его актуальность……………………………………………………4

        2.3. Социальный эффект при реализации проекта....................................................................5

        2.4. Новизна проекта или опыт реализации подобного проекта другими
       организациями, наличие действующего образца ……………………………………………5

        2.5. Цель и задачи проекта………………………………………………………………..........5

        2.6. Ожидаемые результаты……………………………………………………………………6

        2.7. Технологии и методы реализации проекта……………………........................................6

        2.8. Формы и организационные модели реализации проекта….............................................7

        2.9. Этапы и стадии реализации проекта…..............................................................................7

       2.10. Ключевые мероприятия проекта…………………………………………………………8

       2.11. Механизмы оценки результативности проекта…………………………………………8

       2.12. Перспективы дальнейшего развития и тиражируемости проекта..................................8

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1 Потешки

Приложение 2 Конспект занятия

I Паспорт проекта

Тема проекта:

Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством  ознакомления  с устным народным творчеством.

Вид проекта:

Познавательно-исследовательский.

Тип проекта:

Краткосрочный.

Автор проекта:

Чуприкова Т.А.

Руководитель проекта:

Чуприкова Т.А.

Участники проекта:

Дети младшей группы

Сроки реализации:

3-4 месяца

Цель проекта:

Развитие речи у младших дошкольников в процессе освоения устного народного творчества.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Обогащать словарный запас детей за счет пересказывания небольших сказок, потешек и др.;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:  

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения;

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

 

Планируемый результат:

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи;

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия.

3

II. Содержание проекта.

2.1. Замысел проекта.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. К сожалению, в настоящее время много детей с речевыми отклонениями.
           Почему наши дети плохо говорят? может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
         
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях

2.2. Значимость проекта, его актуальность.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

4

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

2.3. Социальный эффект при реализации проекта.

Данный проект повысит интерес к малым формам фольклора, поможет развивать у детей выразительную речь. Ведь через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщения к культуре своего народа.  

2.4. Новизна исследования или опыт реализации подобного проекта другими организациями, наличие действующего образца.

 Научная новизна исследования заключается в развитии речевых способностей младших дошкольников путем использования малых форм фольклора в игровой деятельности, в сочетании с обучением и подражанием взрослому человеку.

2.5. Цель и задачи проекта:

Цель: «Развитие речи у младших дошкольников в процессе освоения устного народного творчества».

5

 

Задачи проекта: 

Образовательные:

1. Обогащать словарный запас детей за счет пересказывания небольших сказок, потешек и др.;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения;

2.  Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

            2.6. Ожидаемые результаты: 

  • Словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями;
  • Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

2.7.Технологии и методы реализации проекта.

В систему работы с детьми войдут занятия теоретической и практической направленности:

1.Теоретический блок:

  • Изучение литературных источников, материалов интернет -ресурсов;
  • Подбор наглядных материалов (картинки, иллюстрации и т. д.).

  2.Практический блок:

  • Занятие по ознакомлению русских народных сказок «Теремок»;
  • Игра-имитация «Кто как кричит»;
  • Дидактические игры: «Узнай сказку», «Угадай из какой сказки»;

6

  •   Пальчиковые игры: «Поиграем с пальчиками».
  •   Театрализованная деятельность. 

2.8. Формы и организационные модели реализации проекта.  

Индивидуальные, групповые, подгрупповые занятия, самостоятельная игровая деятельность. 

2.9. Этапы и стадии реализации проекта.

Мероприятие

Сроки

1. Подготовительный этап.

1.1

Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.

октябрь

1.2

Обсуждение с родителями и детьми – участниками проекта, выявление возможностей и средств, необходимых для реализации проекта.

ноябрь

1.3

Подготовка материалов, наглядных пособий для игровой и продуктивной деятельности.

декабрь

1.4

Подготовка конспектов НОД.

Декабрь-январь

2. Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

2.1.

Показ настольного театра по сказке «Курочка ряба» .
Разучивание и проговаривание потешек: («Ай, люленьки да люленьки», «Как у нас в берлоге», «Паучок, паучок», «Водичка-водичка».
Применение потешек в режимных моментах. («Зайка начал умываться», «Вот они сапожки», «Вот лежат в кроватке»).
Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».

Октябрь-ноябрь

2.2.

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц: «Кто как кричит», «Кто говорит».
Досуг «Вечер загадок».
Знакомство с театром на руке. «Колобок».
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).

Ноябрь-декабрь

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка».
Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»

декабрь

2.3.

Хороводы, народные подвижные игры.
Просмотр кукольного театра по русской 
народной сказке «Заюшкина избушка».
Игры-драматизации по знакомым сказкам.

Декабрь-январь

7

3.Заключительный этап.

Итоговые мероприятия:

3.1

Закрепление полученных знаний с помощью дидактической игры «Угадай потпешку».

декабрь

3.2

Презентация проекта на тему «Развитие речи младшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

май

  2.10. Ключевые мероприятия проекта.

Дата

Мероприятие

Место проведения

Участники

(кто и количество)

Инструменты измерения результатов (фото, анкеты, рисунки)

Декабрь

Театрализация сказки «Колобок».

группа

Дети младшей группы 13 человек

Фото

23Май

Отчет по теме самообразования

Музыкальный зал

Педагоги

Презентация

2.11. Механизмы оценки результативности проекта.

Эффективность реализации образовательного проекта можно проследить:

  • По итогам проведения театрализованных игр, игр-имитаций, по сказкам;
  • В процессе наблюдений и бесед с детьми, во время НОД;
  • Активное использование потешек в повседневной деятельности.

2.12.Перспективы дальнейшего развития и тиражируемости проекта.

  • Участия с проектом в конкурсах, семинарах;
  • Публикация проекта в социальных сетях, на сайтах, на официальном сайте учреждения;
  • После завершения проекта буду продолжать работу по данному направлению.

8

Приложение1

Потешки. Утренний приём

1.Миша хлопает в ладоши,

Он ребятам очень рад

Улыбаются матрешки,

С добрым утром говорят.

2.Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходи

Дружба – солнечный привет.

4.Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый день!

5.Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, носик!

Ты проснулся?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ротик! Ты проснулся?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Доброе утро, животик!

Ты проснулся?

Доброе утро, детки!

Все проснулись?!

К солнышку потянулись!

Потешки на зарядку.

1.Рано утром на зарядку

Выходили по-порядку:

Пес-Барбос, утенок смелый

И котенок белый-белый.

2.Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

3.Мишка лапки подними,

Мишка лапки опусти,

Мишка, Мишка покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри,

Раз, два, три - раз, два, три!

5.Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

6.Вдоль - растушки,

Поперек - толстушки,

Ручки - берушки,

Ножки - бегушки,

Глазки - смотрушки,

Роток - говорок.

7.Ручки-ручки - потягушки

И ладошки - похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки

И ножки,

Щёчки-цветочки –

Чмок!

Потешки при умывании.

1.Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

2.Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

3.Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

5.Тёма, Тёма-малышок!

Ты садись-ка на горшок,

Не ходи угрюмый,

Посиди-подумай!

6.Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу

7.Горшок – зеленый наш дружок.

Твой цвет всегда нам говорит:

«Садись скорей,

Ведь путь открыт!

Потешки при одевании на прогулку и на прогулке.

1.Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова?

Вот и шапочка – раз, два!

2.Грязи в дом не принесу,

Каждой ножкой потрясу!

И потопаю потом, -

Ой, какой от ног погром!

3.Руки спрячем в рукавички —

Разноцветные сестрички.

Сможем дольше мы опять

На морозе погулять!

5.Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

6.Таня варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету, пальчика, пропал,
В свой домишка не попал, 
Таня варежку сняла
Поглядите-ка, нашла.
Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик! 
Как живешь?

7.У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам одеть?!

8.Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Приложение 2.

Конспект занятия по развитию речи «Колобок потерялся»(с использованием театрализованной деятельности).

Цель: 

Создание условий для развития познавательного интереса и речевой активности детей; систематизация, обобщение и закрепление знаний.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить сравнивать предметы контрастных размеров, обозначать результат сравнения словами «большой», «маленький», закреплять умение различать понятия «много», «один»;

Коммуникация: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

Обучающие: закреплять знания детей о диких животных. Обучать детей элементам театрализованной деятельности. Развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Развивающие:

Развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, расширять словарный запас детей;

Развивать двигательную активность детей, развитию мелкой моторики рук.

Воспитательные:

Способствовать эмоциональной и физической разрядке;

Воспитывать желание работать вместе, доброжелательное отношение друг к другу;

Способствовать воспитанию добрых чувств, интереса к героям сказки, стремлению оказать им помощь.

Предварительная работа:

1 . Чтение сказки и ее обсуждение с детьми;

2. Показ настольного театра по сказке «Репка»;

3. Рассматривание иллюстраций к сказке;

4. Проведение дидактической игры «Расскажи сказку по картинкам»;

5.  Выбор героев. Имитирование и подражание героям сказки;

Оборудование:

Музыка, желтый мячик (Колобок, маски зверей (Волк, Заяц, Медведь, Лиса)

Ход занятия:

Воспитатель:

Рано-рано поутру,

Когда все крепко спали,

Прямо под моим окном

Две синички щебетали.

И они мне рассказали,

Чтобы все ребята знали,

Потерялся Колобок,

Колобок румяный бок.

Из муки он был печён,

На сметане был мешен,

На окошке он студился,

От бабушки и дедушки

По дорожке укатился.

Заблудился, потерялся.

Мы с вами поможем колобку вернуться к бабушке и дедушке?

Дети: Да

Воспитатель:

Отправимся в лес его искать!

(Дети по массажным коврикам зеленого цвета, переходят в имитированный лес.)

По дороге мы пойдем,

Раз, два, три покружись

В волшебном лесу очутись!

Воспитатель:

Ребятки вот мы и пришли с вами на лесную полянку. Ой ребята, а кто это под кустиком сидит?  Ребятки, кто это?

Дети: - Зайчик!

(Под кустиком сидит ребенок в маске зайца).

Воспитатель: А какие ушки у зайчика? (Дети показывают (длинные)) А какого цвета зайчик? (серый).

 Воспитатель: Ребята у зайчика случилась беда, он рассыпал все морковки и теперь не может их собрать.

Давайте поможем ему? (да)

Д/и «Помоги зайке собрать морковки». (2 корзинки (большая и маленькая, морковки маленькие и большие.) 

Воспитатель: Зайчик, а ты не видел колобка?

Он по коробу скребен, по сусеку метен

От бабушки ушел и от дедушки ушел (вместе проговариваем с детьми) (Зайчик отвечает: Нет)

Тогда пойдем вместе его искать? (Да)

Воспитатель: Детки к нам на встречу кажется кто-то идет.

Он в лесу холодном.

Ходит, злой голодный.

Кто это? (волк)

Воспитатель:

А какие зубы у волка?

Дети: Большие(показывают).

 Воспитатель: Поиграем с волком в игру, но помним волк голодный и злой.

Малоподвижная игра «От волка убеги» (Волк догоняет детей.)

 Воспитатель:(после игры) Волк, а ты колобка не видел? (Волк отвечает: нет). (Ребенок в маске).

Воспитатель: Ой, ребятки посмотрит, кто это к нам так неуклюже идет?

Начинаем читать все вместе стих:

Мишка косолапый, по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет,

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ!

Мишка, мишка, а ты не видел Колобка?

Он по коробу скребен, по сусеку метен

От бабушки ушел и от дедушки ушел (проговариваем)

 (Мишка отвечает: Нет)

Тогда прошли с нами его искать? (Идем).

Воспитатель: Ребята, кажется я знаю где наш колобок? Вот она рыжая Лисичка, хитрая сестричка!

 (Ребенок в маске лисы).

Лисичка, отдай нам нашего колобка. Бабушка и дедушка его ищут. А мы поиграем с тобой в игру!

Д/игра «Что похоже на колобка?»  - А что у вас в группе такое же круглое, как колобок? (ответы детей).

Воспитатель: Лисичка мы поиграли с тобой, отдай нам колобка.

(Лисичка отдает Колобок!)

Мы с вами молодцы забрали колобка и вернем его.

Ребята и нам пора возвращаться. Вставайте в круг и повторите за мной.

Раз, два, три повернись

В группе опять окажись.

Итог занятия:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие. Где мы с вами были? (Ответы детей).

- Какого сказочного героя мы с Вами искали? (Ответы детей)

- В гостях у какой сказки мы были?

- Каких зверей встретили в лесу?

- Мы вернули Колобка бабушке с дедушкой? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

quot;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством"....

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»    Консультац...

Презентация "Развитие речи детей с ТНР посредством ознакомления с устным народным творчеством"

В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям,подменив процесс монотонной работы на речью,увлекательной и интересной игрой....

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....