Методическое объединение для воспитателей младшего дошкольного возраста на тему «Значение устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»
методическая разработка

Ащина Любовь

Методическое объединение для воспитателей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл unt.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическое объединение

для воспитателей младшего дошкольного возраста

на тему «Значение устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников»

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Речь в жизни человека-это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребёнка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

 Для маленького ребенка овладение речью-это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Общение со взрослыми носит положительный эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей. Возраст от3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога- помочь им в разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Знакомство ребёнка с художественной литературой         начинается с миниатюр народного творчества- потешек, пестушек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок. В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

воспитание звуковой культуры речи;

 формирование грамматического строя речи;

развитие монологической и диалогической речи;

 развитие мелкой моторики.

Потешки отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, понижение и повышение голоса, обогащение словаря. Чтение потешек   происходит с множества повторов, где произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишие. Всё это способствует запоминанию слов и затем активного их употребления. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируется действия обозначенное словами, тем самым связывают сами слово с действием. Систематическое использование потешек помогает детям овладеть родным языком; разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие); первоначальными навыками самообслуживания и гигиены. Например:

                       Водичка, водичка, умой моё личико,

                       Чтобы глазоньки блестели,

                       Чтобы щечки краснели,

                       Чтоб смеялся роток,

                       Чтоб кусался зубок.

 Во время приёма пищи:

                       Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую,

                        Вкусную, пушистую, мягкую, душистую,

                        Бери ложку, бери хлеб, и скорее за обед.

                        Час обеда подошел, сели деточки за стол.

При подъёме:

                         Потягушечки, потягушечки, от носочков до макушечки,

                         Мы потянемся, мы потянемся, маленькими не останемся.

Одеваемся на прогулку:

Вот они, сапожки: этот- с левой ножки, этот – с правой ножки.

Наденем сапожки: этот – с левой ножки, это – с правой ножки.

На прогулке наблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды), детям это очень нравится:

                 Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.

                 Ждут тебя детки, ждут малолетки.

                 Дождик, дождик, полно лить, малых деточек мочить!

                Свет-светлячок, посвяти в кулачок!

                Посвяти немножко, дам тебе горошка.

                Кувшин молока и кусок пирога!

Ребёнок старается, похвалите его:

                 Ой, мой маленький, ненаглядненький,

                  Мой хорошенький, мой пригоженький!

Кто плачет или шумит:

                  Не плач, не плачь, куплю калач,

                  Что ты плачешь «ы» да «ы»,

                   Слёзы поскорей утръи.

                   Будем мы с тобой играть,

                   Песни петь и танцевать!

Прибаутки-это песенки или стишки, увлекающие ребёнка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамичное. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козёл съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого… Однако главная роль прибауток- познавательная. Ребёнок узнаёт о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т.д.

Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержит широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например:

                   Уж ты котенька- коток, котик-серенький лобок.

                    Приди, котик, ночевать, мою деточку качать.

                    Уж, как я тебе коту, за работу заплачу:

                    Дам кувшин молока да кусок пирога.

                    Уж ты ешь, не кроши, больше котик не проси.

Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Не смотря на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

 Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой числа и с условной речью, возникшей на основании кадации чисел. Например:

                          Мы собрались поиграть.

                          Раз, два, три, четыре, пять.

                          К нам сорока прилетела

                          И тебе водить велела.

  Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву: 

Дождик, дождик, пуще! Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку, пирога горбушку.

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый… 

Молчанка- это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется. Пример:

Чок, чок, 
Зубы на крючок, 
А язык на палочку, 
(И) Молчок!

Загадка- одна из малых жанров устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Чтобы вызвать у детей интерес и потребность при отгадывании загадок необходимо перед ребенком ставить определённую цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильная. Также учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

         В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры- драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений.

Чисто- и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

   Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном.

   Чисто- и скороговорки можно использовать практически в работе с детьми любого возраста:

- в младшем дошкольном возрасте – шутки-чистоговорки;

- в среднем – чистоговорки;

 Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту. Произносить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки – чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек).

  Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку – чистоговорку "Му-му-му! Молока кому?" или, проводя игру "У кого лиса" можно дать детям игрушку и по очереди спрашивать "Са-са-са, у кого лиса?", на что дети должны отвечать чистоговоркой "Са-са-са, у меня лиса".

   В средней группе важно выделять заданный звук голосом "У С-с-сани с-с-санки едут с-с-сами". Также чистоговорки способствуют развитию речевого слуха. для этого можно предложить детям такие задания "закончи " например, "Ра-ра-ра, за рекой видна…  (гора)"

           Таким образом, приобщение ребёнка к устному народному творчеству является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитание детей на начальном этапе их развития. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"

Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...

Методическое сопровождение к проекту: "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"

Методическое сопровождение к проекту:  "Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников"....

Методическая разработка на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи в младшем возрасте".

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Образовательный проект "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с устным народным творчеством".

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные э...