Практические игры-тренинги по безопасности жизнедеятельности
картотека (подготовительная группа)

Олимова Наталья Викторовна

Игры-тренинги по безопасности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_igry-treningi.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Практические игры- тренинги для развития

у дошкольников навыков безопасного поведения.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной  активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

        Этот факт обуславливает необходимость как можно раньше начинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребёнок должен чётко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному человеку.

        В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребёнка  страх. А.И.Белоусов и А.И.Захаров указывает, что одновременно с появлением пугающих объекта или ситуации у детей возникает устойчивое аффективное напряжение.

        Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У одних ощущение угрозы превращается в чувство обречённости, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъём душевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.

        Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребёнок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

        Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт её возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит будущим  школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций.

        Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребёнка в опасной ситуации зависит только от того, может ли он правильно оценить её и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому её «проигрывание»- наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий- у других.

        Следовательно, возникает необходимость в разработке серии занятий, целью которых будет формирование правильного отношения ребёнка к возникающим травмоопасным ситуациям. В связи с этим был разработан комплекс практических игр- тренингов для детей шести лет  «Защити себя сам».

        Выбор формы тренинга не случаен, а обусловлен несколькими  причинами:

  • для дошкольника включение в игру просто и естественно; дети

шести лет не играют, они проживают ситуации в реальности;

  • практические знания подкрепляются яркими эмоциональными

переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся  первой ступенькой будущего опыта;

  • тренинг- возможность оказаться в опасной ситуации, а не

поиграть в неё (т.е. приводиться в действие наилучший способ обучения ребёнка правильному  поведению в опасной ситуации).

        Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию.

        Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

        Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Игры типа «Раз-два-три, что опасно- найди», «Сто бед- один ответ» направлены на закрепление знаний об источниках опасности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры «Так, да не так», «Сам себе доктор», «Мы- спасатели».

        Необходимо отметить, что роль взрослого в процессе реализации программы дидактических игр постепенно меняется: при ознакомлении с игрой- организатор деятельности; затем- непосредственный участник игры; далее, на закрепляющем этапе,- советчик-консультант.

Дидактические игры на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения.

Игра «Раз-два-три, что опасно- найди»

Задачи:

  • закреплять представления об источниках опасности;
  • развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;
  • воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг у друга.

Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безопасные предметы: книга, паста, ложка и т.д.

Ход игры:

        Выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. Дети в это время берут из уголка спасателя те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми с закрытыми глазами отгадывает, что за предмет у каждого. Если  он отгадывает, то ребёнок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.

Игра «Так, да не так»

Задачи:

  • учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;
  • развивать внимание;
  • воспитывать желание соблюдать правила безопасности;
  • формировать навыки самовыражения, умения донести информацию.

Правило:

  • при возникновении опасных ситуаций демонстрировать предмет или действие, способное с ним справиться, предотвратить;
  • возникновении неопасной ситуации- радостный прыжок вверх с картинной рожицей улыбающегося человека Улыбайки.

Ход игры:

        Группа делиться на две подгруппы: друзей Стобеда и спасателей. В течение всей игры «стобеды» демонстрируют различные ситуации: стоят на подоконнике (в качестве подоконника используются детские стульчики), играют со спичками (в качестве спичек используются счётные палочки), включают розетку, гуляют под солнцем без панамки, болтают за столом и т.д. спасатели реагируют в соответствии с правилами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников...

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной ак­тивности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к само­стоятельно...

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Подборка игр-тренингов на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения...

Консультации для родителей "Практические игры - тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"

quot;Практические игры - тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"....

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Консультация для педагогов "Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"...

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и с

Практические игры-тренингина развитие у дошкольников навыков безопасного поведенияДошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, ...

"Моя безопасность.Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения. Старшая группа....