Главные вкладки

    «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста как одно из направлений самоопределения современных дошкольников»
    методическая разработка (старшая группа)

    Видякина Ирина Ивановна

    «Мы   должны  строить  свое  будущее  на  прочном   фундаменте,  и    такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали, - сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное учреждение

    «Центр информационно-методического обеспечения

    Муниципальных образовательных учреждений

    Лямбирского муниципального района РМ»

    Доклад на тему:

    «Ранняя профориентация детей

    старшего дошкольного возраста

    как одно из направлений самоопределения

    современных дошкольников»

                                                                                   Подготовила: воспитатель

       МБДОУ «Александровский

                                                                           детский сад «Ягодка»                                                     

                                                                Видякина И.И.  

     2019г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

    Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к созданию условий для качественного образования посредством индивидуализации образовательного процесса, внедрения новых образовательных технологий, интеграции деятельности учреждений дошкольного, дополнительного образования и

    социальных партнеров для всестороннего развития детей. Усиление воспитательной

    функции образования (формирование патриотизма, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования и нашло свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Учитывая, что основные качества человека формируются в детские годы, особенно важно именно в этот период «напитать» восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к своей Родине, большой и малой, к её истории и традициям, к миру профессий и труду взрослых.

    «Мы   должны  строить  свое  будущее  на  прочном   фундаменте,  и    такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали, - сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин. - От того, как сегодня мы воспитываем

    детей, зависит будущее России как современного, эффективного государства».

    Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека; начинается оно в дошкольном детстве и рассматривается как

    неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития воспитанников. В

    современных условиях «…только во взаимодействии с родительской общественностью, социальными партнерами дошкольное образовательное

    учреждение способно в полной мере обеспечить полноценное гражданско-  патриотическое воспитание».

    К сожалению, в настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между   выбором   профессий   по   принципу   «престижности»   и    потребностью

    в высококвалифицированных специалистах. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела, на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

    Создавшаяся    ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию

    ранней    профессиональной    ориентации   детей    дошкольного возраста, начинать

    которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире

    профессий, тем этот мир для него ярче и привлекательнее.

    Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование

    представлений дошкольников о мире труда и сельскохозяйственных профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей ,сельской местности.

    В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в

    детском саду у нас есть большие возможности познакомить детей с многообразием

    сельскохозяйственных профессий . В детском саду на данном этапе мы создали и развиваем определенную окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания детей в зависимости от их способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей.

    У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. 

    Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том,

    чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, с сельскохозяйственной техникой, с сельскохозяйственными профессиями чтобы расширить и

    закрепить эти знания в детском саду, тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

    В детском   саду   на    данном   этапе мы  создали  и развиваем определенную

    окружающую     обстановку,  на      которой   в  последующем   будет   базироваться

    дальнейшее  развитие  профессионального самосознания детей в   зависимости от их

    способностей,  психологических   особенностей   темперамента   и   характера, от

    воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей.

            Дети  знают особенности профессий сотрудников детского сада, с удовольствием рассказывают о профессиях своих родителей, о том, кем они хотели бы стать в будущем. Но профессиональное   самоопределение станет осознанным, на наш взгляд, только благодаря ярким  эмоциональным впечатлениям в детстве через «живое» непосредственное общение ребенка с представителями разных профессий, трудовыми династиями родного города, ветеранами труда и студентами – представителями современного трудового сообщества. Из опыта работы с детьми, мы убедились, и констатируем факт, что скрытые резервы профориентации точно таятся на этапе дошкольного детства.

             В процессе формирования первичных представлений о труде взрослых, многообразии мира профессий происходит становление речи воспитанников, обогащение активного словаря и навыков речевого общения в интеграции образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной - игровой деятельности.

    К этому направлению работы с детьми мы относим беседы, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры с мячом, , чтение художественной литературы,  просмотр видеофрагментов, раскрашивание раскрасок, а также знакомимся с пословицами и поговорками о селькохозяйственных профессиях, отгадываем загадки, проходит рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

    Центральное место в работе  отводим игре.  Именно в  дошкольном возрасте игра один из важнейших методов трудового воспитания. Правила, обязательные при проведении сюжетно – ролевых игр, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, выполнять необходимые действие, в зависимости от выбранной роли, способствуют тем самым формированию характера. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности и профессиональных качеств, усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности, конкретизируются и расширяются представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, используемых орудиях труда и пр.

     Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Так же расширить словарный запас. Беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Из этого следует основной целью «ранней профориентации» является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

    Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет  представление о себе и об окружающем мире.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элементы ранней профориентации на логопедических занятиях по развитию речи старших дошкольников

    Конспект интегрированного занятия с элементами логоритмики "Путешествие в Город Веселых профессий"...

    Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

    Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

    ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

    Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

    ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

    НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

    Дидактическое пособие по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Чистота: вчера - сегодня - завтра"

    Авторское дидиктическое пособие: описание, методические рекомендации, фотоматериалы....

    «Пространство-профи» - культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»

    Данная статья содержит информацию о новых подходах к организации деятельности по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста в рамках реализации культурной практики «Пространст...

    Обобщение опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачев    Обобщение  опыта работы воспитателя Марченковой Светл...