«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста как одно из направлений самоопределения современных дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Видякина Ирина Ивановна

«Мы   должны  строить  свое  будущее  на  прочном   фундаменте,  и    такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали, - сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр информационно-методического обеспечения

Муниципальных образовательных учреждений

Лямбирского муниципального района РМ»

Доклад на тему:

«Ранняя профориентация детей

старшего дошкольного возраста

как одно из направлений самоопределения

современных дошкольников»

                                                                               Подготовила: воспитатель

   МБДОУ «Александровский

                                                                       детский сад «Ягодка»                                                     

                                                            Видякина И.И.  

 2019г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к созданию условий для качественного образования посредством индивидуализации образовательного процесса, внедрения новых образовательных технологий, интеграции деятельности учреждений дошкольного, дополнительного образования и

социальных партнеров для всестороннего развития детей. Усиление воспитательной

функции образования (формирование патриотизма, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования и нашло свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Учитывая, что основные качества человека формируются в детские годы, особенно важно именно в этот период «напитать» восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к своей Родине, большой и малой, к её истории и традициям, к миру профессий и труду взрослых.

«Мы   должны  строить  свое  будущее  на  прочном   фундаменте,  и    такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали, - сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин. - От того, как сегодня мы воспитываем

детей, зависит будущее России как современного, эффективного государства».

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека; начинается оно в дошкольном детстве и рассматривается как

неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития воспитанников. В

современных условиях «…только во взаимодействии с родительской общественностью, социальными партнерами дошкольное образовательное

учреждение способно в полной мере обеспечить полноценное гражданско-  патриотическое воспитание».

К сожалению, в настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между   выбором   профессий   по   принципу   «престижности»   и    потребностью

в высококвалифицированных специалистах. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела, на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Создавшаяся    ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию

ранней    профессиональной    ориентации   детей    дошкольного возраста, начинать

которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире

профессий, тем этот мир для него ярче и привлекательнее.

Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование

представлений дошкольников о мире труда и сельскохозяйственных профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей ,сельской местности.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в

детском саду у нас есть большие возможности познакомить детей с многообразием

сельскохозяйственных профессий . В детском саду на данном этапе мы создали и развиваем определенную окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания детей в зависимости от их способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. 

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том,

чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, с сельскохозяйственной техникой, с сельскохозяйственными профессиями чтобы расширить и

закрепить эти знания в детском саду, тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В детском   саду   на    данном   этапе мы  создали  и развиваем определенную

окружающую     обстановку,  на      которой   в  последующем   будет   базироваться

дальнейшее  развитие  профессионального самосознания детей в   зависимости от их

способностей,  психологических   особенностей   темперамента   и   характера, от

воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей.

        Дети  знают особенности профессий сотрудников детского сада, с удовольствием рассказывают о профессиях своих родителей, о том, кем они хотели бы стать в будущем. Но профессиональное   самоопределение станет осознанным, на наш взгляд, только благодаря ярким  эмоциональным впечатлениям в детстве через «живое» непосредственное общение ребенка с представителями разных профессий, трудовыми династиями родного города, ветеранами труда и студентами – представителями современного трудового сообщества. Из опыта работы с детьми, мы убедились, и констатируем факт, что скрытые резервы профориентации точно таятся на этапе дошкольного детства.

         В процессе формирования первичных представлений о труде взрослых, многообразии мира профессий происходит становление речи воспитанников, обогащение активного словаря и навыков речевого общения в интеграции образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной - игровой деятельности.

К этому направлению работы с детьми мы относим беседы, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры с мячом, , чтение художественной литературы,  просмотр видеофрагментов, раскрашивание раскрасок, а также знакомимся с пословицами и поговорками о селькохозяйственных профессиях, отгадываем загадки, проходит рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Центральное место в работе  отводим игре.  Именно в  дошкольном возрасте игра один из важнейших методов трудового воспитания. Правила, обязательные при проведении сюжетно – ролевых игр, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, выполнять необходимые действие, в зависимости от выбранной роли, способствуют тем самым формированию характера. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности и профессиональных качеств, усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности, конкретизируются и расширяются представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, используемых орудиях труда и пр.

 Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Так же расширить словарный запас. Беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Из этого следует основной целью «ранней профориентации» является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет  представление о себе и об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

«Чудесный мир профессий» (партнерская деятельность с дошкольниками) Ранняя профориентация в дошкольном образовании.

Пояснительная записка«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности…Образно говоря, детская игра ...

Методическая разработка " Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ"

Методическая разработка "Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ" ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Проект по ранней профориентации во 2 младшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Смородинка» На тему: «Кто нас лечит?»

Проект по ранней профориентацииво 2 младшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Смородинка» На тему: «Кто нас лечит?»...

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА  ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...