Проект: «Лечение радостью»
проект (старшая группа)

Кравченко Юлия Викторовна

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье  стала занимать во всем мире приоритетные позиции.  Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это  не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.

  Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.

Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан проект «Лечение радостью».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lechenie_radostyu.docx62.67 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Безимени-1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45»

(МАДОУ «Детский сад № 45»)

Проект: «Лечение радостью»

Автор-составитель:  

Педагог-психолог

Кравченко Ю.В.

Нижний Новгород,

2017-2018 уч.г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Лечение радостью»

        

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности - творческий,

по продолжительности – долгосрочный 

Проблема

Наличие  большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном развитии

Цель

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи

1.   Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.

2.  Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3.  Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4.  Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.

5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

6.  Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.

Участники проекта

Дети старших групп, их родители, педагоги

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (подготовительный) - сентябрь-октябрь 2017 г.

- разработка положения о проектной деятельности

- оценка исходного состояния проблемы через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия  детей и  анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;

-  подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап (основной)- октябрь 2017г. -май 2018 г.

-  реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности  его деятельности.

III этап (заключительный)- май  2018 г.

- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);

- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Ожидаемые результаты

- улучшение эмоционального состояния дошкольников,

- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,

- гармонизация детско-родительских отношений,

- обновление содержания  воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.


Актуальность проекта

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное внимание. Сегодня забота о здоровье  стала занимать во всем мире приоритетные позиции.  Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это  не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей, наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание, что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать, поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.

        Учитывая вышеизложенное, работа по развитию и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно актуальной.

Учитывая сложившуюся ситуацию и современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса, появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан проект «Лечение радостью».

Цель и задачи проекта

Цель:  Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

   Задачи:

     1.   Учить понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.

2.  Расширять и закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.

3.  Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию).

4.  Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.

5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.

6.  Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию детей.

Целевые группы проекта

Целевые группы

Их интересы

Дети 5-6 лет

Наличие интереса к игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми.

Родители

Снижение уровня тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.

Педагоги

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки

этапов

проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

сентябрь-октябрь

2017 г

- разработка положения о проектной деятельности,

- оценка исходного состояния проблемы, через определение особенностей личностного и эмоционального благополучия  детей и  анализ семейных отношений с помощью опроса и анкетирования родителей;

-  подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

II этап

(основной)

Октябрь 2017 г.-

май

2018 г

-  реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности  его деятельности.

III этап

(заключительный)

май 2018 г

- оценка эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос родителей);

- демонстрация полученных результатов (организация заключительного мероприятия);

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Сроки реализации проекта - сентябрь 2017 г. – май 2018 г.

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Сентябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1.Диагностика личностных особенностей детей  (методика «Дом.  Дерево. Человек»).

1.Консультация с участием педагога-психолога «Страхи детей».

2.  Опрос родителей «Стиль семейных взаимоотношений»

3. Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок»

В течение месяца – разработка наглядно-информационных материалов.

Совместные беседы, участие в диагностике

Неделя 2

1.Выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния («Тест тревожности», авторы Темпл, Дорки, Амен).

2.Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).

Неделя 3

1. Определение статуса ребёнка в группе («Социометрия»; автор Д. Морено).

2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе»

Неделя 4

1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева).

2.Изучение выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева).

3. Изменение предметно-развивающей среды в группах ДОУ

Октябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1. Знакомство с языком жестов, мимики, пантомимики.

2. Знакомство с зонтиком предсказаний, гороскопом на месяц, а также чтение и творческая работа по «Сказке о созвездиях».

3. Создание первой странички в «Книжке про меня»: «Это я».

1.Консультация с участием психолога по результатам диагностики ребят с помощью методики «Рисунок семьи».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, совместное изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

1. Волшебные средства понимания: интонация.

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Л. да Винчи «Джоконда»).

3.  Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя семья».

Неделя 3

1. Знакомство с эмоцией радости.

2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в стране Зодиакалии появился первый её житель – Овен».

3. Коллективная творческая работа по изготовлению  «Карусели желаний».

4.  Создание «Книжки про меня»: страничка «Дом, в котором я живу».

Неделя 4

1. Расширяем представление детей о радости.

2.  Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои друзья».

Ноябрь

                        

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1. Продолжаем знакомство с чувством радости, переживание радостных эмоций.

2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появился второй житель – Телец».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Календарь эмоций».

1.Консультация  с элементами тренинга по теме «Эмоциональный мир дошкольника».

2. Папка – передвижка «Интеллект или эмоции: что важнее развивать в ребёнке».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

1. Закрепление и обобщение знаний об эмоции радости.

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»).

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!».

Неделя 3

1. Знакомство с эмоцией страха.

2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появилось созвездие Близнецов».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «День рождения».

Неделя 4

1. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления.

2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Был я маленьким когда-то…»

Декабрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1. «Победи свой страх!»: обучение техникам борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи.

2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как   возникло созвездие Рака».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка  «Я боюсь! Мои страхи днём и ночью».

1.Консультация «Чего боятся наши дети: причины возникновения детских страхов и способы их устранения».

2.Выставка портретной галереи «Наши мамы радуются, когда…».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Для семей с особо тревожным, боязливым ребёнком – рассказ о «волшебных» свойствах талисманов, подбор талисмана по желанию.

Неделя 2

1. Знакомство с эмоцией грусти.

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»).

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мой рост и вес».

Неделя 3

1. Продолжаем знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение.

2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как на небе появилось созвездие Льва».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Не подходи ко мне, я обиделся!».

Неделя 4

1. Знакомство с эмоцией гнева.

2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моя мечта».

Январь

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 3.

1. Расширяем представление детей об эмоции гнева.

2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о шестом жителе Зодиакалии – созвездии Девы».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я сержусь! Мой гнев».

1. Практическое занятие по теме «Куклотерапия в семейном кругу как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия». 2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 4.

1. «Где живёт гнев и как его прогнать»: обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных эмоций».

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное горе»).

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои достижения».


Февраль

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1. Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций (радость – счастье, печаль – горе, раздражение – гнев).

2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появилось созвездие Весов».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Праздники».

1.Мини-тренинг «Спокойные родители – спокойные дети» (дать представления  о влиянии эмоциональных состояний родителей на самочувствие их детей; обучение элементарным способам мышечной релаксации).

2.Консультация «Книжки – помощницы».

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Изготовление книг – свитков для решения личностных проблем ребёнка.

Неделя 2

1. Обобщаем и закрепляем знания об эмоциях радости, грусти, страха и гнева.

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Репина «Царевна Софья»).

3.Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои любимые игрушки».

Неделя 3

1. Знакомство с эмоцией удивления.

2. Чтение и творческая работа по «Сказке о восьмом жителе Зодиакалии – созвездии Скорпиона».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я удивляюсь».

Неделя 4

1. Знакомство с чувством стыда, вины.

2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Поступок, о котором я сожалею».

Март

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1.Знакомство с чувством отвращения.

2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Стрельца».

3.Создание «Книжки про меня»: страничка «Мои выходные».

1. Фоторепортаж с занятий по сказкам звёздной страны Зодиакалии.

2. Консультация «Жила-была девочка, похожая на тебя…» (сочинение историй как способ оптимизации эмоциональных состояний у детей).

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

2. Рассказ историй, сочинённых родителями для ребёнка.

Неделя 2

1. Знакомство с чувством робости.

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине Н.  Ге «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея»).

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое животное».

Неделя 3

1. «Нет плохих эмоций и мыслей, есть плохие поступки» (беседа о разнице между нашими переживаниями и мыслями и нашими действиями).

2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как появилось в  Зодиакалии созвездие Козерога».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Моё любимое время года».

Неделя 4

1. Повторение и закрепление знаний об изученных эмоциях.

2. Создание «Книжки про меня»: страничка «Вкуснее нет на свете…».


Апрель

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

1. Развитие представлений дружбе.

2.        Знакомство с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии Водолея».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка опасностей «Я растерялся! Я справился!».

1.Просмотр и обсуждение видеофильма  «Любимые мультфильмы наших детей: вред или польза».

2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

1. Формирование представлений о том, что важно в дружеских отношениях.

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Брюллова «Девочка с персиками»).

3.Создание «Книжки про меня»: страничка  «Добрые дела».

Неделя 3

1. «Что такое одиночество и почему плохо быть одному».

2. Чтение и творческая работа по «Сказке о том, как в  Зодиакалии появился последний житель – созвездие Рыб».

3. «Мой детский сад».

Неделя 4

1. «Портрет друга».

2. Создание «Книжки про меня»: страничка  «Любимый педагог».


Май

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя  1

1. «Ссора» (способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и путей его разрешения).

2. Знакомство с гороскопом на месяц, заключительная беседа и творческая работа по «Сказкам звёздной страны Зодиакалии».

3. Создание «Книжки про меня»: страничка  «Планы на будущее».

1.Выставка творческих работ, созданных в процессе занятий на «Островке настроения».

2.Выставка «Книжек про меня» по желанию авторов.

3. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к мероприятию «День рождения».

Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек, изготовление аппликаций, рисунков.

Неделя 2

1. Развитие добрых, тёплых отношений между ребятами, способствовать сплочению детского коллектива.

2. Эмоциональное развитие детей с использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Перова «Тройка»).

Неделя 3

1. Повторение и закрепление знаний о навыках дружного, бесконфликтного взаимодействия.

2.Медитация «Путешествие на голубую планету».

Неделя 4

1. Коллективная творческая работа по изготовлению  «Карусели желаний»; сравнение с первой работой.


Май (мониторинг)

Работа с детьми

Работа с родителями

Совместная деятельность детей и родителей

Неделя 1

  1. Повторная диагностика уровня тревожности (методика «Кактус»)

1.  Изучение взаимоотношений в семье (анкета «Взаимоотношения в семье»).

2. Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…»

3. Консультация для родителей по итогом диагностики

3. Демонстрация полученных результатов в итоговом мероприятии

Совместная подготовка к итоговому мероприятию, изготовление атрибутов, костюмов.

Неделя 2

  1. . Исследование изменений  восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман).

Неделя 3

1. Определение статуса ребёнка в группе (Социометрия «Секрет).

2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе»

Неделя 4

1. Изучение узнавания детьми графического изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева).

2.Изучение развития выразительности речи детей («Скажи выразительно»; автор Н. Минаева).

3. Итоговое мероприятие – развлечение под названием «В гостях у Снежной королевы».

Ожидаемые результаты

- улучшение эмоционального состояния дошкольников,

- развитие коммуникативных навыков детей старших групп,

- гармонизация детско-родительских отношений,

- обновление содержания  воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.

Оценка результатов (май- 2018г).

В процессе реализации проекта рабочей группой был осуществлен мониторинг достижения результатов. Измеряемые параметры представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мониторинг достижения результатов проекта

Участники

Ответственный

Индикаторы

Инструмент измерения

Дети 5-6 лет

Педагог-психолог

  1. Снижение уровня тревожности
  2. Улучшение внутригрупповых отношений
  3. Гармонизация внутрисемейных отношений
  4. Повышение знаний детей об  основных эмоциях человека

- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

- Методика «Социометрия», детский вариант «Секрет».

- Графическая методика «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман.

- «Пиктограмма»; «Скажи выразительно»; автор Н. Минаева.

Родители

Педагог- психолог

  1. Гармонизация детско-родительских отношений

  1. Активное участие  родителей в мероприятиях

ДОУ

- Анкета «Взаимоотношения в семье».

- Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем хотелось бы…».

Педагоги

Педагог- психолог

  1. Улучшение климата в группе и взаимоотношений между детьми
  2. Активное взаимодействие всех педагогов в проведении мероприятий.

- Опросник «Статус ребенка в группе».

- Наблюдения, опросы

Дальнейшее развитие проекта

Получив в результате анкетирования от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные  направления предстоящей работы над проектом. В дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции  «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и  конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов.  Организовать кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на  гармонизацию детско-родительских отношений.

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.
  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с.
  4. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.
  5. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми [Текст]/ - М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.
  6. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]/ - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
  7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.
  8. Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд. [Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.
  9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.
  10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/  Тесты и коррекционные игры. - М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.
  11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] - М.: Владос, 1999. – 337 с.
  12. Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников[Текст] - Минск: Гамма, 1995. – 115 с.
  13. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/  Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.
  14. Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/  Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М.: Детство-Пресс, 1998. – 295 с.
  15. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Ступеньки радости и доброты"

Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий....

Лечение радостью

Мы часто говорим о том, что нужно беречь и укреплять здоровье.Для этого надо соблюдать режим дня, заниматься физической культурой, правильно питаться, закалять свой организм.А еще нужно уметь веселить...

Проект "Пасхальная радость"

Что такое Пасха, какие символы праздника- все это можно узнать из нашего проекта....

"Лечение радостью"

опыт работы...

Экологический проект «Клумба радости»

Актуальность проекта:Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше р...

Творческий проект педагога-психолога МБДОУ д\с «Рябинушка» Хилай С.Н. «Лечение радостью»

Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.Предложенный проект способствует решению проб...