Консультация для педагогов и родителей "Как развивать у ребенка чувство ответственности"
консультация

Cтрогалева Рамиля Хурматовна

Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными. В представленной консультации  описаны составляющие ответственности; уровни развития ответственности и условия развития чувства ответственности у детей..Примите во внимание, что каждый ребёнок уникален  Определите,   что наиболее важно  и приемлемо для него.Неизбежно то,что ядром каждого плана , ориентированного на ребёнка, окажутся  одни и те же  принципы и элементы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей.

Как развивать у ребенка чувство ответственности

     Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия.

     Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности, дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.

Составляющие ответственности

1.Понимание задачи - знание того, что нужно сделать.

Например, мы говорим: « Наведи порядок в своей комнате». А ребёнок решает эту проблему по - своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.

2.Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.

Чаще предлагайте ребенку альтернативу: « Ты соберёшь игрушки или разберёшь книги на столе?», « Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?»

     Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

3.Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему накопления бонусов и т.д.

Три уровня воспитания ответственности

1.Ребёнок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрыть стол, убрать игрушки и т. д.

2.Ребёнок нуждается в напоминании и контроле.

Дети, играя, могут забыть что-нибудь, необходимо напомнить им об их обязанностях без раздражения и недовольства.

3. Ребёнок выполняет задание самостоятельно.

Ребёнок, выполняя всю работу, больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – начальная цель воспитания ответственного человека.

Условия развития чувства ответственности

1.Самоуважение.

Дети нуждаются  в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, им  легче справиться  с какой-либо задачей.

2. Разумные ограничения.

Ограничения рождают у детей чувство защищенности, позволяют вести себя в обществе, где соседствуют разные ценности.

3.Условия развития ребёнка.

Развитие ответственности - длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельным, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.

  Установлено, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут  достичь выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности (игре, труде,  познании, общении):

- стремление к деятельности без посторонней помощи;

- умение поставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования;

- реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели;

- способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребёнок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него.  Для этого:

- поймите природу своих притязаний, определите свои цели;

- учитывайте возрастные особенности ребёнка;

- принимайте в расчёт особенности характера;

- оценивайте опыт ребёнка, не спрашивайте то, чему его не учили.

 Неизбежно то,  что ядром каждого плана, ориентированного на будущее ребёнка окажутся одни и те же элементы и принципы:

- формирование таких черт характера, как дисциплинированность, самообладание, мужество, терпение, трудолюбие, честность;

- развитие умения принимать решения, отбирать и накапливать необходимую информацию как основу для принятия решений;

- формирование устойчивого, целостного мировоззрения, способного к саморазвитию;

- выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового самообслуживания, планирование и соблюдение бюджета. Бережное отношение к имуществу и т.п.;

- выработка навыков общения: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, владение основами практической психологии, умение разрешать конфликтные ситуации, стойкость в случае необходимости сопротивляться давлению общества.

Используемая литература:

Давыдова О.И. , Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.

                                                                                  Материал подготовлен

                                                                                  педагогом-психологом

                                                                                   Строгалевой Р.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребенку чувство ответственности

В статье рассказывается о том, как привить ребенку чувство ответственности....

Как привить ребенку чувство ответственности

СТАТЬЯ ДЛЯ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ...

Консультация для педагогов и родителей "Развиваем у ребёнка чувство ритма"

Родителям важно знать, что не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни можно создать условия для развития музыкальных способностей ребёнка....

Консультация для педагогов "Учимся играя, развиваем речь ребенка"

Цель повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей  дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей  д...

Консультация для педагогов и родителей "С инструментами играем чувство ритма развиваем"

Консультация для педагогов и родителей "С инструментами играем - чувство ритма развиваем"...