Главные вкладки

    «Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»
    статья (средняя группа)

    Инна Марчукова

       На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

       Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktualnost.docx18.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»

    Актуальность.

       На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

       Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.

        Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

       Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

         Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

       Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
       Задачи:
    Образовательные:
    -создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
    Развивающие
    -развивать сенсорные способности;
    - развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
    - развивать творческое воображение, фантазию.
    Воспитательные
    -формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
    -воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
       Материал:

     пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, мешочек из ткани.
    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М.А.Сухомлинский .
       Дидактическая игрушка «с цветными крышками и закручивающими предметами»-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей 2-3 лет.

       Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

       Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

       У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

    Методические рекомендации.

    • Играют 1ребенок или подгруппа из  4 детей.
    • Дети играют с педагогом, который выполняет роль ведущего.
    • Ведущий объясняет правила и рассказывает о каждом задании.
    • Начинаем игру с простых задач.
    • При проведении игр воспитателю рекомендуется пользоваться краткой речевой инструкцией, чтобы не загружать детей лишними словами.
    • Взрослому не следует требовать от детей третьего года жизни самостоятельного употребления названия цвета,   важно, чтобы ребенок активно выполнял  задания, учитывая эти свойства, так как именно  процессе практической работы происходит накоплении  о свойствах предметов.

    Поощряйте не только удачное решение, но и попытки детей преодолеть трудности.

    Картотека дидактических игр с цветными крышками

    (демонстрируем в печатном виде).

    Список литературы :

    1. Рузина М. С., Афонькин  С. Ю.  «Страна пальчиковых игр» - Спб, 1997 г.
    2. Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг». Санкт-Петербург, 1998 г.
    3. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М., 1999 г.
    4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». М.,2001г.
    5. Рыжанкова Е. Н., Ракитина В. А. «Пальцы развиваем, буквы составляем», М., 2000г
    6. .Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
    7. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
    8. 3.Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. [Текст] / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008. – с 13-23.
    9.  Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

         10. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

         11. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

         12. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

         13. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

    В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук....

    Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников

    Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развити...

    План самообразования на 2016 - 2017 учебный год "Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников через различные виды деятельности, как один из методов развития речи"

    laquo;Источники творческих способностей и дарования детей –на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами:чем...

    Развитие мелкой моторики пальцев как один из аспектов формирования речи младших дошкольников.

    Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста обусловленая возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей....

    Развитие творческих способностей дошкольников через д/игры с пластиковыми крышками

    Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.   Задачи:Образовательные:-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.Развивающие: -развивать сенсорные способно...