Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.
статья по логопедии

Гилева Ольга Петровна

Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.

Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития….

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой.

В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают малышей и легко запоминаются.

С чего начать?

1. Сначала взрослому необходимо самому показать игру.

2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальчиками и ручкой ребенка.

3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Их можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 2 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка. Детям старше 2 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить.

• Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения.

• Делайте в подходящих местах паузы; говорить то тише, то громче; определите, где это возможно, движения без текста.

• Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятие весело; не делайте замечания малышу, если на первых порах он что-то делает неправильно; поощряйте успехи.

Картотека пальчиковых игр по лексической теме: Я и моя семья.

«Семейка».

Веселая семейка, уселась на скамейку: (Раскрыть ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми движениями поглаживать ее)

Дядя Гриш, дядя Миша, папа Коля, мама Оля (Поглаживать каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем)

А на руках у маменьки еще и Ваня маленький! (Повторить все действия для другой руки).

Семья.

(Круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием).

Этот пальчик большой – это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка – милая девчонка.

И самый маленький славный наш малыш.

Раз – два - три-четыре.

Раз – два – три – четыре (Загибать пальчики)

Кто живет у нас в квартире? (Хлопать в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я – (Загибать пальчики)

Вот и вся моя семья! (Сжимать кулачки)

Раз – два – три – четыре – пять (Фонарики)

Всех начну считать опять. (Хлопать в ладоши)

Оладушки у бабушки.

Как вчера у бабушки (Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону)

Мы пекли оладушки.

Раз–два, румяные! (Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки)

Раз –два, горячие!

Раз – два, их жарили! (Повторить первое движение)

Три – поворачивали!

Вкусные оладушки (Повторить второе движение)

Ели мы у бабушки!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkry_motoriki.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук как средство формирования устной речи у дошкольников.

Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития….

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой.

В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают малышей и легко запоминаются.

С чего начать?

1. Сначала взрослому необходимо самому показать игру.

2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальчиками и ручкой ребенка.

3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Их можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 2 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка. Детям старше 2 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить.

• Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения.

• Делайте в подходящих местах паузы; говорить то тише, то громче; определите, где это возможно, движения без текста.

• Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятие весело; не делайте замечания малышу, если на первых порах он что-то делает неправильно; поощряйте успехи.

Картотека пальчиковых игр по лексической теме: Я и моя семья.

«Семейка».

Веселая семейка, уселась на скамейку: (Раскрыть ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми движениями поглаживать ее)

Дядя Гриш, дядя Миша, папа Коля, мама Оля (Поглаживать каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем)

А на руках у маменьки еще и Ваня маленький! (Повторить все действия для другой руки).

«Семь».

(Круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием).

Этот пальчик большой – это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка – милая девчонка.

И самый маленький славный наш малыш.

Раз – два - три-четыре.

Раз – два – три – четыре (Загибать пальчики)

Кто живет у нас в квартире? (Хлопать в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я – (Загибать пальчики)

Вот и вся моя семья! (Сжимать кулачки)

Раз – два – три – четыре – пять (Фонарики)

Всех начну считать опять. (Хлопать в ладоши)

“Оладушки у бабушки».

Как вчера у бабушки (Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону)

Мы пекли оладушки.

Раз–два, румяные! (Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки)

Раз –два, горячие!

Раз – два, их жарили! (Повторить первое движение)

Три – поворачивали!

Вкусные оладушки (Повторить второе движение)

Ели мы у бабушки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»

Доклад на районной конференции педагогических работников общеобразовательных учреждений...

Развитие мелкой моторики пальцев как один из аспектов формирования речи младших дошкольников.

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста обусловленая возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей....

Мастер-класс Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников

Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уж...

«Бусины Пюсла – одно из эффективных средств развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников».

Консультация для родителей о пользе термомозаики для развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников....