«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»
статья по логопедии по теме

Бобылева Ирина Геннадьевна

 

Доклад на районной конференции педагогических работников общеобразовательных учреждений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_palcev_ruk.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»

 
                                                            Прекрасна речь, когда она как ручеек                            Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток
                                                          И восклицать: о! Как же ты красива
!

Е.Щукина

          В последнее время в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, интоксикациями, неблагоприятными семейными отношениями.
        У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы. Что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо в их дизфункции. Что касается самой речи, то, как правило «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия понимания, а также речевой аппарат. Из вышесказанного следует вывод, что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общимразвитием.
        Темой педагогической идеи мною выбран один из «кирпичиков» в фундаменте коррекционной работы, а именно
развитие мелкой моторики пальцев рук. Актуальность этой проблемы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее. ребенок».
          Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Утверждение К. Маркса о том, что «
Надо работать не только головой, но и руками», знают многие, но не многие догадываются, что он действует с первых месяцев жизни человека. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем: лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
       По-моему, правильно утверждение вели кого немецкого мыслителя: И.Канта, что «
рука является как  бы вышедшим наружу головным мозгом» Делая аналогию руки с мозгом, хочу сказать: именно мелкие мышцы рук подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивают работу мысли и функции речи.
     Существует много исследований и фактов, подтверждающих эту проблему. Приведу один факт. Есть в Подмосковье город Загорск, а в нем уникальное детское учреждение, где люди творят настоящие чудеса: у слепо- глухих детей (вдумайтесь: слепых и глухих детей) развивают человеческую психику. Как? Через руки. Подвижнический труд воспитателей, логопедов, дефектологов не знает себе равных по кропотливости, бережности, чуткости и бесконечному терпению.
Детей учат пользоваться орудиями труда, предметами домашнего обихода, читать, писать, рисовать, лепить, просто дети творят чудеса своими пальчиками, не видя и не слыша.
   Если человек не может сказать, выразить свои чувства словами он ищет выражение через руку. Жест как слово, может возвысить, успокоить, приласкать, оскорбить, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что «
истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».
          Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься этим как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. В основном они сводятся к тому, что детям очень тяжело дается обучение письму. Обычно ребенок говорит, так и пишет.

           Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно, видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графоморфных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений ее частей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястьев  фалангов пальцев. Поэтому самомассаж рук, различные пальчиковые упражнения необходимо проводить как можно чаще в этот период, потому что он является сензитивным для развития ручных умелостей и графоморфных навыков, а мускульная память в этот период самая цепкая.

В .М.Бехтерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.М.Сеченов в своих работах доказали влияние движений рук на функции высшей нервной деятельности и развития речи. Кисть руки участвует в формировании головного мозга и речи, потому что именно руке отведено большое место в коре головного мозга.

Последовательность тренировки изолированных групп мышц соответствует расположению двигательных центров этих мышц в коре головного мозга, это соответствие можно увидеть на схеме, представленной ниже.

1-большой палец ноги, 2-лодыжка, 3-колено, 4-бедро, 5-туловище, 6-плечо, 7- локоть, 8-запястье, 9-кисть, 10-мизинец, 1 1-безымянный, 12-средний, 13-указательный, 14-больгпой палец руки. 15- шея. 16- лоб, 17- веко и глазное яблоко. 18- лицо, 19- губы.
20-нижняя челюсть, 21-язык, 22-горло.
Определяя содержание коррекционной работы, необходимо стремиться учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которыё испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей необходимо, чтобы работа с детьми протекала с учетом нейропсихологического подхода. Исходя из этого, организация логопедической коррекционной работы включает в себя:
- развитие фонематического слуха;
- расширение объема понимания речи;
- реабилитацию Нарушенной слоговой структуры и звука наполняемости слов;
- нормализацию грамматического строя речи;
- развитие моторики речевого аппарата;
- постановку, автоматизацию, дифференциацию звуков речи, введение их в спонтанную речь;
- развитие мелкой моторики пальцев;

- активизацию высших психических функций;
- интеграцию логопедической работы с другими видами деятельности.
    На логопедических занятиях я постоянно провожу пальчиковые игры и упражнения. Они полезны всем детям, так как происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, появляется интерес к

возможностям своей руки, улучшается координация движений кисти, совершенствуется память, внимание, умение согласовывать движение и речь. В ходе игр использую веселые стихи. Например:
Гном и гром
Как-то на рассвете Гном
(человечек)
Свой решил покинуть дом.
(дом)
И с корзинкой из избы
(корзинка)
Гном помчался по грибы.
(
человечек)
Вдруг в лесу раздался гром
(хлопок в ладоши)
Гном укрылся под грибом!
(гриб)
Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать).
1. На логопедических занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки, бисер и др. по небольшим коробочкам или мешочкам. С удовольствием дети нанизывают бисер, колечки, пуговицы на нитку.
2.Целесообразно на занятиях использую лепку из пластилина. Любую мелкую деталь ребенок мастерит своими пальчиками. При этом
формируются тонкие движения, пространственная ориентация, дети радуются каждой изготовленной фигурке. Игры со строительным материалом (конструктором «Лего»), работу с мозаикой начинаю с самых простых конструкций и постепенно усложняю за счет увеличения деталей. и различных видов. Во-первых у детей возникает интерес построить что-то новое, развивается мышление, во-вторых нагрузка на пальчики постепенно увеличивается, в итоге дети строят большие конструкции не чувствуя устали в пальцах
  З. У многих детей слабо развиты навыки самообслуживания. Они не. умеют застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать бантики. Всему этому я учу детей на логопедических занятиях, при этом от детей требую внимания и четких движений пальцев рук. для этого использую различные мягкие игрушки, куклы, отдельные предметы обихода. Обучение шнуровке веду на специальных пособиях (матрешка, домик идр.)
 4. Особо хочется отметить, что детям очень нравится «
Театр теней». Прежде я учу детей с помощью пальчиков изображать различных животных (кошку, зайца, мышку, собаку и др.). Когда пальчиковые персонажи оживают в виде теней дети в восторге.
 
5. Популярен среди детей «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлению. На пальцы мы с детьми одеваем связанные из ниток различных зверушек или сказочных героев. дети придумывают различные сюжеты, разговаривают разными голосами.
  6
. В «Театре рукавичек» требуются умелые руки. Мы с детьми придумываем разные монологи, распределяем роли, озвучиваем сценки, подбираем декорации, музыку. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются и эти «чудеса» творят детские пальчики.
Все упражнения, игры для пальцев я превращаю в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг.
                                  Превращается рука и котенка, и в щенка,

                                   Чтоб рука артистом стала

                                    Нужно очень-очень мало:
                                   Специальные перчатки, ум, талант-
                                   и все в порядке!
       Такой педагогический вывод сделал замечательный детский поэт В .Берестов.
        7. Развитие мелкой моторики пальцев, а, следовательно, и речи способствует изобразительной деятельности. Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей 66 окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
      Рисование я стараюсь практиковать на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Уже по первым рисункам детей-логопатов можно сделать вывод, что навыки рисования у них слабые. Значит очень слабые мышцы пальцев рук, нарушена координация в пространстве. Недостаточно сформированы навыки штриховки.
         Чтобы детям было легче изобразить тот или иной предмет, стараюсь объяснить, показать как его легче и проще нарисовать. Рисуя его, обращаю внимание на форму каждой его детали, части, сравниваю с другими знакомыми детям предметами. Так рисуя мышку, сравниваю ее туловище с половинкой кружочка, хвостик с ниточкой, глаз с горошиной и, казалось бы,. трудный рисунок становиться доступным.
           При автоматизации поставленных звуков можно использовать простейшие рисунки-схемы, что позволяет помимо зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов подключать и мелкую моторику. Происходит это так: я рисую в индивидуальной тетради ребенка простейшие схемы предметов, например: для автоматизации звука «л» в начале слова рисую лампу, лыжи, лодку, лук. дома ребенок на этом же листе рисует такие же схемы, несколько раз повторяя в слух названия изображенных предметов. Постепенно задания усложняются, количество рисунков увеличиваются, и    они могут быть использованы в качестве основы для построения предложения, составления больших описательных рассказов.
При изучении предлогов рисунок помогает понять пространственные отношения предметов.
   Большую помощь оказывает рисунок на занятиях по развитию связанной речи. Составляю с детьми схему для пересказывания какой-либо сказки, заучивания стихов. Дети могут нарисовать понравившиеся персонажи, какие-либо предметы. Рисунки помогают решать задачи развития мелкой моторики пальцев, исправления и совершенствования речи детей, вызывают интерес к занятиям, снимают психическое напряжение.
8. Считаю необходимым затронуть вопрос о массаже кистей рук и пальцев.  Исследование современных физиологов показывают, что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот.
Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными шариками. По свидетельству археологов люди играли каменными, мраморными и глиняными шариками многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, направляя их в специальные лунки.
3.
Массаж; грецкими орехами. Предлагается катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между пальцами, удерживать несколько орехов между пальцев обеих рук.
4. Массаж; шестигранными карандашами. Грани карандаша, перекатываясь между ладоней, активизируют нервные окончания, снимают напряжен

  5. Массаж четками. Перебирание четок развивает мелкую моторику пальцев, успокаивает нервы.
       Благодаря развитию мелкой моторики, достигаю хороших результатов. Во-первых, дети с особым интересом включаются в работу, идет процесс исправления всех нарушенных звуков, обогащается словарь. Различные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый массаж снимает утомление детей. Во-вторых, кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений пальцев, улучшается навык письма и умения рисования. В-третьих, параллельно развиваются психические процессы:
память, мышление, воображение, внимание, восприятие.
       На занятиях я стараюсь, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без особых трудностей, чтобы приносили ему радость.
       Ребенок
- главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Поэтому мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться в дошкольный период под девизом «Умелые руки - это развитый мозг». Кроме того, воспитать личность невозможно ненавистью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью. Ведь неслучайно все мировые религии говорят о любви: о любви к Богу и к Человеку, поэтому любое занятие, в том числе и коррекционное, должно быть пронизано любовью к ребенку.
        Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве».
      На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди
педагоги, психологи и логопеды.
Любой из нас пришел на свет на этот,
Творить добро, надеяться, любить

Смеяться, плакать, но при всем при этом
должны мы научиться говорить.
Риторика в основе мирозданья
Стоит на протяженье долгих лет,
Между людьми взаимопониманье
Избавило бы мир от многих бед.
Но если вдруг проблема возникает
В произношенье звуков лада нет,
И наша речь от этого страдает
Тогда придет на помощь логопед.
И что же это за волшебник добрый,
С каких он к нам спускается высот?
Как Парацельс, или ему подобный,
Надежду исцеления несет,
О, скольких встретит он Наташек, Мишек,
Начнет творить, не покладая рук.
И столько сделать для тех больных детишек
1-Iе смогут даже доктора наук!
душа живая и вот эти руки
Помогу М не за день, не за два
Исправить все неправильные» звуки,
Сложить их в слоги, а затем в слова.
Специалисты речи как поэты,
Они не только возятся с детьми,
Сияют отраженным ярким светом
Ребячьих душ, которым помогли.
Есть божий дар в высоком том призванье

Дарить детишкам красноречья свет.
Большую роль в дошкольном воспитанье
Имеет, без сомненья, логопед.

Заключение

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, я добилась определенных результатов. по моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки  постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи(так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

 

Библиография:

1. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» С.А.Миронова.М. «Просвещение»,1991г.

2.«Основы логопедии» Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина, М.., «Просвещение»,1989г.

3. «Домашний логопед» В.И. Руденко, Ростов на Дону: из-во «Феникс», 2000г.

4. Ж-л «Ребенок в детском саду» «Рука развивает мозг» Г.А.Любина, О.В.Желонкина.-2003-№4-6

5...Ж-л «Дошкольное воспитание», «Пальчиковые игры»-упражнения».Р.Моисеева.-2000-№ 10

6.  . Ж-л «Дошкольное воспитание», «Коррекционно-развивающие игры» Л.Смирнова 2001-№3

7.Ж-л «дошкольное воспитание», детский рисунок на логопедических занятиях» М.Калита.-1989-№1

8. « Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» Сб метод. рекомендаций С.-ПБ. «Детство-Пресс» 2001г

9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт-Петербург, Лань, 1996г.

10. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. Антакова-Фомина Л.В.  -В кн.: тезисы докладов ХХIV –Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности.. М.,!974г.