Доклад "Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению".
статья

Носова Юлия Викторовна

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в новую обстановку.Условия в этих учреждениях специфичны. В них особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Условия этой среды требуют соответствующих форм поведения. Этот процесс в данном случае означает привыкание ребенка к жизни в дошкольном учреждении. На этот период привыкания приходится основная заболеваемость детей, то есть существует определенная взаимосвязь  между течением, так называемого периода адаптации и состоянием здоровья. Следовательно, вопрос адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения требует более глубокого рассмотрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА/  ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

КАФЕДРАДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Доклад

Адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Выполнил студент группы 3.035.99.14

Ю. В. Носова

Специальность / направление подготовки Педагогическое образование

Специализация / профиль Дошкольное образование

 Форма обучения дистанционно

Научный руководитель

  (подпись)

___________________

_____________

(оценка)

___  ________ 20__г.

Новосибирск 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....3

Легкая адаптация………………………………………………………...…....4

Адаптация средней тяжести…………………………………………………..4

Тяжелая адаптация…………………………………………………………....5

Рекомендации воспитателю…………………………………………….….....8

Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад………………………………………………………………………………..9

Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?...................................14

Список литературы……………………………………………………………17

Введение

АДАПТАЦИЯ (позднелат. аdaptatio– приспособление) – процесс приспособления организма к новым условиям существования.

    Современная наука утверждает, что организм и окружающая его среда составляют единство. В понятие среды включается вся совокупность условий, в которых совершается развитие организма. Но влияние различных условий на развитие организма в разное время его жизни неодинаково. Это особенно отчетливо обнаруживается при изучении развития ребенка, которое совершается в природной и социальной среде.

    Природная среда является фактором развития ребенка, действуя, однако, только через среду социальную, через общественную, трудовую деятельность людей.

    Наибольшее значение для ребенка имеет, конечно, среда социальная.

    Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными трудностями в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в новую обстановку.

Условия в этих учреждениях специфичны. В них особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Условия этой среды требуют соответствующих форм поведения. Этот процесс в данном случае означает привыкание ребенка к жизни в дошкольном учреждении. На этот период привыкания приходится основная заболеваемость детей, то есть существует определенная взаимосвязь  между течением, так называемого периода адаптации и состоянием здоровья. Следовательно, вопрос адаптации детей к условиям детского дошкольного учреждения требует более глубокого рассмотрения.

    Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.

    Когда ребенок впервые вступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.

Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптации детей по степени тяжести – легкую, средней тяжести и тяжелую. Основными параметрами при этом являлись сроки нормализации поведения и частота и длительность заболевания.

        

 Легкая адаптация

    Нарушение в поведении в течение 20 – 30 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой  ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Частичный отказ от еды в первые дни ДУ компенсируется повышением аппетита в тот отрезок дня, когда ребенок находится дома. Восстановление сна происходит в течение 7 – 10 дней. Дома сон ребенка не нарушен. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми  нормализуются в течение 15 – 20 дней, иногда скорее.

    Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются в течение первого месяца пребывания в дошкольном учреждении. Заболеваний в период адаптации не возникает. Легкая адаптация  отмечается в основном у  дошкольников старше полутора лет с благополучным анамнезом и хорошим состоянием здоровья. У детей  третьего года жизни при поступлении уже, как правило, имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками, что облегчает привыкание к коллективу.

Адаптация средней тяжести

    Все нарушения в поведении более ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита нормализуется не раньше 20 – 30 дня. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, в это же время появляются первые проявления контактов с другими детьми, речевая активность не восстанавливается в течение 20 – 40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца, отмечается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30 – 35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде респираторной инфекции, текущей без осложнений.

    Такое течение адаптации регистрируется у детей, поступающих в дошкольное учреждение у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неправильные воспитательные воздействия в семье (неблагоприятный социальный анамнез).

 Тяжелая адаптация

       Тяжелая адаптация характеризуется, во-первых, значительной длительностью от 2 до 6  месяцев и больше и тяжестью всех проявлений. Хотя число таких детей относительно велико 8,9 %, все они требуют особого внимания.

    Исследования показали, что этот вид  адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

   При первом варианте адаптации ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления и затем продолжает повторно болеть от 4 до 12 и более раз в течение первого года пребывания в дошкольном учреждении. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, т.к. они либо находятся в острой фазе заболевания, либо в состоянии реконвалистенции. Это не может не отразиться на состоянии реактивности организма ребенка, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. На втором году пребывания в дошкольном учреждении частота заболеваний снижается, дети начинают стабильно посещать дошкольное учреждение и адекватно реагировать на обстановку.

    Второй вариант тяжелой адаптации детей характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, его восстановление начинается не раньше, чем на 3-й неделе пребывания ребенка в учреждении. В отдельных случаях может возникать стойкая анорексия или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен (чуткий, укороченный). Засыпание медленное (в течение 30-40 мин.), сопровождается, как и пробуждение плачем. Снижена ориентировочная активность, как правило, активно избегает контактов с детьми, стремиться к уединению или проявляет агрессивное отношение к детям.

Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче в течение всего отрезка бодрствования, либо плач и хныканье сменяются состоянием пассивности, безразличия. Часто ребенок не расстается с игрушкой, принесенной из дома, каким-нибудь домашним предметом (платок, шарф и т.д.), плачет, если этот предмет забирают. Пассивность и повышенная раздражительность волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность не только во время пребывания в учреждении, но и дома. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей, приходящих в гости.

    Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшения не устойчивы, возможны рецидивы плаксивого и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на I-II квартала (в сравнении с возрастной нормой).

    Такая форма тяжелой адаптации детей по поведению наблюдается чаще всего у детей после 1,5 лет жизни. В анамнезе детей регистрируются неблагоприятные биологические, так и социальные факторы с доминирующим значением воздействий на функциональную активность коры головного мозга. Это, в первую очередь, отягощенные беременность и роды у матерей, приводящие к разной степени гипоксии плода и новорожденного.

 Именно в дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие.

    В раннем детстве преобладает совместная с взрослым деятельность, которая у дошкольника становится совместно-раздельной. Среди значимых взрослых мать выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Именно ее он лучше всех слушается. И свои капризы, которые являются своеобразным средством установления контактов с взрослыми, дети чаще всего адресуют матерям и бабушкам. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет.

    В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

    Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду.

    Трудности адаптации возникают в тех случаях, которые ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Рекомендации воспитателю

    Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.

    Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

    К сожалению, персонал детских учреждений не придает, как правило, значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.

    Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Овладение предметной деятельностью способствует развитию внеситуативно-речевой формы общения, освоению специального опыта окружающей среды.

    Предметно-игровая деятельность детей дошкольников развивается примерно по следующим этапам: манипуляция с предметами; отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других; предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.

    Воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и детьми в группе.

    Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может в процессе наблюдения за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.

    Воспитатель должен обратить особое внимание на следующее:

эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное состояние, т.е. спокойствие, сменяется слезами, и наоборот);

характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);

отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);

высказывание о желаемом.

Эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад

Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы, о сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.

Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.

В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

Гнев -  порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.

Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется  ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми.

Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ребенок словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Социальные навыки. Под прессом стресса ребенок обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, в  разговоре употребляя  лишь младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется  ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже  малыш впадает вдруг в другую крайность,  пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует  о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?

Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Для взрослых мы, безусловно, признаем разность темпераментов, различие характеров, но с такой же безусловностью воюем с детьми, когда они ведут себя "по-своему". А ведь очевидно: холерикам и флегматикам сложнее адаптироваться к детскому саду, чем более уравновешенным, в меру подвижным и в меру медлительным сангвиникам. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду, где идеалом порой оказывается казарменный порядок и где не в меру принципиальные воспитатели делают бесчисленные замечания. Hо, труднее всего приходится медлительным детям: их без конца подгоняют, торопят, ругают, раз они не успевают за общим темпом жизни детского сада, они не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Не следует вместе с тем забывать, что на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отставать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении. Так, например, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

Безусловно, не всегда тип нервной системы проявляется отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям, расстается с некоторыми сложившимися привычками.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет  есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,— плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. 
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

В яслях - 7-10 дней;

В детском саду в 3 года - 2-3 недели;

В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Список литературы:

1. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С.16-18.

2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 228 с.

4. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.

6. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

7. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.

8. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка условиям дошкольного образовательного учреждения

В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый  опыт и учится строить отношения в разных сферах.Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это...

Реализация конвенции О Правах ребенка в дошкольном образовательном учреждении

1.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе  Конвенции ООН о правах ребёнка....

Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ

        Актуальность  Развитие личности ребенка  требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...

Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адап...

Специфика сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и проблемы подготовки педагогов к данной работе.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для всестороннего развития и успешного обучения ребенка....

Статья "ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".

В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием. На конференции были обсуждены проблемы гене...