Главные вкладки

    Статья "ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".
    статья (старшая, подготовительная группа) по теме

    Полторацкая Наталья Николаевна

    В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием.

    На конференции были обсуждены проблемы генезиса детства, перспектив развития психологии образования, становления жизненного пространства человека. Предметом дискуссии стали и актуальные вопросы теории и практики специального образования и социально-педагогической деятельности. Были обсуждены современные технологии начального образования и возможности психолого-педагогического проектирования в образовательной среде. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc92.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_prava_rebyonka.ppt2.57 МБ
    Файл terrorizm_glazami_detey.pptx1.26 МБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

    Институт психологии и педагогики

    АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    Материалы V всероссийской научно-практической конференции

    молодых ученых, магистрантов, студентов c международным участием,

    Барнаул, 24 – 25 апреля 2014 года

    Барнаул – 2014

    УКД 37(08) + 159.9 (08)

    ББК 74я431 + 88я431

    А 437

    Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов c международным участием, Барнаул, 24 – 25 апреля 2014 года / под ред. Л.С. Колмогоровой, О.А. Брылевой. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 330 с.

    ISBN 978–5–88210–753–5

    Редакционная коллегия:

    Л.С. Колмогорова, доктор психологических наук, профессор;

    О.А. Брылева, кандидат психологических наук, доцент;

    Ю.В. Алеева, кандидат педагогических наук, доцент;

    Л.И. Шварко, кандидат филологических наук, доцент;

    И.В. Григоричева, кандидат психологических наук, доцент

    В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием.

    На конференции были обсуждены проблемы генезиса детства, перспектив развития психологии образования, становления жизненного пространства человека. Предметом дискуссии стали и актуальные вопросы теории и практики специального образования и социально-педагогической деятельности. Были обсуждены современные технологии начального образования и возможности психолого-педагогического проектирования в образовательной среде. Обсужден широкий спектр педагогической теории и образовательной практики. Дискуссии шли в рамках методологии философии, социологии и психологии образования.

    Сборник адресован студентам, магистрантам, аспирантам, практическим психологам, учителям начальных классов, социальным педагогам, специальным психологам, преподавателям высшей школы, научным работникам и всем, кто интересуется проблемами современной педагогики и психологии образования.

    ISBN 978–5–88210–753–5

    © Алтайская государственная

    педагогическая академия, 2014

    СОДЕРЖАНИЕ

    КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ДЕТСТВА

    Аксантаева И.В.

    К проблеме реализации внедрения педагогических технологий в практику дошкольных образовательных учреждений

     10

     Берестенникова Т.С.

    Формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

     11

     Бородина А.М.

    Воспитание сына в неполной материнской семье

     14

     Бугакова Т.А.

    Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста: направления современных исследований

     15

     Будько Т.Е.

    Функциональность эмоциональной нагрузки слова в речи старших дошкольников

     18

     Власова И.В.

    Здоровьесберегающие технологии в развитии и образовании детей в дошкольном учреждении

     20

     Власюк М.

    К вопросу о роли речевой культуры педагога

     21

     Година К.С.

    Реализация интегрированного подхода к обучению в процессе формирования у детей математических способностей

     23

     Гончаренко Н.

    Взаимодействие педагогов с родителями в адаптационный период

     25

    Губернаторова А.

    Педагогические условия по формированию морально-волевых качеств дошкольников в сюжетных физкультурных занятиях

     27

     

     Ермакова О.

    Приобщение детей к филимоновскому народному промыслу как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

     29

     Жужгина М.А., Недобуга М.В., Палкина О.Н., Сысолятина А.И., Швемлер Е.В.

    Игры и игрушки детей дошкольного возраста: вчера и сегодня

     31

     Казакова Т.Л.

    Развивающие занятия в системе интернет-ресурса

     33

     Копылова О.В.

    Практическое обеспечение двигательной активности детей на прогулке

     35

     Коршунова О.С.

    Театрализованная деятельность как средство формирования у дошкольника умений и навыков самовыражения

     37

     Кравцова Е.

    Детское экспериментирование как основа развития познавательных способностей ребенка дошкольного возраста

     38

     Красовская Е.Ю.

    Изобразительная деятельность – средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

     40

     Кузнецова Н.А.

    Абашевская игрушка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

     41

     Ластовская А.А.

    Моделирование как наглядно-практический метод в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

     45

     Ляхова Ю.А.

    Влияние мультипликационной продукции на развитие речи детей старшего дошкольного возраста и формирование разговорной речи младших школьников

     47

     Мелентьева Я.

    Словотворчество детей как средство развития родного языка

     48

     Наговицына О.

    Приобщение детей сташего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых

     50

     Новосёлова М.

    Современный взгляд на детское словотворчество

     53

    Перова О.Ю.

    К вопросу об организации взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников по проблеме защиты прав ребенка

     55

     Полторацкая Н.Н.

    Защита и реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

     57

    Тайтакова А.Э.

    Педагогические условия формировния речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    59

    Тамбовцева Т.Н.

    Реализация индивидуального подхода в развитии художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

    60

    Фоломкина В.

    Формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

    62

    Фоменко А.

    К вопросу о формировании толерантности у детей дошкольного возраста

    64

    Швецова С.Н., Калюга Е.П.

    Ознакомление детей с ограниченными возможностями с культурным наследием Алтайского края посредством музыкально-игровой деятельности

    66

    Шумилова Д.Я.

    Содержание педагогической деятельности воспитателя по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки

    68

    Янченко М.С.

    Коммуникативные основы коллективных игр в ДОУ

    70

    Полторацкая Н.Н.

    Барнаул, АлтГПА

    Научный руководитель:

    Атемаскина Ю.В., канд. пед. наук, доцент

    ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Актуальность и жизненность заявленной темы определяется ухудшением положения детей в РФ: снижение показателей здоровья и благополучия; рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях; криминализация сознания и поведения; ранняя алкоголизация и наркомания значительной части взрослеющего поколения и др. Совокупность этих и других проблем привела к активизации государственной политики в интересах детей, принятию важных нормативно-правовых документов (Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.). Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного и важного периода жизнедеятельности каждого человека. Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий, а так же при активном участии в реализации этой задачи всех членов общества.

    Исторически понятие детства связывается с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задаёт. С середины ХХ столетия в мире наступает качественно новый этап, прежде всего юридического признания статуса детства взрослым сообществом: Декларация прав ребёнка, Конвенция ООН о правах ребёнка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др. Безусловно, законы автоматически не могут обеспечить детям наличие детства. Однако их наличие даёт детям гарантию его защиты, защиты их прав и интересов.

    Нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во много определяют душевный настрой ребёнка на будущее. В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Что бы зёрнышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ созвучен работе педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми и их родителями (законными представителями). Преимуществом детского сада является возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в конкретной семье.

    Дети имеют меньше возможностей для защиты своих прав, чем взрослые. У ребёнка нет физической и психологической зрелости, поэтому и права детей в чём-то глубже, шире, значительнее. На защите интересов ребенка всегда должен стоять мудрый взрослый. Вместе с тем, и у самого ребенка необходимо с ранних лет формировать чувство веры в себя, в свои права, т.к. это связано с позитивным влиянием этих качеств личности на его самоприятие и самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребёнок учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки и мысли.

    Теоретическую основу нашей исследовательской и практической деятельности по защите и реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении составили работы Ю.В. Атемаскиной, Л.Р. Болотиной, С.А. Козловой, Н.И. Элиасберг и др. Мы отталкиваемся от того, что:

    - знакомить с правами ребенка и методами их защиты нужно одновременно и взрослых, и детей старшего дошкольного возраста;

    - группа дошкольного образовательного учреждения – это общество в миниатюре, имеющее своих лидеров, свои правила жизнедеятельности, обязанности для своих членов и т.д., следовательно, детей нужно учить тому, как строить общественные отношения, реализовать свои возможности, уважать права других и т.д. Это поможет им успешно социализироваться в дальнейшем;

    - ознакомление дошкольников с их правами должно вестись одновременно с ознакомлением с их обязанностями. При этом фундаментом для формирования у дошкольников представлений о правах и обязанностях выступает их нравственная культура, нравственная воспитанность;

    - важно использовать интерактивные методы и приемы, организовывать социально ориентированные мероприятия, направленные на приобретение участниками опыта позитивного общения с другими людьми, избегания конфликтных ситуаций, а в случае их возникновения - цивилизованного разрешения и т.п.

                 Далее остановимся на некоторых наших практических достижениях в данной области. Экспериментальная работа проходит на базе МБДОУ № 7 г. Рубцовска Алтайского края под научным руководством канд. пед. наук, доцента Ю.В. Атемаскиной в течение 2 лет. Результаты анкетирования по теме «Права ребёнка», проведённого с родителями на констатирующем этапе эксперимента, позволяют заключить,

    что права детей часто нарушаются в семье. Причины нарушения различны. В связи с этим мы решили сочетать просвещение родителей в области прав ребенка с психолого-педагогическим просвещением. Это позволило нам не просто раскрыть сущность того или иного права, а изменить родительские взгляды, заставить их пересмотреть способы своего воспитательного воздействия на ребенка.

    Особое внимание было уделено реализации права ребёнка развитие индивидуальных творческих способностей. После проведения совместных мероприятий  родители осознали необходимость создания условий в семье, способствующих формированию детских интересов и увлечений. Полученные данные (наблюдения, анкетирование, деловые игры, беседы, обмен опытом) показали, что большинство родителей стали учитывать интересы детей. Альбом «Секреты семейного воспитания» позволил родителям поделиться опытом воспитания детей в семье, способами разрешения конфликтных ситуаций, создания условий, способствующих раскрытию творческого потенциала ребёнка, осознать право ребёнка на индивидуальность, т.к. до этого были случаи, когда они в своих детях старались восполнить нереализованные потребности своего детства. Подготовленные родителями презентации позволили им обогатить свои знания о формах организации семейного досуга, тем самым способствуя реализации права ребенка на качественный отдых и досуг.

    В работе с детьми мы отдаем предпочтение формам, имеющим многофункциональный характер, способствующим развитию у детей познавательной активности, обеспечивающим их самореализацию, направленным на осознание своих обязанностей перед другими, интересным самим детям. Например, ведётся летопись группы «Счастливое детство». В ней отражена творческая деятельность детей (фото, видео материалы, поэтические странички), взаимодействие с социальными партнёрами, достижения детей в различных видах деятельности, отражающие рост индивидуального мастерства. Флаг группы, речёвка, стенд «Здравствуйте, я пришёл!» способствуют формированию у детей представлений о нормах поведения в группе, о необходимости проявления эмоционально-положительных взаимоотношений со сверстниками. Ежедневно обсуждаются с детьми правила, которые помогают им жить в коллективе, напоминаются обязанности.

    Совместно с родителями дети оформили книгу «Права ребёнка», в которой в рисунках и иллюстрациях отразили права и обязанности детей, подобрали стихотворения о правах ребёнка. С этого момента дети стараются регулировать взаимоотношения с окружающими их людьми, ссылаясь на эту книгу.

    Детям важно создать условия для практического применения полученных знаний о своих и чужих правах и обязанностях. В связи с этим много внимания мы уделяем созданию специальных ситуаций, социально ориентированным проектам, в которых старшие дети учатся оказывать помощь младшим, формируется толерантное отношение к детям с особыми потребностями (детям-инвалидам), нуждающимся в особой заботе. Например, дети с большим желанием участвовали в оформлении книги «Потешки» для детей ясельной группы, чувствуя свою ответственность и стараясь как можно точнее передать содержание потешки в рисунке, испытывая чувство гордости от личного вклада в общее дело. Участие детей в ежегодном городском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Сделаем мир добрее» позволяет показать неограниченный творческий потенциал каждого ребенка, способствует созданию детской общности, не ограниченной состоянием здоровья. Проект «Волшебный мир театра», праздник «В гостях у новогодней сказки», проводимый для детей КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» г. Рубцовска и др. позволили сформировать опыт совместной деятельности детей в различных видах деятельности, обеспечить интеграцию в общество сверстников, реализовать творческий потенциал каждого ребёнка. Таким образом, промежуточные результаты свидетельствуют о правильности выбранного нами направления работы.

    Родители начинают осознавать важность реализации прав ребёнка в условиях семейного и общественного воспитания, стали лучше представлять психологический портрет своего ребёнка, больше доверять профессионализму воспитателя, повысили контроль над собственными эмоциями, стали чаще опираться на полученные теоретические знания, в том числе и на обобщённый опыт других родителей. Дети учатся разрешать конфликтные ситуации цивилизованными способами, учитывая желания и позиции других людей, развивается произвольность их поведения, совершенствуется интерес к своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что является основой личностного самосовершенствования.

                В заключении еще раз подчеркнем, что защита и реализация прав детей должна выступать основным направлением в работе педагога дошкольного учреждения и вовлечены в неё должны быть родители (законные представители) детей и сами дошкольники.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Организация работы ДОУ с детьми и родителями воспитанников по формированию у них представлений о правах ребёнка » МАДОУ « ЦРР -детский сад №7 «Ярославна» г. Рубцовск Полторацкая Н.Н. воспитатель высшей квалификационной категории.

    Слайд 2

    В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки – Все люди на планете.

    Слайд 3

    Сохранить своё здоровье – Право есть у нас такое. Заболеть, когда случиться – Каждый вправе полечиться.

    Слайд 4

    О правах своих послушай И запомни крепко их. Только знай, что очень нужно Уважать права других.

    Слайд 5

    Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать.

    Слайд 6

    Есть еще такое право помнить думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь подарить.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Терроризм глазами детей Проект подготовила: Полторацкая Н.Н воспитатель высшей квалификационной категории.. М А ДОУ « ЦРР-д етский сад № 7 «Ярославна»

    Слайд 3

    Детские рисунки

    Слайд 5

    Юные читатели! Приглашаем вас в увлекательное путешествие. Наша книжка – это книжка – игра, книжка – приключение. Ты сможешь проявить смелость, отвагу, решительность, помогая отважным Рыцарям победить злого Дракона. Желаем удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

    Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

    Реализация конвенции О Правах ребенка в дошкольном образовательном учреждении

    1.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе  Конвенции ООН о правах ребёнка....

    Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

    Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...

    Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится правовое воспитание....

    Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

    опыт работы по охране психического и физического здоровья детей...

    Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет)

    Настоящая рабочая программа «Музыкальное воспитание в ДОУ» осуществляется на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Н.Е. Комаро...