Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему
опыт работы по охране психического и физического здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_prav_rebenka_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii_i_v_seme.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит»
«Охрана физического и психического здоровья детей»
Подготовила: воспитатель
Таланова Ирина Африкановна
г. Нижневартовск 2018
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»
К. Д. Ушинский.
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. У многих детей наблюдается ускорение роста, так называемое первое вытяжение, при котором мышцы не успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка появляются мышечные боли, что может стать причиной бессонницы. Кроме того, с периодом вытяжения врачи связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьезную опасность для здоровья ребенка.
Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья.
Следует учесть, что самая главная потребность ребенка- это любовь, теплота, эмоциональный контакт. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают и такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно. Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны поддержать его, вселить уверенность, помочь.
Таким образом, одной из важных задач, стоящих перед ДОУ и семьей, является охрана нервно- психического здоровья детей.
Виды деятельности в течении дня : из опыта работы в нашей группе с нашими детьми.
1.Минутка здоровья. Игровые упражнения интересны и легко ими воспринимаются.
Гимнастика мозга. Автор Поль Деннисон: развивает межполушарные взаимодействия.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»;, «Ухо-нос»(левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо, отпустить , хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
2.Эмоционально-стимулирующая гимнастика проводится в утренние часы, можно как приветствие друг друга. Начинается день с улыбки и это будет отличной гимнастикой для лица. Важно , чтобы гимнастикой были увлечены дети, поскольку жизнерадостность и хорошее настроение содействуют разрядке нервной системы, повышают тонус и в значительной степени обеспечивают оздоровительный эффект. Необходимость проведения такого вида гимнастики обусловлена утренним состоянием ребенка: некоторые дети заторможены, другие возбуждены. Она стимулирует и приводит в порядок психическую и физическую активность детей, уравновешивает их эмоциональное состояние, улучшает самочувствие и настроение.
3.Минутки открытий проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети учатся замечать удивительное в простом.
4.Минутки фантазии направлены на преображение действительности: дом моей мечты, чудо – дерево ит.д.
5.Минутка доброго чтения- как элемент библиотерапии. Он гармонично дополняет другие виды оздоровления детей посредством слова. Этот вид деятельности присутствует, думаю у многих ,рекомендуется перед обедом, для гиперактивных детей- успокаивающая (стихи и проза о доброте, милосердии, природе М.Пришвин; В.Бианки; И.Токмакова; Г Сапгир, Я Аким и др.), для детей гипоактивных – литература , стимулирующая эмоциональные переживания(Б.Заходер, С Маршак, Д.Хармс и др.)
6. Минутка шалости. Больше подходит для прогулки, так как у нашей группы есть небольшая особенность, у нас 17 мальчиков и 2 девочки, то энергии у нас не занимать, поэтому на прогулке детям предлагается пошалить: имитируя различные движения, ребенок преображается. В этот момент»включатся « все биоактивные точки и зоны , расположенные на коленях, локтях и пальцах, ребенок играет с собственным телом. Имитационные игры служат отличной профилактикой простудных заболеваний, снятию стрессов, закаливанием и т.д. при отборе материала используются произведения фольклора, вымышленные и реальные сюжеты из жизни.
7 Минутки открытий или деревотерапия.
8 Танцетерапия или танцы в кругу. Круг-это самая комфортная пространственная форма для организации психологических контактов .Ребенку важно быть в «центре событий», чтобы все лица были обращены к нему. Происходит реабилитация личности («Лаватта», «Танец маленьких утят» ит.д.).
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Для успешного решения этой задачи мы используем различные средства физического воспитания в комплексе: закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, подвижные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике заболеваний: плоскостопие ( с детьми проводятся специальные упражнения, используются массажные коврики, дорожки здоровья) , органов зрения( при поддержке родителей в группу было приобретено оборудование для проведения подвижных и спортивных игр, тренажеры). В нашей группе много детей с заболеваниями органов дыхания, поэтому в своей работе , часто используем оздоровительные игры, которые помогают в игровой форме научить ребенка заботиться о своем здоровье. Планирование подвижных игр позволяет в течение дня обеспечить двигательный режим ребенка.
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...
Реализация конвенции О Правах ребенка в дошкольном образовательном учреждении
1.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка....
Статья "ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".
В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием. На конференции были обсуждены проблемы гене...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
рекомендации по организации совместной деятельности...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)
Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...
Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится правовое воспитание....
Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...