Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему

Таланова Ирина Африкановна

опыт работы по охране психического и физического здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит»

«Охрана физического и психического здоровья детей»

Подготовила: воспитатель

 Таланова Ирина Африкановна

 

 

г.  Нижневартовск 2018

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»

 К. Д. Ушинский.                                                                                              

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение.   По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.   Не случайно  именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. У многих детей наблюдается ускорение роста, так называемое первое вытяжение, при котором мышцы не успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка появляются мышечные боли, что может стать причиной бессонницы.   Кроме того, с периодом вытяжения врачи связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также не успевает за бурным ростом ребенка.   В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьезную опасность для здоровья ребенка.      

Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.   Государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья.

Следует учесть, что  самая главная потребность ребенка- это любовь, теплота, эмоциональный  контакт. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают и такими, какие  они есть, относятся к ним всегда доброжелательно. Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны поддержать его, вселить уверенность, помочь.

     Таким образом, одной из важных задач, стоящих перед ДОУ и семьей, является охрана нервно- психического здоровья детей.

Виды деятельности в течении дня : из опыта работы в нашей группе с нашими детьми.

1.Минутка здоровья. Игровые упражнения интересны и легко ими воспринимаются.

Гимнастика мозга. Автор Поль Деннисон: развивает межполушарные  взаимодействия.

 Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»;, «Ухо-нос»(левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо, отпустить , хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

2.Эмоционально-стимулирующая гимнастика проводится в утренние часы, можно как приветствие друг друга. Начинается день с улыбки и это будет отличной гимнастикой для лица. Важно , чтобы гимнастикой были увлечены дети, поскольку жизнерадостность и хорошее настроение содействуют разрядке нервной системы, повышают тонус и в значительной степени обеспечивают оздоровительный эффект. Необходимость проведения такого вида гимнастики обусловлена утренним состоянием ребенка: некоторые дети заторможены, другие возбуждены. Она стимулирует и приводит в порядок психическую и физическую активность детей, уравновешивает их эмоциональное состояние, улучшает самочувствие и настроение.

3.Минутки открытий проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети учатся замечать удивительное в простом.

4.Минутки фантазии направлены на преображение действительности: дом моей мечты, чудо – дерево ит.д.

5.Минутка доброго чтения- как элемент библиотерапии. Он гармонично дополняет другие виды оздоровления детей посредством слова. Этот вид деятельности  присутствует, думаю у многих ,рекомендуется перед обедом, для гиперактивных детей- успокаивающая (стихи и проза о доброте, милосердии, природе М.Пришвин; В.Бианки; И.Токмакова; Г Сапгир, Я Аким и др.), для детей гипоактивных – литература , стимулирующая эмоциональные переживания(Б.Заходер, С Маршак, Д.Хармс и др.)

6. Минутка шалости. Больше подходит для прогулки, так как у нашей группы есть небольшая особенность, у нас 17 мальчиков и 2 девочки, то энергии у нас не занимать, поэтому на прогулке детям предлагается пошалить: имитируя различные движения, ребенок преображается. В этот момент»включатся « все биоактивные точки и зоны , расположенные на коленях, локтях и пальцах, ребенок играет с собственным телом. Имитационные игры служат отличной профилактикой простудных заболеваний, снятию стрессов, закаливанием и т.д. при отборе материала используются произведения фольклора, вымышленные  и реальные сюжеты из жизни.

7 Минутки открытий или деревотерапия.

8 Танцетерапия или танцы в кругу. Круг-это самая комфортная пространственная форма для организации психологических контактов .Ребенку важно быть в «центре событий», чтобы все лица были обращены к нему. Происходит реабилитация личности («Лаватта», «Танец маленьких утят» ит.д.).

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Для успешного решения  этой задачи мы используем различные средства физического воспитания в комплексе: закаливание  и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, подвижные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике заболеваний: плоскостопие ( с детьми проводятся специальные упражнения, используются массажные коврики, дорожки здоровья) , органов зрения( при поддержке родителей в группу было приобретено оборудование для проведения подвижных  и спортивных игр,  тренажеры). В нашей группе много детей с заболеваниями органов дыхания, поэтому в своей работе , часто используем оздоровительные  игры, которые помогают в игровой форме научить ребенка заботиться о своем здоровье.  Планирование подвижных игр позволяет в течение дня  обеспечить двигательный режим ребенка.

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
        Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

Реализация конвенции О Правах ребенка в дошкольном образовательном учреждении

1.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе  Конвенции ООН о правах ребёнка....

Статья "ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".

В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием. На конференции были обсуждены проблемы гене...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая программапо реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образовательного учрежденияОбразовательная область «Музыка» в контексте ФГОСдля детей дошкольного возраста (2-7 лет)...

Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится правовое воспитание....

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...