Консультация для педагогов "Игра - средство нравственного общения"
консультация

Гостевская Лариса Валерьевна

         Игра – важное средство воспитания навыков общения, моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их чувствами, делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает  моральные нормы нашего  общества.

         Особая ценность игры в том, что в ней  ребенок проявляет способность, которая, казалось бы, не характерна для дошкольников, к самовоспитанию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель

Гостевская Л.В.

Консультация  для  воспитателей

ИГРА   -  ШКОЛА  НРАВСТВЕННОГО  ОБЩЕНИЯ

        Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка. Это естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая  стремление к движению, к действию, к переосмыслению впечатлений окружающего мира. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Не зря игру считают одной из форм организации детской жизни. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается  ребенок под влиянием  увлекательной игры! Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы просто невыполнимо.

        … Посидеть хоть минуту спокойно для Саши настоящее наказания. Но, изображая шофера, он может долго сидеть на стуле, держась за «баранку». А вот он же часовой. Как подтянут, терпелив, суетливости как не бывало.

        Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры – подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Но особое предпочтение отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни, - быт и труд людей, из взаимоотношения, события современности. В игре дети удовлетворяют стремление стать  участниками жизни взрослых и с увлечением воспитывают дочек (как делает мама), лечат их (как врач), учат их  в школе (как учительница), строят дома и школы (как строители)… Взятая роль захватывает ребенка, воздействует на его ум и чувства:  мама – добрая  и заботливая; врач – внимателен и чуток; командир – справедлив и строг; продавец – вежлив и приветлив; моряк – храбр и отважен. И если ребенок берет на себя одну из этих ролей, то переосмысливая ее и вживаясь в образ, соответственно ведет себя.

        Игра – важное средство воспитания навыков общения, моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их чувствами, делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает  моральные нормы нашего  общества.

        Особая ценность игры в том, что в ней  ребенок проявляет способность, которая, казалось бы, не характерна для дошкольников, к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требуют правила взятой роли.

        Например, ребенок, чтобы почувствовать себя командиром экипажа космического корабля и чтобы играющие увидели в нем командира, старается быть примером для других, ведет себя достойно, подтянуто, дисциплинированно, отдает распоряжения толково и четко, додумывает по ходу игры сюжет и его детали и т.п. Одним словом ему хочется быть лидером в игре. Кроме того, подчиняясь правилам поведения в  игре, ребенок способен отказаться от желаемого, скажем, от облюбованной игрушки (так как по ходу игры она должна быть во владении другого), быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как того требует коллективный замысел.

        … Дети играют в летчиков-испытателей. Построив отряд, командир учит их ходить в строю. Он поясняет: «Это  надо для того, чтобы быть крепкими, здоровыми и выносливыми». Затем отдает команду: «Бегом! Встать! Присесть! – и все с готовностью подчиняются ему. По сигналу «Взлет!» первый в строю начинает имитировать полет. Другие дети проявляют нетерпение: хочется показать сое умение в «высшем пилотаже». Кто-то даже поторапливает командира. Но тот не спешит отдать команду на взлет остальным.

        - Нельзя торопиться, можно погибнуть. Разве вы не знаете, что испытывать новый самолет очень трудно и опасно!

        - Нетерпеливый Алеша толкается в строю, намеревается идти на взлет без очереди. Его не пускают. Командир пытается навести порядок. Но на Алешу это не действует: ведь он часто ведет себя так, намеревается идти на взлет без очереди. Его не пускают. Командир пытается навести порядок. Но на Алешу это не действует: ведь он часто ведет себя так, а главное любит быть первым.

        Командир приказывает:

        - Я лишаю тебя полетов на месяц!

        Алеша повинуется, нехотя выходит из строя, с трудом пересиливая свою строптивость, он послушно стоит в стороне. Как это нелегко! Но приказ есть приказ. Не подчиниться командиру просто невозможно! Да и мнение командира разделяют члены экипажа…

        Алеша время от времени глядит на командира. Затем не выдерживает и миролюбиво просит:

        - Товарищ командир, уже прошел месяц, я исправился!

        Командир будто и не слышит. Алеша снова напоминает о себе:

        - Ты что, забыл про меня? Я ведь исправился…

        - Становись в строй, - разрешает командир. Лицо Алеши озаряется  счастливой улыбкой. Он быстро занимает свое место среди играющих. Игра продолжается.

        Так в игре ребенок поставлен перед необходимостью подчиняться коллективу, а если и надо, то и умерять сове нетерпение, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый подчиняется требованию командира, импульсивный – проявляет выдержку (а то какой же ты летчик-испытатель!), не умеющий действовать согласованно с другими ребятами – считается с правилами игры (иначе члены экипажа не захотят быть с ним в одном строю) и т.п. Примечательно, что подобные действия, связанные с самоограничением желаний, ребенок осуществляет с удовольствием. И в этом особая сила игры на волевую сферу. Здесь, как ни в какой другой деятельности, со всей полнотой шлифуются черты личности и формы поведения.

        Но воспитывающее значение игры проявляется в полной мере тогда, когда взрослые руководят ею.

        Чтобы руководить детской игрой, требуется умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как строятся отношения детей в  игровых ситуациях: доброжелательны ли они? Проявляют ли товарищество, вежливость? Умеют ли поддержать общий замысел? Как разрешают спорные случаи? И т.д.

        Но главное, на что в первую очередь следует обратить внимание – это идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, какие чувства и поступки  вызывает у ребенка. Например, такие сюжеты, как «Поликлиника», «Школа», «Космонавты», «Строители» нельзя не оценивать как положительные, так как своим содержанием они побуждают нравственные отношения у играющих, обязывая их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направлено на  то, чтобы  поддерживать игру, сделать ее устойчивой, помочь развить замысел, вовлечь большее количество играющих, при необходимости уточнить с детьми то, что они знают недостаточно.

        Однако игры бывают не только добрыми по своему содержанию. Ведь ребенок в силу отсутствия сформированной нравственности может отражать в них и отрицательные явления, увиденные им в жизни (а жизнь, как известно  соткана не только из добра!) и поразившие его воображение.

        … Пятилетний  Сережа предлагает Максиму:

        - Давай играть так: ты будешь собакой овчаркой, а я, твой хозяин, буду дрессировать  тебя. Собака не будет слушаться, я ее плеткой! Плеткой! Когда она будет кусаться, я стану убегать.

        Недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием, вызывающие у них жестокость, эгоизм, аморальные  поступки. Прежде всего надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Следует иметь в виду: если игра приняла отрицательный  характер (дети изображают пьяных, подражают ссорящимся людям, произносят  грубые слова), а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей прекратить игру, разъяснив, почему она  плохая и почему не следует ее продолжать.

        Нельзя не учитывать, что маленькие дети и старшие дошкольники играют по-разному. Следовательно, и руководство их играми различно. Чем меньше ребенок, тем активнее  роль взрослого. По мере роста ребенка и совершенствования его игровой деятельности необходимо побуждать  ребенка к объединению в совместных играх с другими детьми. Сколько поводов находится для того, чтобы вызвать у ребенка желание поиграть со сверстниками! Например, сказать: «Предложи этому мальчику покататься на своем велосипеде. Видишь, как он на тебя смотрит… наверное, ему тоже хочется покататься», «Поиграйте вместе в мяч», «Помоги  этому симпатичному мальчику построить песочный дом», «Видишь девочки играют в классики, - попроси их принять и тебя поиграть вместе с ними» и т.п.

        Теперь руководство взрослого направлено, главным образом, на то, чтобы дети играли дружно, не ссорились. При необходимости следует помогать им налаживать хорошие  взаимоотношения, подсказывать, чтобы уступали друг другу, делились игрушками, умели подождать, пока один выполнит некоторые действия и т.п.

        Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умения ждать, уступать. К примеру, чтобы пользоваться санками, качелями, велосипедами, нельзя избежать очередности. Ребенку разъясняют: «сначала ты сядешь на санки, а он тебя покатает. Потом ты будешь его возить». А для того, чтобы это требование выглядело конкретно и определенно, можно использовать такой прием: провезешь его на санках один круг, а затем поменяетесь местами. Таким образом, ребенок убеждается, что, подчиняясь правилу, он действует по справедливому закону – каждому поровну.

        Правильные поступки ребенка полезно не оставлять без внимания, например похвалить за то, что уступил, поделился, был доброжелателен к партнеру.

        Вместе с ростом и расширяющимся кругозором дошкольников в их игровых замыслах все более отражаются общественные явления. И это закономерно, ведь дети не живут изолированно от жизни взрослых, они воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями. Играющие спасают тонущие корабли, заблудившиеся рыболовецкие суда, собирают урожаи, уезжают на стройки, отстаивают честь страны на спортивных состязаниях. В играх отражаются идеи добра, справедливости, оптимизм, радость жизни. Печальные события, как правило, имеют благополучный исход: потерпевшего крушение – спасают, слабого – выручают, заблудившегося в дороге – находят, больного вылечивают… Не зря игру считают школой социальной практики, в которой ребенок моделирует мир человеческих отношений, события и факты, характерные для

Взрослого образа жизни. Таким образом, игры являются одним из средств формирования нравственных черт, присущих человеку.

        Старшие дети объединяются в игры с большим количеством  играющих. Особенно это характерно для детей, посе6щающих детские сады. Значит и в семье необходимо  постараться создать соответствующие условия для   таких  игр. Иногда полезно  объединять детей в игру с помощью взрослого. Задача взрослых – всячески содействовать возникновению коллективных игр, так как это одно из эффективных средств формирования в растущем человеке навыков, умения строить отношения.

        В коллективных играх дети проявляют  довольно высокую самостоятельность, инициативность, выдумку, фантазию. Но это не значит, что детские игры не нуждаются по-прежнему в направляющей линии. Усложняются игровые сюжеты и взаимоотношения играющих. От детей требуется умение договариваться с партнерами по игре о содержании и ходе игры, распределить роли, подобрать игрушки и атрибуты, оговорить правила и т.д. Но это не всегда протекает организованно и бесконфликтно, и поэтому, часто случается, требуется помощь взрослых.

        Для того, чтобы игры были наполнены воспитывающим содержанием, отражали  общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, трудом и образом жизни людей нашей страны. И здесь известную роль играют непосредственные наблюдения за  окружающей жизнью, детская художественная литература, радио, телепередачи и, конечно, рассказы взрослых, помогающие ребенку осмыслить то, что он видит, и создавать таким образом предпосылку для возникновения игр.

        Суть общественных явлений и отношений  людей необходимо раскрывать на доступных детскому пониманию фактах.

        …Необходимо привлекать внимание детей к трудовой жизни города: почтальон приносит для жителей письма и газеты; дворник  подметает двор, наводя чистоту и порядок; работники транспорта везут людей в разные концы города на работу; в детском саду повар, прачка, воспитатель – все они ждут детей  и готовы к началу трудового дня. Подчеркните: труд каждого важен и нужен для других, от этого зависит благополучие людей…  Необходимо постараться довести до детского сознания очень важную мысль: человек красив делами, уважают и почитают тех, кто трудится. Все эти впечатления, которые задевают чувства и сознание, затем находят отражение в  детских играх.

        От взрослого требуется умение деликатно влиять не только на содержание игры и ее развитие, но и на отношения детей, придавая этим отношениям нравственную направленность. Так, видя, что ребенок в роли начальника строительства груб с участниками игры, кричит на них, взрослый говорит: «Уважают такого начальника, Который уважает других, вежлив  с ними, умеет разговаривать спокойно».

        Иногда полезно прилечь внимание играющих к положительному примеру: «Танюша настоящая учительница – разговаривает с учениками ровно, спокойно, приветливо. А как понятно она им объясняет задания. У  такой учительницы, наверное и ученики  прилежные, дисциплинированные». Этим самым взрослый одновременно и подчеркивает правильно взятый тон «учительницы», и побуждает «учеников» к организованному поведению.

        Важно всячески содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей своеобразной школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнять и переосмысливать в действиях, что такое хорошо, а  что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по правилам, уважительно, по-товарищески.

        Усвоению норм нравственности содействуют правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности. Так, старший дошкольник должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают  или заняты  своими делами, не полагается. В это время лучше играть в тихие игры.

        Рассмотрим пример.

        …Катя и Лена играют в мяч в коридоре. Мяч часто залетает то на кухню, где готовит мама, то в комнату, где занимается брат-старшеклассник. Девочкам  сделали замечание, и тогда они закрыли двери на кухню и в комнату. Однако шум, смех, возня  с мячом не дают брату сосредоточиться. Он строго сказал девочкам:

        - Пока я готовлю домашние задания, поиграйте, пожалуйста в тихую игру.

        Его поддержал и отец. Но мать возразила:

        - Пусть дети резвятся! Все нельзя и нельзя, а когда же можно? У вас взрослых свои дела, а у детей свои…

        - Но дети должны считаться с нами, - настаивает отец, - их игры не должны нарушать нормальное течение жизни семьи.

        Кто же прав?

        Здесь и в подобных случаях можно считать единственно  правильным решение: игра, которая нарушает удобство окружающих, не может не расцениваться как деятельность нравственная, и поэтому детей следует переключать на игры, требующие от них сосредоточенности и тишины. Это  приучает растущего человека уважать дела старших, вырабатывает в нем деликатность, умение определять, во что  играть, сообразуя свой замысел с удобствами окружающих.

        Дети старшего дошкольного возраста должны знать, что выбор игры не может не зависеть от условий и возможностей (например, наличия соответствующих игрушек, достаточного пространства, удобного места и времени). Так, не может быть плодотворной игра, если две группы играющих не учитывают совместимость своего соседства.

        … Валя с Наташей устраивают играть в «школу» с куклами рядом с ребятами, воздвигающими  сооружения из «строителя». Юные строители невольно мешают им, захватывая часть территории «класса». «Учительница» Наташа  возмущается. Назревает конфликт из-за того, что девочки не сумели выбрать подходящее место для игры.

        Надо объяснять детям, в какие игры можно играть  дома, а в какие на прогулке. Например, игры с мячом, в классики, прятки, бадминтон уместны на прогулке, а не в помещении, где малое пространство и нечаянно  что-то разобьешь или испортишь. Однако и на улице, затевая подвижную, шумную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим. Если рядом в коляске малыш или взрослые читают, то игра в мяч или бадминтон здесь неуместна.

        Поскольку культура игровой деятельности  во многом зависит от условий, в которых  развертывается игра. Как в группе детского сада так и у детей дома должно быть отведено значительное пространство для игр. Оно должно быть хорошо освещенное, защищенное от сквозняков и удаленное от отопительных приборов. Если дети знают, где можно взять игрушки и куда их положить после игры, это несомненно приучает их к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке. Все содержание игрового пространства должно хранится в определенной системе. Так, например, крупные игрушки можно расположить на полу на ковре, мелкие – дидактические и игрушки-забавы, а также настольно печатные игры (типа лото, домино, «гусек» удобнее держать на полке или в шкафу. Следует требовать от детей, чтобы они сами поддерживали порядок в игровом уголке. Дети должны знать, что, например, гараж и машины не могут находиться в кукольной комнате, а мячи и скакалки лежать вместе с книгами. Если дети усвоят целесообразность хранения игрушек, то переставляя, перемещая и меняя порядок, они будут делать это разумно и бережно.  Хранить игрушки в ящике не следует, так как от этого они ломаются, теряют свой привлекательный вид, а главное, детей трудно приучить к аккуратному и бережному обращению с ними. У них невольно формируется неправильное представление о том, что значит убрать после себя игрушки: ведь в ящик он сваливает все, с чем играл, без системы и порядка.

        Не допускайте, чтобы дети играли с поломанными игрушками: это не может содействовать выработке аккуратности, бережливости, правильному обращению с вещами вообще. Время от времени вместе с детьми стоит проверить, нет ли неисправных игрушек, испачканной или порванной кукольной одежды, поломанных коробок для хранения настольных игр. Пусть дети видят, как взрослый бережно чинит игрушки, подклеивает коробки, пришивает собачке оторванную лапку. Старшие дошкольники должны сами проверять и чинить при необходимости (при помощи взрослых). Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии детей старые игрушки: волей или неволей мы будем воспитывать у него небережливость, небрежное отношение к вещам.

        В игре более чем где-либо требуется от ребенка умение соблюдать правила. Того, кто  нарушает их, дети с особой остротой подмечают и бескопромисно выражают свое осуждение. А это, как известно, фактор весьма эффективный в воспитательном отношении. Ведь, если он не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может быть и выйти из игры, так ребенок получает уроки справедливости, честности, правдивости, начинает понимать, что значит считаться с другими.

        В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным, следовать нравственным нормам при условии, что его знакомят со следующими правилами:

        

        Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, а также что понадобится для игры.

        Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки.

        Честно  соблюдай правила игры.

        Уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению большинства.

        Если хочешь включиться в общую игру, вежливо спроси об этом у играющих.

        Проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли.

        В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.

        Не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо.

        Разговаривай с партнерами по игре вежливо, не крикливо, уважительно.

        Делись игрушками. Не набирай игрушек больше, чем тебе понадобится.

        Не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит маленький ребенок: своими играми ты не должен нарушать их покой.

        В подвижные, шумные игры (например, с мячом, в бадминтон, хоккей, в прятки, салочки и др.) в помещении играть нельзя. Такие игры уместны на игровой или спортивной площадке во дворе или в сквере.

        Не забывай после игры убрать на место все, чем ты играл. Береги игрушки, заботься об их сохранности.



Предварительный просмотр:

Воспитатель

Гостевская Л.В.

Консультация  для  воспитателей

ИГРА   -  ШКОЛА  НРАВСТВЕННОГО  ОБЩЕНИЯ

        Трудно переоценить роль игры в жизни ребенка. Это естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая  стремление к движению, к действию, к переосмыслению впечатлений окружающего мира. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Не зря игру считают одной из форм организации детской жизни. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Присмотритесь, как преображается  ребенок под влиянием  увлекательной игры! Молчаливый становится разговорчивым, замкнутый – более общительным, дерзкий – вежливым. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы просто невыполнимо.

        … Посидеть хоть минуту спокойно для Саши настоящее наказания. Но, изображая шофера, он может долго сидеть на стуле, держась за «баранку». А вот он же часовой. Как подтянут, терпелив, суетливости как не бывало.

        Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры – подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Но особое предпочтение отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают все, что видят в окружающей жизни, - быт и труд людей, из взаимоотношения, события современности. В игре дети удовлетворяют стремление стать  участниками жизни взрослых и с увлечением воспитывают дочек (как делает мама), лечат их (как врач), учат их  в школе (как учительница), строят дома и школы (как строители)… Взятая роль захватывает ребенка, воздействует на его ум и чувства:  мама – добрая  и заботливая; врач – внимателен и чуток; командир – справедлив и строг; продавец – вежлив и приветлив; моряк – храбр и отважен. И если ребенок берет на себя одну из этих ролей, то переосмысливая ее и вживаясь в образ, соответственно ведет себя.

        Игра – важное средство воспитания навыков общения, моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их чувствами, делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает  моральные нормы нашего  общества.

        Особая ценность игры в том, что в ней  ребенок проявляет способность, которая, казалось бы, не характерна для дошкольников, к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требуют правила взятой роли.

        Например, ребенок, чтобы почувствовать себя командиром экипажа космического корабля и чтобы играющие увидели в нем командира, старается быть примером для других, ведет себя достойно, подтянуто, дисциплинированно, отдает распоряжения толково и четко, додумывает по ходу игры сюжет и его детали и т.п. Одним словом ему хочется быть лидером в игре. Кроме того, подчиняясь правилам поведения в  игре, ребенок способен отказаться от желаемого, скажем, от облюбованной игрушки (так как по ходу игры она должна быть во владении другого), быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как того требует коллективный замысел.

        … Дети играют в летчиков-испытателей. Построив отряд, командир учит их ходить в строю. Он поясняет: «Это  надо для того, чтобы быть крепкими, здоровыми и выносливыми». Затем отдает команду: «Бегом! Встать! Присесть! – и все с готовностью подчиняются ему. По сигналу «Взлет!» первый в строю начинает имитировать полет. Другие дети проявляют нетерпение: хочется показать сое умение в «высшем пилотаже». Кто-то даже поторапливает командира. Но тот не спешит отдать команду на взлет остальным.

        - Нельзя торопиться, можно погибнуть. Разве вы не знаете, что испытывать новый самолет очень трудно и опасно!

        - Нетерпеливый Алеша толкается в строю, намеревается идти на взлет без очереди. Его не пускают. Командир пытается навести порядок. Но на Алешу это не действует: ведь он часто ведет себя так, намеревается идти на взлет без очереди. Его не пускают. Командир пытается навести порядок. Но на Алешу это не действует: ведь он часто ведет себя так, а главное любит быть первым.

        Командир приказывает:

        - Я лишаю тебя полетов на месяц!

        Алеша повинуется, нехотя выходит из строя, с трудом пересиливая свою строптивость, он послушно стоит в стороне. Как это нелегко! Но приказ есть приказ. Не подчиниться командиру просто невозможно! Да и мнение командира разделяют члены экипажа…

        Алеша время от времени глядит на командира. Затем не выдерживает и миролюбиво просит:

        - Товарищ командир, уже прошел месяц, я исправился!

        Командир будто и не слышит. Алеша снова напоминает о себе:

        - Ты что, забыл про меня? Я ведь исправился…

        - Становись в строй, - разрешает командир. Лицо Алеши озаряется  счастливой улыбкой. Он быстро занимает свое место среди играющих. Игра продолжается.

        Так в игре ребенок поставлен перед необходимостью подчиняться коллективу, а если и надо, то и умерять сове нетерпение, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый подчиняется требованию командира, импульсивный – проявляет выдержку (а то какой же ты летчик-испытатель!), не умеющий действовать согласованно с другими ребятами – считается с правилами игры (иначе члены экипажа не захотят быть с ним в одном строю) и т.п. Примечательно, что подобные действия, связанные с самоограничением желаний, ребенок осуществляет с удовольствием. И в этом особая сила игры на волевую сферу. Здесь, как ни в какой другой деятельности, со всей полнотой шлифуются черты личности и формы поведения.

        Но воспитывающее значение игры проявляется в полной мере тогда, когда взрослые руководят ею.

        Чтобы руководить детской игрой, требуется умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как строятся отношения детей в  игровых ситуациях: доброжелательны ли они? Проявляют ли товарищество, вежливость? Умеют ли поддержать общий замысел? Как разрешают спорные случаи? И т.д.

        Но главное, на что в первую очередь следует обратить внимание – это идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, какие чувства и поступки  вызывает у ребенка. Например, такие сюжеты, как «Поликлиника», «Школа», «Космонавты», «Строители» нельзя не оценивать как положительные, так как своим содержанием они побуждают нравственные отношения у играющих, обязывая их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направлено на  то, чтобы  поддерживать игру, сделать ее устойчивой, помочь развить замысел, вовлечь большее количество играющих, при необходимости уточнить с детьми то, что они знают недостаточно.

        Однако игры бывают не только добрыми по своему содержанию. Ведь ребенок в силу отсутствия сформированной нравственности может отражать в них и отрицательные явления, увиденные им в жизни (а жизнь, как известно  соткана не только из добра!) и поразившие его воображение.

        … Пятилетний  Сережа предлагает Максиму:

        - Давай играть так: ты будешь собакой овчаркой, а я, твой хозяин, буду дрессировать  тебя. Собака не будет слушаться, я ее плеткой! Плеткой! Когда она будет кусаться, я стану убегать.

        Недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием, вызывающие у них жестокость, эгоизм, аморальные  поступки. Прежде всего надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Следует иметь в виду: если игра приняла отрицательный  характер (дети изображают пьяных, подражают ссорящимся людям, произносят  грубые слова), а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей прекратить игру, разъяснив, почему она  плохая и почему не следует ее продолжать.

        Нельзя не учитывать, что маленькие дети и старшие дошкольники играют по-разному. Следовательно, и руководство их играми различно. Чем меньше ребенок, тем активнее  роль взрослого. По мере роста ребенка и совершенствования его игровой деятельности необходимо побуждать  ребенка к объединению в совместных играх с другими детьми. Сколько поводов находится для того, чтобы вызвать у ребенка желание поиграть со сверстниками! Например, сказать: «Предложи этому мальчику покататься на своем велосипеде. Видишь, как он на тебя смотрит… наверное, ему тоже хочется покататься», «Поиграйте вместе в мяч», «Помоги  этому симпатичному мальчику построить песочный дом», «Видишь девочки играют в классики, - попроси их принять и тебя поиграть вместе с ними» и т.п.

        Теперь руководство взрослого направлено, главным образом, на то, чтобы дети играли дружно, не ссорились. При необходимости следует помогать им налаживать хорошие  взаимоотношения, подсказывать, чтобы уступали друг другу, делились игрушками, умели подождать, пока один выполнит некоторые действия и т.п.

        Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умения ждать, уступать. К примеру, чтобы пользоваться санками, качелями, велосипедами, нельзя избежать очередности. Ребенку разъясняют: «сначала ты сядешь на санки, а он тебя покатает. Потом ты будешь его возить». А для того, чтобы это требование выглядело конкретно и определенно, можно использовать такой прием: провезешь его на санках один круг, а затем поменяетесь местами. Таким образом, ребенок убеждается, что, подчиняясь правилу, он действует по справедливому закону – каждому поровну.

        Правильные поступки ребенка полезно не оставлять без внимания, например похвалить за то, что уступил, поделился, был доброжелателен к партнеру.

        Вместе с ростом и расширяющимся кругозором дошкольников в их игровых замыслах все более отражаются общественные явления. И это закономерно, ведь дети не живут изолированно от жизни взрослых, они воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями. Играющие спасают тонущие корабли, заблудившиеся рыболовецкие суда, собирают урожаи, уезжают на стройки, отстаивают честь страны на спортивных состязаниях. В играх отражаются идеи добра, справедливости, оптимизм, радость жизни. Печальные события, как правило, имеют благополучный исход: потерпевшего крушение – спасают, слабого – выручают, заблудившегося в дороге – находят, больного вылечивают… Не зря игру считают школой социальной практики, в которой ребенок моделирует мир человеческих отношений, события и факты, характерные для

Взрослого образа жизни. Таким образом, игры являются одним из средств формирования нравственных черт, присущих человеку.

        Старшие дети объединяются в игры с большим количеством  играющих. Особенно это характерно для детей, посе6щающих детские сады. Значит и в семье необходимо  постараться создать соответствующие условия для   таких  игр. Иногда полезно  объединять детей в игру с помощью взрослого. Задача взрослых – всячески содействовать возникновению коллективных игр, так как это одно из эффективных средств формирования в растущем человеке навыков, умения строить отношения.

        В коллективных играх дети проявляют  довольно высокую самостоятельность, инициативность, выдумку, фантазию. Но это не значит, что детские игры не нуждаются по-прежнему в направляющей линии. Усложняются игровые сюжеты и взаимоотношения играющих. От детей требуется умение договариваться с партнерами по игре о содержании и ходе игры, распределить роли, подобрать игрушки и атрибуты, оговорить правила и т.д. Но это не всегда протекает организованно и бесконфликтно, и поэтому, часто случается, требуется помощь взрослых.

        Для того, чтобы игры были наполнены воспитывающим содержанием, отражали  общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем, знакомить с событиями современности, трудом и образом жизни людей нашей страны. И здесь известную роль играют непосредственные наблюдения за  окружающей жизнью, детская художественная литература, радио, телепередачи и, конечно, рассказы взрослых, помогающие ребенку осмыслить то, что он видит, и создавать таким образом предпосылку для возникновения игр.

        Суть общественных явлений и отношений  людей необходимо раскрывать на доступных детскому пониманию фактах.

        …Необходимо привлекать внимание детей к трудовой жизни города: почтальон приносит для жителей письма и газеты; дворник  подметает двор, наводя чистоту и порядок; работники транспорта везут людей в разные концы города на работу; в детском саду повар, прачка, воспитатель – все они ждут детей  и готовы к началу трудового дня. Подчеркните: труд каждого важен и нужен для других, от этого зависит благополучие людей…  Необходимо постараться довести до детского сознания очень важную мысль: человек красив делами, уважают и почитают тех, кто трудится. Все эти впечатления, которые задевают чувства и сознание, затем находят отражение в  детских играх.

        От взрослого требуется умение деликатно влиять не только на содержание игры и ее развитие, но и на отношения детей, придавая этим отношениям нравственную направленность. Так, видя, что ребенок в роли начальника строительства груб с участниками игры, кричит на них, взрослый говорит: «Уважают такого начальника, Который уважает других, вежлив  с ними, умеет разговаривать спокойно».

        Иногда полезно прилечь внимание играющих к положительному примеру: «Танюша настоящая учительница – разговаривает с учениками ровно, спокойно, приветливо. А как понятно она им объясняет задания. У  такой учительницы, наверное и ученики  прилежные, дисциплинированные». Этим самым взрослый одновременно и подчеркивает правильно взятый тон «учительницы», и побуждает «учеников» к организованному поведению.

        Важно всячески содействовать тому, чтобы общение в игре являлось для детей своеобразной школой практики нравственных форм поведения, чтобы они могли уточнять и переосмысливать в действиях, что такое хорошо, а  что плохо, что значит поступать честно, справедливо, по правилам, уважительно, по-товарищески.

        Усвоению норм нравственности содействуют правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности. Так, старший дошкольник должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают  или заняты  своими делами, не полагается. В это время лучше играть в тихие игры.

        Рассмотрим пример.

        …Катя и Лена играют в мяч в коридоре. Мяч часто залетает то на кухню, где готовит мама, то в комнату, где занимается брат-старшеклассник. Девочкам  сделали замечание, и тогда они закрыли двери на кухню и в комнату. Однако шум, смех, возня  с мячом не дают брату сосредоточиться. Он строго сказал девочкам:

        - Пока я готовлю домашние задания, поиграйте, пожалуйста в тихую игру.

        Его поддержал и отец. Но мать возразила:

        - Пусть дети резвятся! Все нельзя и нельзя, а когда же можно? У вас взрослых свои дела, а у детей свои…

        - Но дети должны считаться с нами, - настаивает отец, - их игры не должны нарушать нормальное течение жизни семьи.

        Кто же прав?

        Здесь и в подобных случаях можно считать единственно  правильным решение: игра, которая нарушает удобство окружающих, не может не расцениваться как деятельность нравственная, и поэтому детей следует переключать на игры, требующие от них сосредоточенности и тишины. Это  приучает растущего человека уважать дела старших, вырабатывает в нем деликатность, умение определять, во что  играть, сообразуя свой замысел с удобствами окружающих.

        Дети старшего дошкольного возраста должны знать, что выбор игры не может не зависеть от условий и возможностей (например, наличия соответствующих игрушек, достаточного пространства, удобного места и времени). Так, не может быть плодотворной игра, если две группы играющих не учитывают совместимость своего соседства.

        … Валя с Наташей устраивают играть в «школу» с куклами рядом с ребятами, воздвигающими  сооружения из «строителя». Юные строители невольно мешают им, захватывая часть территории «класса». «Учительница» Наташа  возмущается. Назревает конфликт из-за того, что девочки не сумели выбрать подходящее место для игры.

        Надо объяснять детям, в какие игры можно играть  дома, а в какие на прогулке. Например, игры с мячом, в классики, прятки, бадминтон уместны на прогулке, а не в помещении, где малое пространство и нечаянно  что-то разобьешь или испортишь. Однако и на улице, затевая подвижную, шумную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим. Если рядом в коляске малыш или взрослые читают, то игра в мяч или бадминтон здесь неуместна.

        Поскольку культура игровой деятельности  во многом зависит от условий, в которых  развертывается игра. Как в группе детского сада так и у детей дома должно быть отведено значительное пространство для игр. Оно должно быть хорошо освещенное, защищенное от сквозняков и удаленное от отопительных приборов. Если дети знают, где можно взять игрушки и куда их положить после игры, это несомненно приучает их к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке. Все содержание игрового пространства должно хранится в определенной системе. Так, например, крупные игрушки можно расположить на полу на ковре, мелкие – дидактические и игрушки-забавы, а также настольно печатные игры (типа лото, домино, «гусек» удобнее держать на полке или в шкафу. Следует требовать от детей, чтобы они сами поддерживали порядок в игровом уголке. Дети должны знать, что, например, гараж и машины не могут находиться в кукольной комнате, а мячи и скакалки лежать вместе с книгами. Если дети усвоят целесообразность хранения игрушек, то переставляя, перемещая и меняя порядок, они будут делать это разумно и бережно.  Хранить игрушки в ящике не следует, так как от этого они ломаются, теряют свой привлекательный вид, а главное, детей трудно приучить к аккуратному и бережному обращению с ними. У них невольно формируется неправильное представление о том, что значит убрать после себя игрушки: ведь в ящик он сваливает все, с чем играл, без системы и порядка.

        Не допускайте, чтобы дети играли с поломанными игрушками: это не может содействовать выработке аккуратности, бережливости, правильному обращению с вещами вообще. Время от времени вместе с детьми стоит проверить, нет ли неисправных игрушек, испачканной или порванной кукольной одежды, поломанных коробок для хранения настольных игр. Пусть дети видят, как взрослый бережно чинит игрушки, подклеивает коробки, пришивает собачке оторванную лапку. Старшие дошкольники должны сами проверять и чинить при необходимости (при помощи взрослых). Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии детей старые игрушки: волей или неволей мы будем воспитывать у него небережливость, небрежное отношение к вещам.

        В игре более чем где-либо требуется от ребенка умение соблюдать правила. Того, кто  нарушает их, дети с особой остротой подмечают и бескопромисно выражают свое осуждение. А это, как известно, фактор весьма эффективный в воспитательном отношении. Ведь, если он не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может быть и выйти из игры, так ребенок получает уроки справедливости, честности, правдивости, начинает понимать, что значит считаться с другими.

        В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействиях с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным, следовать нравственным нормам при условии, что его знакомят со следующими правилами:

        

        Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, а также что понадобится для игры.

        Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки.

        Честно  соблюдай правила игры.

        Уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению большинства.

        Если хочешь включиться в общую игру, вежливо спроси об этом у играющих.

        Проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли.

        В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.

        Не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо.

        Разговаривай с партнерами по игре вежливо, не крикливо, уважительно.

        Делись игрушками. Не набирай игрушек больше, чем тебе понадобится.

        Не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит маленький ребенок: своими играми ты не должен нарушать их покой.

        В подвижные, шумные игры (например, с мячом, в бадминтон, хоккей, в прятки, салочки и др.) в помещении играть нельзя. Такие игры уместны на игровой или спортивной площадке во дворе или в сквере.

        Не забывай после игры убрать на место все, чем ты играл. Береги игрушки, заботься об их сохранности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Консультация "Игра - как средство нравственного развития дошкольника"

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, действий, отношений, позволяющая стать  причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равн...

Консультация для педагогов:"Игры, развивающие общение и нравственные качества личности"

В данной работе описыватся игры,развивающие общение, их цели,примеры.А также приводятся примеры игр, развивающих нравственные качества личности....

Консультация "Речь, как средство нравственного воспитания"

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их воспитания и мышления. Не умея мыслить критически, дети подражают всему, что они в...

Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание являетс...

Консультация для родителей. Домашний кукольный театр как средство научить общению

Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговариватьсо своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть телевизор и компьютер - подключившись к Интернету,...