Консультация "Речь, как средство нравственного воспитания"
консультация на тему

Монахова Лариса Михайловна

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их воспитания и мышления. Не умея мыслить критически, дети подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям,  которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось определенное отношение. Такими близкими людьми в семье являются мать, отец, бабушка, дедушка, а в детском саду – воспитатель. Поведение, речь взрослых, их внешний облик – всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей. Связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании. Какие же требования необходимо предъявлять  к речи воспитателя, родителей? Речь взрослых является образцом для детей в широком значении этого слова, а прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с родителями или воспитателем.  В практике же многие допускают ошибки, разговаривая с детьми не только неграмотно, небрежно, но и неуважительно, некорректно. А монотонная речь не затрагивает детских эмоций и не повышает их речевой культуры. Пример. Воспитатель во время обеда делает ребенку замечание: «Ну, кто так делает! Обгрыз хлеб и ложишь его в хлебницу! Возьми обратно и доешь свой кусок!» То же самое можно  и обязательно  нужно сказать по – другому: «Женя, доешь, пожалуйста, свой кусочек хлеба! А в следующий раз постарайся не класть оставшиеся кусочки, которые ты не доел, на общую тарелку. Это неприлично». Другой пример. За Мариной вечером пришла мама. Девочка на  прогулке запачкала брюки, когда её нечаянно толкнул Паша. Реакция мамы: « Вот блин! Только выстирала тебе брюки и обратно стирать! Дала  Паше сдачи? Надо было его тоже толкнуть, да посильнее, чтоб в другой раз не толкался!» Комментарии, как  говориться, излишни. С этой мамой состоялся разговор, я попыталась объяснить  ей ситуацию и ошибочность её высказываний, обратившись тут же к Марине: « Марина уже большая и сама сможет  отчистить грязь на брюках, верно? Но я была рада тому, что Марина не стала «давать сдачи» Паше, ведь она поняла, что Паша сделал это нечаянно и извинился перед Мариной». Мама  сменила  гнев на милость: Ну, тогда ладно! Бывает!» Мы говорим «Доброе слово и кошке приятно». Это не шутка. Только добром и терпением можно вырастить хорошего человека. Зло всегда пробуждает зло, а добро – добро. Это простая истина, но она, к сожалению, ещё не вошла по – настоящему в нашу жизнь. Всем нам  надо учиться видеть в первую очередь хорошее, а  несовершенное  стараться замечать меньше.  Стоит посмотреть  на человека добрыми глазами, сказать  ему что – то, и мы видим, что он на это реагирует позитивно. Иногда нужно совсем немного, чтобы смягчить сердце. Детей это касается  так же, как и взрослых.  Чтобы родители больший интерес  стали проявлять  к воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей.  Атмосфера добра, сплоченности в детском саду очень положительно влияет на родителей.

Взрослые – вольно или невольно – становятся субъектами подражания и прямого копирования. Ребенок становиться таким, каким видит нас, взрослых. Если мы всмотримся в ребенка, то увидим в нем себя как в зеркале. Он повторяет нас в словах, жестах, в характерной мимике и уж, конечно, в действиях и поступках. Вы замахнулись на собаку, ударили кошку в его присутствии, и вот он не только повторяет ваши жесты, но и культивирует в себе жестокое отношение к животным. Ребенок будет таким, каким его сделают окружающие родители, воспитатели. Семья – источник, первооснова социального развития ребенка, проводник в общество людей.

Важно знать: всё, что происходит в жизни ребёнка впервые, запечатлевается в его памяти навсегда, «впечатывается» в его жизнь. Перед  нами стоят задачи: воспитывать культуру речи, культуру поведения, давая образцы, достойные подражания, в общении с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми (здороваться, прощаться, благодарить, извиниться и т.д.), формировать социальное поведение в общении со сверстниками.

Сотрудничать и эффективно взаимодействовать  нельзя, не договорившись. А договориться, не получиться, если не умеешь осмысленно, уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания. Поэтому – то  детей надо, прежде  всего, последовательно, планомерно и настойчиво учить правильно,  строить свои высказывания. Дорогие взрослые, давайте задумаемся над своей речью. Возможно, проанализировав её нам, тоже захочется поучиться прообразовывать собственные привычные высказывания не только по грамматическим правилам, но и по законам вежливости. «Правильное» высказывание должно, с одной стороны, точно отражать чувства и намерения ребенка, а с другой стороны, не должны ущемлять права и достоинства других. Проще всего учить этому, по ходу дела перефразируя некоторые высказывания детей в соответствии  с правилами эффективного осуждения. Например: « куда ты лезешь!» - это некорректное высказывание ребенка. А по- другому: «Таня, подвинься, пожалуйста, мне здесь очень неудобно одеваться!»  или «Думай, куда ноги ставишь!» - «Ты наступил мне на ногу, мне больно!» Ещё пример: « Ты заграбастал все карандаши!» - «Поделись, пожалуйста, карандашами, мне тоже хочется порисовать!»

Если взрослые будут корректны сами в своих высказываниях, проявлять уважение к личности ребенка, результат обязательно появиться.

Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной образной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем  в нашем социуме, что особенно печально, в педагогическом общении становится все более актуальной проблема утраты «хороших манер», снижения уровня речевой культуры, недостаточного  осознания ответственности за сказанное слово. Простая истина: любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, а овладение нормами речевого этикета – одна из возложенных и важнейших составляющих коммуникативных компетенций педагога.  Задумаемся, в совершенстве ли мы сами – педагоги, родители – владеем искусством вежливости? Каким образом умение этично, доброжелательно, уместно выражать свои мысли и чувства влияет на наши взаимоотношения с ребенком? Каким может быть воспитательное воздействие обращения?  Вежливое и уместное обращение является одним из этикетных способов демонстрации доброжелательного, уважительного отношения к взрослому и маленькому человеку. В связи с этим важно, с одной стороны, чтобы ребенок с раннего возраста усваивал общепринятые нормы употребления обращений; с другой  - необходимо, чтобы обращение  воспитателя было корректным, не унижающим достоинства, не нарушающим гармонию общения в детском коллективе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их воспитания и мышления. Не умея мыслить критически, дети подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям,  которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось определенное отношение. Такими близкими людьми в семье являются мать, отец, бабушка, дедушка, а в детском саду – воспитатель. Поведение, речь взрослых, их внешний облик – всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей. Связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании. Какие же требования необходимо предъявлять  к речи воспитателя, родителей? Речь взрослых является образцом для детей в широком значении этого слова, а прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с родителями или воспитателем.  В практике же многие допускают ошибки, разговаривая с детьми не только неграмотно, небрежно, но и неуважительно, некорректно. А монотонная речь не затрагивает детских эмоций и не повышает их речевой культуры. Пример. Воспитатель во время обеда делает ребенку замечание: «Ну, кто так делает! Обгрыз хлеб и ложишь его в хлебницу! Возьми обратно и доешь свой кусок!» То же самое можно  и обязательно  нужно сказать по – другому: «Женя, доешь, пожалуйста, свой кусочек хлеба! А в следующий раз постарайся не класть оставшиеся кусочки, которые ты не доел, на общую тарелку. Это неприлично». Другой пример. За Мариной вечером пришла мама. Девочка на  прогулке запачкала брюки, когда её нечаянно толкнул Паша. Реакция мамы: « Вот блин! Только выстирала тебе брюки и обратно стирать! Дала  Паше сдачи? Надо было его тоже толкнуть, да посильнее, чтоб в другой раз не толкался!» Комментарии, как  говориться, излишни. С этой мамой состоялся разговор, я попыталась объяснить  ей ситуацию и ошибочность её высказываний, обратившись тут же к Марине: « Марина уже большая и сама сможет  отчистить грязь на брюках, верно? Но я была рада тому, что Марина не стала «давать сдачи» Паше, ведь она поняла, что Паша сделал это нечаянно и извинился перед Мариной». Мама  сменила  гнев на милость: Ну, тогда ладно! Бывает!» Мы говорим «Доброе слово и кошке приятно». Это не шутка. Только добром и терпением можно вырастить хорошего человека. Зло всегда пробуждает зло, а добро – добро. Это простая истина, но она, к сожалению, ещё не вошла по – настоящему в нашу жизнь. Всем нам  надо учиться видеть в первую очередь хорошее, а  несовершенное  стараться замечать меньше.  Стоит посмотреть  на человека добрыми глазами, сказать  ему что – то, и мы видим, что он на это реагирует позитивно. Иногда нужно совсем немного, чтобы смягчить сердце. Детей это касается  так же, как и взрослых.  Чтобы родители больший интерес  стали проявлять  к воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей.  Атмосфера добра, сплоченности в детском саду очень положительно влияет на родителей.

Взрослые – вольно или невольно – становятся субъектами подражания и прямого копирования. Ребенок становиться таким, каким видит нас, взрослых. Если мы всмотримся в ребенка, то увидим в нем себя как в зеркале. Он повторяет нас в словах, жестах, в характерной мимике и уж, конечно, в действиях и поступках. Вы замахнулись на собаку, ударили кошку в его присутствии, и вот он не только повторяет ваши жесты, но и культивирует в себе жестокое отношение к животным. Ребенок будет таким, каким его сделают окружающие родители, воспитатели. Семья – источник, первооснова социального развития ребенка, проводник в общество людей.

Важно знать: всё, что происходит в жизни ребёнка впервые, запечатлевается в его памяти навсегда, «впечатывается» в его жизнь. Перед  нами стоят задачи: воспитывать культуру речи, культуру поведения, давая образцы, достойные подражания, в общении с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми (здороваться, прощаться, благодарить, извиниться и т.д.), формировать социальное поведение в общении со сверстниками.

Сотрудничать и эффективно взаимодействовать  нельзя, не договорившись. А договориться, не получиться, если не умеешь осмысленно, уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания. Поэтому – то  детей надо, прежде  всего, последовательно, планомерно и настойчиво учить правильно,  строить свои высказывания. Дорогие взрослые, давайте задумаемся над своей речью. Возможно, проанализировав её нам, тоже захочется поучиться прообразовывать собственные привычные высказывания не только по грамматическим правилам, но и по законам вежливости. «Правильное» высказывание должно, с одной стороны, точно отражать чувства и намерения ребенка, а с другой стороны, не должны ущемлять права и достоинства других. Проще всего учить этому, по ходу дела перефразируя некоторые высказывания детей в соответствии  с правилами эффективного осуждения. Например: « куда ты лезешь!» - это некорректное высказывание ребенка. А по- другому: «Таня, подвинься, пожалуйста, мне здесь очень неудобно одеваться!»  или «Думай, куда ноги ставишь!» - «Ты наступил мне на ногу, мне больно!» Ещё пример: « Ты заграбастал все карандаши!» - «Поделись, пожалуйста, карандашами, мне тоже хочется порисовать!»

Если взрослые будут корректны сами в своих высказываниях, проявлять уважение к личности ребенка, результат обязательно появиться.

Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной образной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем  в нашем социуме, что особенно печально, в педагогическом общении становится все более актуальной проблема утраты «хороших манер», снижения уровня речевой культуры, недостаточного  осознания ответственности за сказанное слово. Простая истина: любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, а овладение нормами речевого этикета – одна из возложенных и важнейших составляющих коммуникативных компетенций педагога.  Задумаемся, в совершенстве ли мы сами – педагоги, родители – владеем искусством вежливости? Каким образом умение этично, доброжелательно, уместно выражать свои мысли и чувства влияет на наши взаимоотношения с ребенком? Каким может быть воспитательное воздействие обращения?  Вежливое и уместное обращение является одним из этикетных способов демонстрации доброжелательного, уважительного отношения к взрослому и маленькому человеку. В связи с этим важно, с одной стороны, чтобы ребенок с раннего возраста усваивал общепринятые нормы употребления обращений; с другой  - необходимо, чтобы обращение  воспитателя было корректным, не унижающим достоинства, не нарушающим гармонию общения в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников

В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...

консультация для родителей "Игра как средство нравственного воспитания детей"

Семье важно понять, что игра - не просто времяпрепровождение ребенка, но и огромный источник нравственных, социальных, эмоциональных и познавательных представлений....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....

"Экология - средство нравственного воспитания"

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Экология - средство нравственного воспитания"...